Улан-Удэ - толерантная столица Бурятии
Улан-Удэ расположен в Забайкалье, в долине реки Селенги, на ее правом берегу, между хребтами Хамар-Дабан и Улан-Бургасы, в 75 км к востоку от озера Байкал. Город граничит на севере и западе с Иволгинским районом, на востоке - с Заиграевским районом, на юге - с Тарбатагайским районом Республики.
Свой отпечаток на характер горожан накладывают три сосуществующие религии: в Улан-Удэ примерно поровну православных храмов и дацанов. Буддистские ламы знают о человеке всё, но не скажут, пока не спросишь. К ним горожане ездят советоваться. Буддистские монахи в оранжевых одеждах и православные священники в черных рясах ходят по одним улицам. Говорят, настоящие шаманы давно покинули эти земли, но на перевалах дорог, как и столетия назад, стоят «идолы», обвитые лоскутками. Возле них обязательно останавливаются, приносят дары божеству Бурхану (монетки, сигареты…). Так поступают даже городские жители с высшим образованием, и все поголовно умеют немножко шаманить — «капают» и «брызгают» водой или водкой, чтобы не было беды, чтобы удача не отвернулась. Кстати водка в Бурятии самая лучшая за Байкалом. Из названий вспомнилась «Омулёвка», бальзамы «Бурятия» и «Амрита», не могу не упомянуть о чудесных конфетах фабрики «Амта».
Если отношения улан-удэнцев с нематериальным миром примерно понятны, то отношение горожан к материальному воплощению собственной истории весьма неоднозначное. Улан-Удэ — из тех городов, которые стремятся быть современными любой ценой, пусть даже ценой разрушения исторического облика. Однако все сложнее, чем кажется на первый посторонний взгляд: одно дело — пожелания путешественника с фотоаппаратом, ищущего живописность и аутентичность в старинном сибирском городе, другое — потребность горожан в элементарном комфорте.
Улан-Удэ (бывший Верхнеудинск, есть еще на Транссибе и Нижнеудинск) был основан в 1666 году, входит в список исторических городов России. Соответственно, исторический центр здесь тоже имеется. Это часть Советского района на мысу при слиянии рек в устье Уды. В сетке улочек, параллельных то Уде, то Селенге, наиболее отчетливо видны архитектурные контрасты Улан-Удэ, от XVIII до XXI века.
Непарадная (но самая живописная) часть исторического центра по большей части состоит из «деревяшек» — так здесь называют старые деревянные дома. Миниатюрные домики XIX века с резными наличниками, добротные дома начала ХХ века, одно- и двухэтажные «деревяшки» примитивного вида, которые на поверку оказываются бараками советского времени. Для любителей «неприлизанной» истории — простор для исследования и источник колоритных фотографий. Для жильцов этих домов — жизнь без удобств, почти полное отсутствие современного городского комфорта. За пыльными фасадами и облупленными заборами скрываются заросшие бурьяном дворы с поленницами дров; стены, подпертые чем попало, пластиковые окна в старых проемах — попытка не отгородиться от шума, а сохранить тепло в помещении. «Деревянные» улицы пестрят объявлениями с одним словом «Дрова» и номером телефона — в большинстве «деревяшек» печное отопление. Ностальгического вида колонки перед домами означают, что не везде есть водопровод. Почти все «деревяшки» отчаянно нуждаются в капитальном ремонте. Посему местные власти решили, что деревянный Улан-Удэ проще уничтожить, чем привести в божеский вид. План тотальной переделки исторической части города уже имеется, но пока не вынесен на суд широкой общественности. Сколько времени осталось у «деревяшек», иллюстрирующих историю города за последнее столетие, неизвестно. Активисты, пытающиеся отстоять архитектурное наследие, в Улан-Удэ имеются. Возможно, им удастся спасти не только отдельные дома — все-таки атмосферу подлинности создают улицы и кварталы. В любом случае, стоит поспешить — через несколько лет Улан-Удэ может выглядеть совсем иначе, а деревянные домики можно будет найти в безжизненных копиях во всяких музеях под открытым небом.
Между этими точками исторического экстремума — местный «Арбат» (пешеходный участок улицы Ленина между улицами Советской и Кирова); грандиозный Театр оперы и балета, построенный японскими военнопленными; арка якобы 1891 года в честь визита цесаревича Николая Александровича (снесли в 1936, восстановили в 2006); старинные каменные особняки, искаженные ремонтом, кондиционерами и магазинными вывесками; музеи природы Бурятии и истории Улан-Удэ, сувенирные лавки и даже ретро-автомат с газировкой.
С набережных открываются виды на заречные районы и сопки, с трех сторон окружающие город. На вопрос «как называются эти горы?» местные жители оглядываются, словно видят сопки впервые: «Как называются? Да никак не называются. Разве ж это горы? Вот Саяны — это горы…» Так и стоят безымянными предгорья хребтов Хамар-Дабан, Улан-Бургасы и Цаган-Дабан. Впрочем, название одной из сопок в черте города знают все: Лысая гора. Так называется и сопка, и городской поселок, где в 2004 году был открыт дацан «Ринпоче Багша» с самой большой в России статуей Будды Шакьямуни.
С Лысой горы хорошо видно, что Улан-Удэ лежит в чаше гор. В обширную низину с гор стекаются все ручьи, а в сезон осенних дождей или весной, когда в горах тает снег, притоки Уды и Селенги выходят из берегов. Тогда дачники бредут, ругаясь, на фазенду в резиновых сапогах и ловят картошку в мутной воде. Летом улан-удэнцы ездят в Китай и Монголию на маршрутке. Маршруток в городе больше чем обычных автомобилей. И в основном все японского производства «Истаны». Зимой жители, ругаясь, сидят дома. В Улан-Удэ суровая зима.
В Улан-Удэ нет проблем ни с общепитом, ни с гостиницами. Много кафе и ресторанов с разной кухней, но традиционные бурятские блюда представлены в меню практически любого заведения. Возле ресторанов чаще прочих можно увидеть странную надпись зазывными крупными буквами: «Бууза». Значит, здесь готовят это популярное национальное блюдо, которое русским больше известно как «позы» или, если совсем обобщать, «бурятские манты» — нечто вроде огромных пельменей с дырочкой наверху, которые нужно поедать особым образом: сначала надкусывать и выпивать горячий мясной сок, а потом уже приступать к мясной начинке и тесту.
Про «позы». Как то мой товарищ впервые попал в Улан-Удэ на поезде, и услышал в открытое окно вагона: «Позы, 15 рублей, позы!» Не поленился же встал и посмотрел, что там за позы по 15 рублей. И был удивлен, что акробатов на перроне нет.
В Улан-Удэ очень много ресторанов, стилизованных под юрты и богато декорированных. Самыми «пафосными» считаются заведения на улан- удэнской «Рублевке» — в поселке Верхняя Березовка. Это не просто рестораны, а целые ресторанные комплексы, выдержанные в едином этническом стиле. В меню таких заведений основной акцент, естественно, делается на местную кухню. Еще из экзотического — монгольские рестораны, их в Улан-Удэ довольно много.
С размещением в Улан-Удэ тоже не возникнет проблем. В наличии всё, от крупных гостиничных комплексов до хостелов и мини-отелей. Объясняется это просто: во-первых, Улан-Удэ — транзитная точка для путешественников на бурятский (самый туристический) берег Байкала. Во-вторых, в Улан-Удэ много командировочных — в городе проходят конференции, деловые и культурные форумы: это удобная площадка для встреч с партнерами из Монголии и Китая.
Аэропорт Улан-Удэ расположен примерно в 15 километрах от центра города. До города можно доехать на маршрутке или такси. Цена поездки на такси в центр — около
Из Улан-Удэ на автобусах и маршрутках можно доехать практически до любого района республики и до населенных пунктов в Иркутской и Читинской области. Правда, ситуация с автовокзалами в городе довольно запутанная: они то открываются, то закрываются. По состоянию на осень 2012 года основным городским автовокзалом можно считать Южный (он же «Селенга», находится на берегу Селенги, Корабельная улица, 32 К15, справочная +7 (3012) 21-56-50. Если в расписании нет Вашего населенного пункта, можно купить полностью маршрутку и организовать свой маршрут.
От Улан-Удэ до побережья Байкала около 140 километров по трассе М55. Ближайший курортный поселок — Энхалук. До Энхалука (а также до Култушной в том же Кабанском районе Бурятии) маршрутки ходят от ж/д вокзала (ул. Революции 1905 года, 35). То есть на выходные вполне можно прокатиться на Байкал и насладиться красотами этого великого озера.
Весьма интересны бурятские праздники.
Зима — начало весны. Сагаалган, праздник Белого месяца, или Новый год по лунному календарю. В это время в Улан-Удэ проходит фестиваль народной и эстрадной музыки «Звезды Белого месяца», в котором участвуют исполнители из Бурятии, Монголии, Тывы, Хакасии и Китая.
Лето. Спортивный праздник Сурхарбан, название которого переводится как «стрельба в сур» — особую кожаную мишень. С 2011 года проходит на новом Центральном стадионе Улан-Удэ. Традиции Сурхарбана уходят в глубину веков. Главные состязания (стрельбу из лука, скачки и борьбу) называют «эрын гурбан наадан» — «три игры мужей». В эпоху Чингисхана эти древние игры служили для отбора воинов в армию великого завоевателя, а сегодня Сурхарбан — часть бурятской национальной культуры и праздник, собирающий тысячи зрителей.
Сентябрь, первая суббота после 1 сентября — День города. Обычно отмечается пышным парадом, завершается салютом и концертом.
- Байкальский омуль. Соленый, холодного копчения, вяленый… Самый вкусный — соленый, но он скоропортящийся, даже в холодильнике может долго не протянуть. Если предстоит долгий перелет, лучше купить омуля холодного копчения в вакуумной упаковке. Культовая рыба продается во многих магазинах города, но «чтобы наверняка» — зайдите в круглосуточный супермаркет «Титан» (ТРЦ People’s Park, ул. Жердева, 104а). Если есть возможность, за омулем стоит съездить в село Татаурово в 70 км от Улан-Удэ (трасса М55, дорога к Байкалу). Там есть маленький магазинчик прямо на трассе, продают рыбу «от производителя», в том числе и омуля. Выбор здесь больше: есть и соленый, и копченый потрошеный в вакуумной упаковке.
- Кедровый грильяж от улан-удэнской шоколадной фабрики «Амта». Ничего общего с привычным «неразгрызаемым» грильяжем: нежнейшие кедровые орешки в шоколадной глазури, упакованные в стильную темно-зеленую коробку, — отличный подарок самому себе и друзьям. Самая большая коробка стоит около 500 рублей, есть упаковки поменьше. Съедается на раз-два, если купите только одну коробку — пожалеете. Кедровый грильяж продается в супермаркетах Улан-Удэ и в фирменных магазинах шоколадной фабрики «Амта». Мне еще понравились конфеты «Чингисхан», купил на вокзале.
- Кедровые орешки
- Ювелирные изделия из серебра с бурятскими и монгольскими мотивами
- Бальзамы и настойки на целебных травах, травяные чаи- Изделия из войлока — производства местных фабрик (в Улан-Удэ есть фирменный магазин валяной обуви от фабрики «Наран») и монгольских умельцев. Валенки, тапочки с национальными мотивами — все очень хорошего качества. Ценятся изделия из верблюжей шерсти, очень теплые носки, варежки, жилеты.
- Деревянные куклы в национальных нарядах, бурятские обереги и сувениры» из дацанов. Сувенирные магазины сосредоточены на улан- удэнском «Арбате» — пешеходном участке улицы Ленина в центре города.
В 1666 году на месте Улан-Удэ было основано казачье зимовье, которое через 12 лет превратилось в укрепленный острог. В 1698 году царский посол в Китае Головин дал указания дополнительно укрепить острог, оставил 200 стрельцов и казаков из свиты сопровождения и переименовал Удинский острог в город Верхнеудинск.
В конце XVII века Верхнеудинск вошел в состав Иркутского воеводства. В середине XVIII века город утратил свое пограничное положение. В 1775 году Верхнеудинск получил статус города и герб согласно грамоте вольностей городам Екатерины II.
В двухэтажном здании по адресу ул. Ленина 49 останавливался писатель А.П. Чехов. Дом принадлежал мещанке Селищевой и был построен в 1870-х годах. Сейчас здесь гостиница.
В гражданскую войну город пострадал от американской и японской интервенции и войск атамана Семенова. В 1920 году Верхнеудинск стал столицей Дальневосточной республики (ДВР), позже столица была перенесена в Читу. В 1922 году ДВР вошла в состав РСФСР.
Свое нынешнее название столица Бурятии получила сравнительно недавно — в 1934 году. По-бурятски «Улан-Удэ» значит «красная (река) Уда».
К 350-летию вхождения Бурятии в состав России центр Улан-Удэ был отремонтирован. По традиции, каждый год в городе возводится новый монумент или фонтан. Здесь есть и шахматные короли, передвигающие пешек, и рыбы в сияющем каскаде воды, а в 2011 году на площади Советов был построен поющий фонтан. Каждый час в светлое время суток он исполняет какую-либо классическую мелодию, а между 22.00 и 23.00 происходит целый концерт, на который со всего города съезжаются фотографы и просто зеваки.