шаблоны для dle, uaBIG.com - инструменты для вашего сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
» Путешествие в историю » В толерантном Улан-Удэ

В толерантном Улан-Удэ

Автор: zampolit
11-09-2012, 05:55
В толерантном Улан-Удэ

Никак не мог пройти мимо столицы Бурятии. Бывая, в этом городе и зимой и летом не переставал открывать для себя новое и интересное.

Улан-Удэ расположен в Забайкалье, в долине реки Селенги, на ее правом берегу, между хребтами Хамар-Дабан и Улан-Бургасы, в 75 км к востоку от озера Байкал.
Улан-Удэ граничит на севере и западе с Иволгинским райо­ном, на востоке - с Заиграевским районом, на юге - с Тарбатагайским районом Республики Бурятия.

Город Улан-Удэ земля не русская, но русско-монгольская, окраина империи, Азия и Европа. Смесь причудливая — русские, буряты, баргузинские евреи, эвенки, метисы… Красота смешанной крови — высокие скулы и округлый подбородок, раскосые синие глаза. С толерантностью в Бурятии все в порядке, столица не исключение: люди здесь спокойные, доброжелательные, разве что по-сибирски непреклонные — гостям города нужно готовиться жить по суровым законам бурятского гостеприимства (оно как кавказское, только с Байкалом и омулем).

Свой отпечаток на характер горожан накладывают три сосуществующие религии: в Улан-Удэ примерно поровну православных храмов и дацанов. Буддистские ламы знают о человеке всё, но не скажут, пока не спросишь. К ним горожане ездят советоваться. Буддистские монахи в оранжевых одеждах и православные священники в черных рясах ходят по одним улицам. Говорят, настоящие шаманы давно покинули эти земли, но на перевалах дорог, как и столетия назад, стоят «идолы», обвитые лоскутками. Возле них обязательно останавливаются, приносят дары божеству Бурхану (монетки, сигареты…). Так поступают даже городские жители с высшим образованием, и все поголовно умеют немножко шаманить — «капают» и «брызгают» водой или водкой, чтобы не было беды, чтобы удача не отвернулась. Кстати водка в Бурятии самая лучшая за Байкалом. Из названий вспомнилась «Омулёвка», бальзамы «Бурятия» и «Амрита», не могу не упомянуть о чудесных конфетах фабрики «Амта».

Если отношения улан-удэнцев с нематериальным миром примерно понятны, то отношение горожан к материальному воплощению собственной истории весьма неоднозначное. Улан-Удэ — из тех городов, которые стремятся быть современными любой ценой, пусть даже ценой разрушения исторического облика. Однако все сложнее, чем кажется на первый посторонний взгляд: одно дело — пожелания путешественника с фотоаппаратом, ищущего живописность и аутентичность в старинном сибирском городе, другое — потребность горожан в элементарном комфорте.

Улан-Удэ (бывший Верхнеудинск, есть еще на Трансибе и Нижнеудинск) был основан в 1666 году, входит в список исторических городов России. Соответственно, исторический центр здесь тоже имеется. Это часть Советского района на мысу при слиянии рек в устье Уды. В сетке улочек, параллельных то Уде, то Селенге, наиболее отчетливо видны архитектурные контрасты Улан-Удэ, от XVIII до XXI века.
Непарадная (но самая живописная) часть исторического центра по большей части состоит из «деревяшек» — так здесь называют старые деревянные дома. Миниатюрные домики XIX века с резными наличниками, добротные дома начала ХХ века, одно- и двухэтажные «деревяшки» примитивного вида, которые на поверку оказываются бараками советского времени. Для любителей «неприлизанной» истории — простор для исследования и источник колоритных фотографий. Для жильцов этих домов — жизнь без удобств, почти полное отсутствие современного городского комфорта. За пыльными фасадами и облупленными заборами скрываются заросшие бурьяном дворы с поленницами дров; стены, подпертые чем попало, пластиковые окна в старых проемах — попытка не отгородиться от шума, а сохранить тепло в помещении. «Деревянные» улицы пестрят объявлениями с одним словом «Дрова» и номером телефона — в большинстве «деревяшек» печное отопление. Ностальгического вида колонки перед домами означают, что не везде есть водопровод. Почти все «деревяшки» отчаянно нуждаются в капитальном ремонте. Посему местные власти решили, что деревянный Улан-Удэ проще уничтожить, чем привести в божеский вид. План тотальной переделки исторической части города уже имеется, но пока не вынесен на суд широкой общественности. Сколько времени осталось у «деревяшек», иллюстрирующих историю города за последнее столетие, неизвестно. Активисты, пытающиеся отстоять архитектурное наследие, в Улан-Удэ имеются. Возможно, им удастся спасти не только отдельные дома — все-таки атмосферу подлинности создают улицы и кварталы. В любом случае, стоит поспешить — через несколько лет Улан-Удэ может выглядеть совсем иначе, а деревянные домики можно будет найти в безжизненных копиях во всяких музеях под открытым небом.

Главная улица исторического центра (и всего города), как водится, — Ленина, бывшая Большая Николаевская. Срез городской истории, средоточие знаковых достопримечательностей, идеальное место для быстрого знакомства с городом, если времени мало. На одном ее конце (берег Уды) стоит старейшее здание города, кафедральный Одигитриевский собор XVIII века. На другом — всемирно известный «вау-фактор» Улан-Удэ, самая большая в мире голова Ленина на площади перед зданием администрации. (с непривычки можно испугаться, и Ленин немного бурятский). Между этими точками исторического экстремума — местный «Арбат» (пешеходный участок улицы Ленина между улицами Советской и Кирова); грандиозный Театр оперы и балета, построенный японскими военнопленными; арка якобы 1891 года в честь визита цесаревича Николая Александровича (снесли в 1936, восстановили в 2006); старинные каменные особняки, искаженные ремонтом, кондиционерами и магазинными вывесками; музеи природы Бурятии и истории Улан-Удэ, сувенирные лавки и даже ретро-автомат с газировкой.

Чтобы попасть на улицы с «деревяшками», достаточно свернуть с улицы Ленина направо или налево, или дойти до Одигитриевского собора и соседних с ним улиц Банзарова и Набережной — это признанный исторический квартал, дома здесь самые ухоженные, многие имеют статус памятника архитектуры. Прогуляться по старинной Набережной улице вдоль Уды куда приятнее, чем по новой, но еще плохо обустроенной Селенгинской набережной.

С набережных открываются виды на заречные районы и сопки, с трех сторон окружающие город. На вопрос «как называются эти горы?» местные жители оглядываются, словно видят сопки впервые: «Как называются? Да никак не называются. Разве ж это горы? Вот Саяны — это горы…» Так и стоят безымянными предгорья хребтов Хамар-Дабан, Улан-Бургасы и Цаган-Дабан. Впрочем, название одной из сопок в черте города знают все: Лысая гора. Так называется и сопка, и городской поселок, где в 2004 году был открыт дацан «Ринпоче Багша» с самой большой в России статуей Будды Шакьямуни.

С Лысой горы хорошо видно, что Улан-Удэ лежит в чаше гор. В обширную низину с гор стекаются все ручьи, а в сезон осенних дождей или весной, когда в горах тает снег, притоки Уды и Селенги выходят из берегов. Тогда дачники бредут, ругаясь, на фазенду в резиновых сапогах и ловят картошку в мутной воде. Летом улан-удэнцы ездят в Китай и Монголию на маршрутке. Маршруток в городе больше чем обычных автомобилей. И в основном все японского производства «Истаны». Зимой жители, ругаясь, сидят дома. В Улан-Удэ суровая зима.

В Улан-Удэ нет проблем ни с общепитом, ни с гостиницами. Много кафе и ресторанов с разной кухней, но традиционные бурятские блюда представлены в меню практически любого заведения. Возле ресторанов чаще прочих можно увидеть странную надпись зазывными крупными буквами: «Бууза». Значит, здесь готовят это популярное национальное блюдо, которое русским больше известно как «позы» или, если совсем обобщать, «бурятские манты» — нечто вроде огромных пельменей с дырочкой наверху, которые нужно поедать особым образом: сначала надкусывать и выпивать горячий мясной сок, а потом уже приступать к мясной начинке и тесту.
Про «позы». Как то мой товарищ впервые попал в Улан-Удэ на поезде, и услышал в открытое окно вагона: «Позы, 15 рублей, позы!» Не поленился же встал и посмотрел, что там за позы по 15 рублей. И был удивлен, что акробатов на перроне нет.

В толерантном Улан-Удэ

В Улан-Удэ очень много ресторанов, стилизованных под юрты и богато декорированных. Самыми «пафосными» считаются заведения на улан- удэнской «Рублевке» — в поселке Верхняя Березовка. Это не просто рестораны, а целые ресторанные комплексы, выдержанные в едином этническом стиле. В меню таких заведений основной акцент, естественно, делается на местную кухню. Еще из экзотического — монгольские рестораны, их в Улан-Удэ довольно много.

С размещением в Улан-Удэ тоже не возникнет проблем. В наличии всё, от крупных гостиничных комплексов до хостелов и мини-отелей. Объясняется это просто: во-первых, Улан-Удэ — транзитная точка для путешественников на бурятский (самый туристический) берег Байкала. Во-вторых, в Улан-Удэ много командировочных — в городе проходят конференции, деловые и культурные форумы: это удобная площадка для встреч с партнерами из Монголии и Китая.

Аэропорт Улан-Удэ расположен примерно в 15 километрах от центра города. До города можно доехать на маршрутке или такси. Цена поездки на такси в центр — около 300 рублей. Есть еще один аэропорт в черте города -«Восточный», попасть туда проблематично, если только Вы не принадлежите к Вооруженным Силам России. Вообще столица Бурятии напичкана воинскими частями, в 30 километрах от города в поселке Сосновый Бор находиться штаб 36 армии, десантно-штурмовая бригада, на станции Дивизионная то же воинские части, есть части в Комушках, город слегка милитаризован.

Из Улан-Удэ на автобусах и маршрутках можно доехать практически до любого района республики и до населенных пунктов в Иркутской и Читинской области. Правда, ситуация с автовокзалами в городе довольно запутанная: они то открываются, то закрываются. По состоянию на осень 2012 года основным городским автовокзалом можно считать Южный (он же «Селенга», находится на берегу Селенги, Корабельная улица, 32 К15, справочная +7 (3012) 21-56-50.
Если в расписании нет Вашего населенного пункта, можно купить полностью маршрутку и организовать свой маршрут.
В толерантном Улан-Удэ

От Улан-Удэ до побережья Байкала около 140 километров по трассе М55. Ближайший курортный поселок — Энхалук. До Энхалука (а также до Култушной в том же Кабанском районе Бурятии) маршрутки ходят от ж/д вокзала (ул. Революции 1905 года, 35). То есть на выходные вполне можно прокатиться на Байкал и насладиться красотами этого великого озера.
Весьма интересны бурятские праздники.

Зима — начало весны. Сагаалган, праздник Белого месяца, или Новый год по лунному календарю. В это время в Улан-Удэ проходит фестиваль народной и эстрадной музыки «Звезды Белого месяца», в котором участвуют исполнители из Бурятии, Монголии, Тывы, Хакасии и Китая.
Лето. Спортивный праздник Сурхарбан, название которого переводится как «стрельба в сур» — особую кожаную мишень. С 2011 года проходит на новом Центральном стадионе Улан-Удэ. Традиции Сурхарбана уходят в глубину веков. Главные состязания (стрельбу из лука, скачки и борьбу) называют «эрын гурбан наадан» — «три игры мужей». В эпоху Чингисхана эти древние игры служили для отбора воинов в армию великого завоевателя, а сегодня Сурхарбан — часть бурятской национальной культуры и праздник, собирающий тысячи зрителей.
Сентябрь, первая суббота после 1 сентября — День города. Обычно отмечается пышным парадом, завершается салютом и концертом.

Что привезти из Улан-Удэ.
- Байкальский омуль. Соленый, холодного копчения, вяленый… Самый вкусный — соленый, но он скоропортящийся, даже в холодильнике может долго не протянуть. Если предстоит долгий перелет, лучше купить омуля холодного копчения в вакуумной упаковке. Культовая рыба продается во многих магазинах города, но «чтобы наверняка» — зайдите в круглосуточный супермаркет «Титан» (ТРЦ People’s Park, ул. Жердева, 104а). Если есть возможность, за омулем стоит съездить в село Татаурово в 70 км от Улан-Удэ (трасса М55, дорога к Байкалу). Там есть маленький магазинчик прямо на трассе, продают рыбу «от производителя», в том числе и омуля. Выбор здесь больше: есть и соленый, и копченый потрошеный в вакуумной упаковке.

В толерантном Улан-Удэ

- Кедровый грильяж от улан-удэнской шоколадной фабрики «Амта». Ничего общего с привычным «неразгрызаемым» грильяжем: нежнейшие кедровые орешки в шоколадной глазури, упакованные в стильную темно-зеленую коробку, — отличный подарок самому себе и друзьям. Самая большая коробка стоит около 500 рублей, есть упаковки поменьше. Съедается на раз-два, если купите только одну коробку — пожалеете. Кедровый грильяж продается в супермаркетах Улан-Удэ и в фирменных магазинах шоколадной фабрики «Амта». Мне еще понравились конфеты «Чингисхан», купил на вокзале.
- Кедровые орешки
- Ювелирные изделия
из серебра с бурятскими и монгольскими мотивами
- Бальзамы и настойки на целебных травах, травяные чаи- Изделия из войлока — производства местных фабрик (в Улан-Удэ есть фирменный магазин валяной обуви от фабрики «Наран») и монгольских умельцев. Валенки, тапочки с национальными мотивами — все очень хорошего качества. Ценятся изделия из верблюжей шерсти, очень теплые носки, варежки, жилеты.
- Деревянные куклы в национальных нарядах, бурятские обереги и сувениры» из дацанов. Сувенирные магазины сосредоточены на улан- удэнском «Арбате» — пешеходном участке улицы Ленина в центре города.
В Улан –Удэ проживает около 400000 человек. Расстояние до Москвы: 5532 километров

В 1666 году на месте Улан-Удэ было основано казачье зимовье, которое через 12 лет превратилось в укрепленный острог. В 1698 году царский посол в Китае Головин дал указания дополнительно укрепить острог, оставил 200 стрельцов и казаков из свиты сопровождения и переименовал Удинский острог в город Верхнеудинск.

В конце XVII века Верхнеудинск вошел в состав Иркутского воеводства. В середине XVIII века город утратил свое пограничное положение. В 1775 году Верхнеудинск получил статус города и герб согласно грамоте вольностей городам Екатерины II.
В двухэтажном здании по адресу ул. Ленина 49 останавливался писатель А.П. Чехов. Дом принадлежал мещанке Селищевой и был построен в 1870-х годах. Сейчас здесь гостиница.

Трансиб пришел в Верхнеудинск 15 августа 1899 года. Через год начало работать паровозное депо.
В гражданскую войну город пострадал от американской и японской интервенции и войск атамана Семенова. В 1920 году Верхнеудинск стал столицей Дальневосточной республики (ДВР), позже столица была перенесена в Читу. В 1922 году ДВР вошла в состав РСФСР.
В толерантном Улан-Удэ

Свое нынешнее название столица Бурятии получила сравнительно недавно — в 1934 году. По-бурятски «Улан-Удэ» значит «красная (река) Уда».
К 350-летию вхождения Бурятии в состав России центр Улан-Удэ был отремонтирован. По традиции, каждый год в городе возводится новый монумент или фонтан. Здесь есть и шахматные короли, передвигающие пешек, и рыбы в сияющем каскаде воды, а в 2011 году на площади Советов был построен поющий фонтан. Каждый час в светлое время суток он исполняет какую-либо классическую мелодию, а между 22.00 и 23.00 происходит целый концерт, на который со всего города съезжаются фотографы и просто зеваки.

Памятник Гэсэру на площади Победы — первый конный монумент в республике. Сказание о великом воине существует в бурятской культуре более тысячи лет. Имя Гэсэра, правда, в несколько измененном виде, полюбилось писателям-фантастам — не только отечественным, но и зарубежным. Фрэнк Герберт в «Хрониках Дюны» назвал «Детьми Гессера» организацию, которая занималась селекцией людей, а Сергей Лукьяненко нарек Гесером одного из главных персонажей своей знаменитой саги о «Дозорах».
Прекрасный, красивый, толерантный город недалеко от Байкала. Но посещать лучше летом.

Комментарий: 0
|
Другие новости по теме:
Добавление комментария




Реклама
Календарь
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
Точное время
Карта
Найти рейсы
События
Счетчики
Яндекс.Метрика
Цены на топливо
Купить жилье