Через болота и тайгу: как появилась железная дорога Тавда — Устье-Аха
Опубликовал: zampolit, 16-06-2025, 21:10, Железнодорожная история, 48, 0
Совмещенный мост через Тавду (14 июня 2025 г.)
В начале 1960-х годов в пространствах, где до сих пор царило безмолвие нетронутой природы, родился амбициозный замысел — проложить железнодорожную ветку через царство нежилых болот к среднему течению реки Конды. Эта трасса должна была открыть доступ к огромным массивам девственных лесов, богатым ценными хвойными породами. Но не только лесозаготовители увидели в этом проекте свою выгоду: нефтедобытчики также заинтересовались строительством — часть нефтепровода Шаим – Тюмень планировалось проложить вдоль новой железной дороги, как и высоковольтную линию электропередачи до Урая.
Так началась эпоха освоения новых территорий, связанная со строительством железной дороги Тавда – Сотник (ныне Устье-Аха), которая протянулась на 186 километров по самым сложным участкам Западной Сибири. Строительство длилось с 1959 по 1970 год, но уже 16 марта 1964 года первый поезд проследовал по мосту через реку Тавду — символу победы над природными препятствиями.
Металлические фермы
Именно с возведения моста началась эта грандиозная стройка. В то время ни на сотню километров вверх и вниз по течению реки Тавды не было ни одного моста. Работали здесь бригады строительно-монтажного поезда № 29 треста «Свердловсктрансстрой». Чтобы попасть на правый берег, технику переправляли на паромах, после чего начинались работы по прорубке просеки и подготовке земляного полотна.
Особенно запомнились зимы, когда путевые бригады использовали старую, но проверенную тактику — наращивали лёд на поверхности реки и прокладывали временные пути. Как это делали ещё во времена Гражданской войны на Каме, по ледяному покрытию реки шли платформы с балластом и стройматериалами. Два года подряд таким образом обеспечивалась логистика, пока не был завершён постоянный мост.
Мост стал инженерным шедевром своего времени. Его фундамент — свайный, с железобетонными сваями. Опоры массивные, пролётные строения — преднапряжённые железобетонные, а один пролёт выполнен из металлических ферм. Проезжая часть — сборные плиты с цементно- и асфальтобетонным покрытием. Для пешеходов предусмотрели низовой тротуар как на самом мосту, так и на подходах к нему. Автомобильный же мост был сдан чуть позже — в 1966 году.
Но если мост стал первым шагом, то главными противниками строителей стали болота — Куминское и Ташкульское. Первое, длиной 14 километров, потребовало целого года на засыпку. Грунт приходилось возить с расстояния в 40 километров. Объём дренажного материала был настолько велик, что из него можно было бы построить насыпь высотой 10 метров и длиной 10 километров.
После Куминского строители столкнулись с Ташкульским болотом, глубина которого достигала 11 метров. Грунт теперь приходилось доставлять уже с расстояния в 100 километров. Эти испытания требовали колоссальных усилий, но именно они стали важным этапом в освоении территории.
Каждый километр этой трассы давался нелегко. Колонны строителей росли: помимо поездов треста «Свердловсктрансстрой» (№ 18 и № 29) к работе подключились мехколонны «Уралстроймеханизации», специалисты по мостам, электромонтажники, связисты, взрывники. Общая численность рабочих составила почти три тысячи человек.
Продвижение вглубь тайги напоминало настоящую военную операцию. Порой деревья казались живыми существами, охраняющими свои владения. Так, 4 ноября 1967 года, когда последнее звено рельсового пути почти упёрлось в большую березу, ее решили не рубить — это стало символическим концом пути. Железная дорога вышла к устью короткой, но судоходной реки Ахи, вытекающей из озера Леушинский Туман и впадающей в Конду.
Два дня спустя, 6 ноября 1967 года, состоялось торжественное открытие движения по новой трассе. Под духовые оркестры и речи руководителей, в канун 50-летия Великой Октябрьской революции, были отмечены самые отличившиеся строители. Это событие стало важной страницей истории города Тавды.
Белая ферма - железнодорожная, коричневая - автомобильная
Железная дорога Тавда – Устье-Аха стала не просто транспортной артерией, но и мощным импульсом для экономического развития региона. После её открытия Тавда перестала быть тупиковой станцией — она стала транзитным городом. Завершающим аккордом стало открытие пассажирского сообщения: 7 апреля 1970 года по маршруту Свердловск – Устье-Аха прошёл первый пассажирский поезд.
Эта история — пример героизма и трудового подвига советских людей, которые смогли одолеть не только болота и тайгу, но и собственные сомнения. Мост через Тавду и железная дорога, проложенная сквозь непроходимые дебри, остаются живым памятником эпохи, когда строили не ради прибыли, а ради будущего.