Топ-100

Астана Якушинская 2 - мавзолей мучеников за веру

Опубликовал: zampolit, 2-02-2017, 14:04, Маршруты путешествий, 2 615, 0

В поле между татарскими деревнями Якуши и Чикча Тюменского района расположено священное место мусульман – некрополь суфийского шейха (Астана). Восстановление Астаны осуществлялось под руководством главы Чикчинской сельской администрации Хамзы Колчаковича Биктимирова на средства местных жителей. Была установлена новая ограда, окультурена прилегающая территория, поставлены скамейки для посетителей.

Данный некрополь в поле у Якушей включен в число региональных памятников историко-культурного наследия и проходит в документах под названием «Астана Якушинская-2». Имя захороненного здесь человека в памяти местных жителей не сохранилось. Астана известна с давних времен как место упокоения одного из первых исламских миссионеров, пришедших в Сибирь по распоряжению шейха Багаутдина из Бухары. Оградка Астаны ориентирована по сторонам света север-юг. Построена 10 декабря 2008 года.

В 1394 году 366 мусульманских проповедников из суфийского ордена Накшбандиа и 1700 воинов совершили поход в Западную Сибирь для обращения местных народов в ислам.

В результате «войны за веру» 300 шейхов погибло. В переводе рукописи профессора Н.Ф. Катанова под названием «О религиозных войнах учеников шейха Багаутдина против инородцев Западной Сибири» перечислено 29 священных захоронений – Астана, ставших впоследствии предметом культа святых мучеников (авлийа) среди сибирских татар.

Особое отношение к данным захоронениям находит выражение в том, что рядом с этими местами люди ведут себя благопристойно: не сквернословят, читают молитву, дают саадака (пожертвования), более того, хранитель Астаны или муллы проводят ритуал поминовения – катым, Астана аш в честь авлийа.

Среди местного татарского населения Астана Якушинская-2 почитается под названием «Изгелар яткан» (святые лежат).

Место известно среди жителей своими мистическими свойствами. Записано несколько историй загадочной поломки тракторов вблизи объектов во время сельхозработ (по этой причине в советское время территория Астаны не попала в зону пашни). Считается, что таким образом шейхи напоминают о себе и предупреждают, о необходимости бережного отношения к святому месту.

В настоящее время мавзолеи первых исламских миссионеров – Астана - являются объектом почитания мусульманского населения Западной Сибири.

В религиозной жизни сибирских татар мавзолеи мучеников за веру - авлийа – имеют особое значение.

Коренное население юга Тюменской области – сибирские татары, исповедующие суннизм ханафитского мазхаба. Исторически Западная Сибирь является самым северным в мире форпостом исламской религии. Религиозный опыт сибирских татар выражается в существующем религиозном синкретизме – теснейшем переплетении различных религиозных и культурных традиций.

Древней религией сибирских татар до принятия ислама было тенгрианство. Основные доктрины тенгрианства, в том числе культ предков, легли в основу традиции почитания священных захоронений первых исламских миссионеров - Астана. Астана (в Сибири) – место захоронений или местность, где ранее находились мазары (мавзолеи) первых исламских миссионеров или местных мучеников за веру (авлийя). За каждой Астаной (мавзолеем) был закреплен хранитель (карауцы, караучы), по легенде принадлежавший к роду шейхов (шикх тугум). Институт хранителей Астана сохранился до наших дней.

Язык Корана – арабский, и миссионеры способствовали распространению арабского языка и письменности, игравшего важнейшую роль в духовной жизни местного населения. Об этом, например, свидетельствуют своеобразные сибирско-татарские генеалогические записи – шежере (сачара - сиб. - тат.) или «жития» местных святых – рисале, которые в целом составляют один тип документа – сачаре рисале. Необходимо отметить, что сачаре рисале в некоторых местах до сих пор является главным атрибутом хранителя Астаны и передается по наследству.

Якушинская Астана была известна с давних времен как место захоронения первых исламских миссионеров. В 1930- х. гг. во время антирелигиозных гонений, из-за боязни репрессий, практика подновления ограждения культового места и открытого проведения обряда поминовения прекратилась.

Последним потомственным хранителем Астаны являлся Худайберды Бабаев (умер в 1960-х). После него за священным захоронением смотрела местная жительница Х.К. Зульбухарова (1916 – 2002 гг.). В настоящее время обязанности хранителя выполняет мулла мечети д. Якуши (Яузбы) А.К. Миргалиев. Сачара не сохранилась.

Как доехать: Астана Якушинская-2 находится в 1,4 км к западу от деревни Якуши, в 1,1 км к юго-юго-западу от реки Тура и в 78 м к северу от автодороги Якуши – Чикча. Памятник находится на правом берегу р. Тура, в поле, выделяется среди окружающей местности благодаря своей высоте.

Координаты: 57.133748, 66.001045
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (40)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.