Вознесенский собор в Звенигороде
Опубликовал: kamazgera, 16-05-2016, 18:18, Путешествие в историю, 2 080, 0
Бывшая Вознесенская улица (ныне Чехова) в городе Звенигороде, приведет вас к собору Вознесения Господня. Собор был построен в 2007 году, к 600-летию преставления преподобного Саввы, трудами Леонида Оскаровича Ставицкого, главы городского округа Звенигород. 27 июля 2007 года собор был освящен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, в этот же день первую Божественную литургию совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Около собора красиво: он стоит на открытом пространстве в окружении великолепных пейзажей. Можно присесть на одну из лавочек близ собора и познакомиться с его историей.
Вознесенский собор венчает собою вершину холма, на котором церкви строили с незапамятных времен. Деревянная церковь Вознесения на этом месте стояла, возможно, еще в XVI веке. После разорения Звенигорода во время Смуты в начале XVII столетия в городе уцелело только два храма: белокаменный Успенский на Городке и деревянный Вознесенский в Нижнем посаде.
Одно из первых описаний собора Вознесения Господня относится к 1624 году. В писцовых книгах за этот год упомянуто: «В Звенигороде, на посаде церковь Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, а в церкви: образы и свечи, и книги, и клепало и всякое церковное строение мирское; а у церкви во дворе поп Стефан, во дворе проскурница Авдотьица, а земля (Саввинской) церкви дана десятинная и тое церковною землею дозирал великого государя Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московского и всея Русии сын боярский Иван Всеволоцкой...».
11 января 1630 года Патриарх Московский и всея Руси Филарет «ходил на богомолье в Саввин монастырь, шел мимо Звенигорода и 15 генваря Святейший Патриарх пожаловал в Звенигороде Вознесенскому попу Стефану на молебен гривну". С середины XVII века, когда Саввино-Сторожевский монастырь становится резиденцией русских государей, цари и патриархи уделяют внимание и Вознесенскому храму, мимо которого им приходилось идти в монастырь.
В XVII—XVIII веках Звенигород естественно развивался в восточном направлении. По плану конца XVIII века город был разбит на регулярные кварталы, сосредоточенные в основном на территории Нижнего посада, около деревянного Вознесенского храма. У Вознесенской церкви появляется все больше прихожан, ее значение возрастает.
Одним из требований, предъявляемых в то время к уездным городам, было наличие городского каменного собора. Поэтому в 1792 году на месте деревянной церкви Вознесения был построен новый кирпичный храм.
Его главный престол и два престола в приделах были освящены во имя праздников Вознесения Господня, Толгской иконы Пресвятой Богородицы, святителя Николая Чудотворца. Вознесенская церковь представляла собой вытянутый в плане объем, состоящий из храмовой части, алтаря, трапезной с двумя приделами, паперти и четырехъярусной колокольни. Современный Вознесенский собор, освященный в 2007 году, по своей архитектуре отличен от церкви, построенной в конце XVIII века.
Рядом с Вознесенским собором вне его ограды расположены три деревянных домика, чьи фасады обращены к храму. Они принадлежали церковному причту. В домиках жили священнослужители, были просфорня и школа, один из них сдавался в наем. Выстроенные по одной линии, дома отделяли собор от торговой площади, располагавшейся в центре города.
Остальное пространство холма, на котором стоял храм, предназначалось для проведения крестных ходов, чтения проповедей при большом стечении верующих, торжественных встреч высших церковных иерархов.
В конце XIX — начале XX веков в Звенигород во время обозрения церквей Звенигородского уезда часто приезжали московские митрополиты и епископы. Служили церковные иерархи обычно в Вознесенском соборе. Именно в момент пребывания в церкви епископа Можайского Димитрия в августе 1914 года объявили начало Первой мировой войны. Стоя перед собором, преосвященный Димитрий призвал звенигородцев «на защиту веры, Царя и Отечества».
Несмотря на многочисленные свидетельства соблюдения церковных традиций, примеры истинно духовной жизни, именно на рубеже веков русские люди уже не соответствовали тому монолитному представлению «православного народа, преданного Богу Царю и Отечеству», по которому Россия называлась Святой Русью. Газеты были наполнены сообщениями о все чаще повторяющихся случаях хулиганства, непочтительности к церкви и священнослужителям, утрате веры. В больших или меньших масштабах это наблюдалось почти по всей России, особенно в городах. Служители церкви пытались влиять на изменяющееся на глазах состояние паствы.
В 1922 году собор был закрыт. В опустевшей церкви устроили пункт заготовки зерна. Для удобства подвозки зерна со стороны реки сломали боковую стену. С 1939 по 1941 год в церкви Вознесения был гараж для пяти автобусов и грузовика. Внутри прорыли смотровую яму, в алтаре соорудили слесарную мастерскую, установили верстаки. В апреле 1941 года церковь решили сломать и использовать кирпич для строительства. Сохранились фотографии постепенного разрушения памятника, на одной из которых храм с поврежденным куполом, на другой — колокольня без верхнего яруса, у ее подножья лежит груда крестов, листового железа и т. п. В мае 1941 года церковь была разобрана полностью.
На месте разрушенного собора появился памятник Сталину, который спустя несколько лет был снесен. Несмотря на дефицит места под строительство, Вознесенский холм не застраивался, и хотя городские власти разрабатывали проекты использования территории, они не были реализованы. Бывшие три дома причта сохранились в перестроенном виде до настоящего времени. В советский период в них размещались скорая помощь, жилые квартиры, детский сад.
Уничтожение Вознесенского собора явилось ничем не восполнимой утратой в жизни Звенигорода. В первую очередь — в духовном смысле. Но не меньшим было значение храма в качестве архитектурной доминанты города. Музыкальный ритм чередования церквей на протяжении определенных промежутков единой линии — церковь св. Александра Невского, Вознесенский собор, Успенский собор, Саввино- Сторожевский монастырь — нарушился, и если архитектуру сравнивать с музыкой, то композиция городского ансамбля лишилась главной ноты.
Вознесенский холм пустовал не случайно — он словно ждал своего возрождения. Сначала это выразилось в строительстве небольшой часовни, где помещалась икона праздника Вознесения Господня, в 1998 году, а затем — и в появлении самого собора.
После строительства Вознесенского собора город до неузнаваемости изменился. Границы его исторического центра оказались очерчены двумя храмами: Вознесения Господня и св. князя Александра Невского.