Рождение Ялуторовска
Опубликовал: murashka, 10-09-2016, 16:18, Путешествие в историю, 1 766, 0
Сретенский Собор (12 июня 2016 г.)
Как многие и многие сибирские города, Ялуторовск возник на месте древнего поселения. Об этом свидетельствуют археологические памятники — курганы и городища возле деревень Криволукская и Томилово, неподалеку от города, датируемые I тысячелетием до н. э. А после заселения среднего течении рек Тобола, Туры и Тавды тюркскими племенами, на месте древнего городища вырос в XIV веке татарский городок Явлутур.
В начале XVI века на юге Западной Сибири существовало сильное Сибирское ханство. В этом же веке начинается и все более интенсивное освоение Сибири русскими. Чтобы «остерегать» границы от набегов враждебных кочевников, на Востоке стали строить укрепленные городки и остроги. С них начинались и Тюмень, и Тобольск, и Омск, и Иркутск.
По мере продвижения русских на восток они теряли пограничное значение, становились опорными базами для формирования и снаряжения новых отрядов землепроходцев, превращались в хозяйственные и культурные центры крупных районов.
Поход дружины Ермака в 1580-е годы фактически был первым и последним крупным военным предприятием русских в Сибири. После были лишь отдельные стычки с остатками Сибирского ханства. И прав историограф В.Г. Мирзоев, говоря, что «только мирные средства — освоение и заселение — могли привести к закреплению края за Московским государством», что если уж говорить о «покорении» Сибири, то «основным его оружием был не меч, а орало. Именно земледельческая колонизация решила дело».
И Ялуторовская слобода родилась как слобода мирная, земледельческая, хотя осторожность и требовала иметь в ней укрепленный острог. О месте и дате ее рождения можно судить по «Отписке Тюменского воеводы Федора Веригина» в 1658 году, адресованной царю Алексею Михайловичу.
«Ведомо мне, холопу твоему... где построить твоя великого государя слободы, и острог укрепить, и крестьян на десятинную пашню изо льготных лет поселить. И то, государь, место близко Тюмени города, ниже устья Исети-реки и Белого Яру по городовую тюменскую сторону Тоболу роки, где старой татарской Явлутур-городок. И в нынешнем, государь, во 167 (1658) году... посылал я, холоп твой, тои места досматривать тюменских пашенных крестьян Петрушку Ульянова и Елеську Гилева, которым пашенные и всякие земли в обычай... А где, государь, быть твоей государеве слободе и десятинной пашне, и где пахать пашенным крестьянам и беломестным казакам пашни на себя, и те все земли добрые и многие, и для сенных покосов и скотских выпусков дуги великие и травные. И в тое, государь, новую слободу в пашенные крестьяне и в беломестные казаки есть вольных и охочих людей много. И поселятца вскоре, наполнится, государь, та слобода... пашенными и оброчными крестьяны и служилыми и беломестными казаками из вольных и охочих людей, а не из тяглых... А где быть твоей государеве слободе, пролегли дороги проезжие... И прибыль будет от тое слободы денежная и хлебная многая...»
Острог обнесли частоколом — стеной заостренных бревен, поставили три башни. С двух сторон острог обходила река, третья глядела на большое озеро Чать (теперь Бабановское), а с четвертой стороны вырыты были два рва в три сажени глубиной и с земляным валом.
Из-за Урала шли в Сибирь люди — больше всего государственные крестьяне, которым в Центральной России жилось особенно тяжело. Шли, ставили вокруг острога избы, подымали целину, обзаводились скотом и птицей, добывали зверя и рыбу. После церковной реформы Никона сюда и по своей воле, и по принуждению хлынула волна сторонников «старой веры», семьями бежавших от церквей, где «кукишем крестятся», т. е. троеперстием.
Доставлять в Сибирь продовольствие (прежде всего хлеб) было весьма дорого — расстояния велики, а дороги плохи. Вот почему и воевода тюменский, сообщая царю о выборе места для острога, всего более упирает на изобилие пашенных земель и травных лугов: Сибири необходим был свой хлеб, свой скот.
Вскоре в Ялуторовской слободе и окрестностях ее одна за другой возникают деревни — Хохлово (в нескольких километрах к северу), Суерка, Коркина (давшая начало г. Ишиму), Царев Курган (ныне Курган) и другие.
Распахивались земли, осваивались новые пастбища, прокладывались дороги. В середине XVIII века начало оформляться и административное устройство огромного по территории уезда, центром которого стала Ялуторовская слобода. В 1749 году в ней было 172 двора и 300 человек населения (учитывались только трудоспособные мужчины от 16 до 50 лет). И в слободе, и в уезде жили главным образом «государственные» крестьяне.
Главным занятием ялуторовцев было сельское хозяйство. Здесь сеяли яровые и озимые хлеба, лен, коноплю, разводили коров и овец. Сельскохозяйственное сырье вызвало к жизни и соответствующие отрасли обработки: в Ялуторовске возникают мукомольные, маслодельные, салотопенные и кожевенные предприятия — сначала кустарные, мелкие, с двумя-тремя работниками, а позже и более крупные.
На территории уезда было найдено много глины различного цвета. Кофейноцветная употреблялась для изготовления кровельной краски, белая шла вместо мола, из горшечной делали чашки, кринки, латки, кувшины, которые славились по всей Тобольской губернии.
Вблизи Ялуторовска в 20-х годах XVIII века возникли стекольный завод (бывший стеклозавод «Коммунар») и винокуренный завод в Уковке (бывший Падунский спиртзавод), небольшой завод для изготовления селитры. На кустарных предприятиях трудились в основном «охочие», т. е. пришлые люди. Труд их был исключительно тяжелым, все делалось вручную, люди часто простужались и болели. Хотя крепостной зависимости в Западной Сибири не было (как не было и помещиков), зависимость от государства была очень тяжелой. Обязанность «пахать на государя», платить налоги, другие разнообразные повинности, произвол местных властей и церковников делали жизнь землепашцев порой просто невыносимой.
Недовольство крестьян и «работных людей» нередко выливалось в стихийные волнения. Первое известие о посылке в Ялуторовск усмирительной воинской команды относится к 1760 году, когда «в Ялуторовском дистрикте начались волнения государственных крестьян в связи с заменой хлебного оброка десятинной пашней. Летом они отказались убирать казенный хлеб и пахать землю».
В 1763 году ялуторовские власти снова вынуждены были призвать на помощь войска: крестьяне, находившиеся во владении церквей и монастыря, взбунтовались. Причиной тому было наглое мздоимство церковников, бравших с крестьян «пятинный хлеб» (пятую часть урожая), а кроме того, требовавших множество повинностей: ставить сено, заготовлять дрова, строить дороги, мосты и т. д.
Волнения, вспыхивавшие в разных местах и в рваное время, быстро подавлялись. Но дух непокорства| на рос. Не случайно, едва услышав о восстании пугачевцев, власти Тобольской губернии прежде всего подумали об опасности волнений в Ялуторовском и Тюменском уездах.
В октябре 1773 года в Ялуторовском уезде узнали о восстании Пугачева. Первыми взбунтовались каторжные и «работный люд» винокуренного завода. Около тысячи казаков (крестьян, спешно призванных в царскую армию), посланных на усмирение восставших, приняли их сторону. Восстание разрасталось. Крестьяне прогоняли царских чиновников, желая управлять «по казачьему образцу», целые деревни переходили на сторону пугачевцев. И хотя армия Пугачева в Зауралье не пошла, ее «агитаторы» и атаманы побывали здесь, призывая братьев браться за оружие и воевать «за хорошего государи Петра Третьего». Побывали у Пугачева и представители ялуторовских крестьян — С. Новгородов и поп Л. Антонов, которые пользовались у окрестного населения большим авторитетом еще со времен «десятинного бунта» 1760 года.
Копия ялуторовского острога
В Тобольске, Тюмени и Ялуторовске власти делали все возможное, чтобы обезопасить себя: приводились в порядок рвы, валы и стены, ставились «рогатки» и завалы на дорогах, бралось на учет все оружие. Чтобы привлечь крестьян на свою сторону, губернатор приостановил сбор податей и оброка в Ялуторовском уезде.
Между тем самодержавие собиралось с силами и пугачевцы несли большой урон. Общее поражение Пугачева ускорило подавление восстания и в сибирских уездах: в Тюменский и Ялуторовский уезды были направлены крупные военные силы. Но еще целый год отчаянно защищались крестьяне слобод Суерской, Емуртлинской, Уковской, успевшие уже устроить у себя «казачье управление». И хотя у них была даже своя артиллерия, долго противостоять регулярным войскам они не могли. Началась расправа с участниками восстания — вожакам вырывали ноздри, крестьян нещадно секли. Сотни людей были отправлены в каторжные тюрьмы, рудники и заводы. Но эхо крестьянской войны еще долго было слышно и в России, и в Сибири.
Крестьянская война, ее жестокое подавление разорили деревни уезда, нанесли серьезный ущерб развитию хозяйства. Тем не менее, вскоре Ялуторовск стал быстро расти. Через него от Тюмени па Омск, Иркутск и дальше — на Кяхту и Пекин — прошел знаменитый Сибирский тракт, и торговля в крае заметно оживилась.
В 1782 году Ялуторовск был объявлен городом и ему присвоен был герб, о котором в «Описании гербов городам Тобольского наместничества 1782 года» сказано: «В синем поле серебряное мельничное колесо в знак того, что в округе оного находится многое число мучных мельниц».
На рубеже XVIII — XIX века в Ялуторовске было уже около 2 тысяч, а в уезде — около 40 тысяч душ податного мужского населения. В городе имелось 204 дома, 4 кузницы, 4 салотопенных и маслодельных заведения и мыловаренный завод. В уезде развивалось земледелие и молочно-мясное животноводство. На 37 тысячах десятин пахотных земель уезда выращивали пшеницу, рожь, ячмень, полбу, овес, горох, лен и коноплю. Господствовала паропереложная система земледелия, т. е. выпаханная за 6-8 лет земля заменялась «новиной». Но с начала XIX века все шире начинает применяться трехполье. Главными орудиями хлеборобов были соха, борона, серп да цеп, и урожаи были невысокими: сам-3, сам-4, редко сам-7, а в засушливые годы на иных молях не собирали и посеянных семян.
В начале XIX века в городе была одна-единственная на весь огромный уезд школа, а «здравоохранение» города и уезда находилось в руках одного лекаря.
Пришел 1812 год, Отечественная война. Как и вся Сибирь, Ялуторовский уезд поставлял рекрутов, продовольствие, припасы. Из документов известно, например, что из Ялуторовска помимо обязательных рекрутов в сентябре 1812 года добровольно отправились воевать «17 крестьян, два чиновника и 4 обывателя», а горожане пожертвовали «для защищения Отечества» более 13 тысяч рублей, 260 аршин холст, 3 ружья, нашелся даже один пистолет.
Разложение феодально-крепостнического строя в России стало особенно очевидным после войны с Наполеоном. В этот период Ялуторовск (с 1822 г.) стал уже окружным городом, центром огромной территории, равной по площади такому государству, как Бельгия. Народное недовольство проявлялось по разному в разных уголках обширного края. Ялуторовские крестьяне, в частности, самовольно переселялись в более глухие места, подальше от властей. Участились случаи отказа платить подати, в губернский центр и в столицу стало поступать больше жалоб и протестов. А в начале 1826 года крестьяне Суерской волости отказались повиноваться ялуторовскому исправнику и изгнали окружного судью. Для усмирения их с воинским отрядом прибыл сам губернатор Бантыш-Каменский. Руководители бунта Артемий Медведев и Семен Пьянков были высечены плетьми и сосланы за Байкал.
По примеру русских крестьян волновались и татары, отказываясь платить недоимки. В конце 30-х и начале 40-х годов в связи с межеванием земли в тобольскую губернию пришли слухи о введении крепостного права в Сибири, что вызвало большие волнения в южных районах губернии.
Такова была экономическая и политическая обстановка в Ялуторовске и округе накануне прибытия сюда ссыльных участников восстания на Сенатской площади в Петербурге.