Топ-100

Т-80УД - редкий образец Харьковского завода транспортного машиностроения

Опубликовал: dokaspez, 4-05-2018, 19:23, Техника и вооружение , 1 640, 0

В 1970-е годы ХКБМ была проведена большая работа по совершенствованию серийного танка Т-64Б включавшая установку нового дизеля 6ТД мощностью 1000-1200 л.с. и повышению характеристик системы управления вооружением.

Было разработано новое боевое отделение, которое затем без изменений было принято и для установки на танке Т-80У. Танк Т-80У конструктивно отличался от серийного танка Т-64Б в основном двумя особенностями: применением опорных катков с внешней ошиновкой (вместо катков с внутренней амортизацией); установкой газотурбинного двигателя (ГТД) вместо дизельного двигателя.

ГТД имел ряд не устраненных недостатков, которые мешали ему стать массовым двигателем – большой расход топлива и высокая стоимость. В связи с тем, что стоимость ГТД в 8 -10 раз превышала стоимость дизеля, а также то, что ГТД имеет в 1,2-1,4 раза больший расход топлива, было признано целесообразным поручить ХКБМ им. А.А. Морозова разработать вариант танка Т-80У с дизельным двигателем.

Разработка двигателя была предусмотрена постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 июня 1981 года № 701-200, обязывающем выполнить разработку, изготовление и испытания двух танков Т-80У с двигателями 6ТД мощностью 1000 л .с.

Изготовление и сборка танков выполнялась совместно предприятиями «Завод имени В.А. Малышева», ХКБМ имени Морозова и ХКБД. Испытания проводились в 1983 году на полигоне 38 НИИ БТВТ в п. Кубинка в объеме 6000 км. Программа испытаний была выполнена полностью. На основании проведенных испытаний был сделан вывод, что применение двигателя 6ТД в танках оправданно.

На основании проведенных работ документация танка Т-80У с двигателем 6ТД-1 мощностью 1000 л.с. в декабре 1983 года была утверждена МВК. Указанный танк Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 02.09.85 г. № 837-249 принят на серийное производство с формулировкой «Танк Т-80У с двигателем 6ТД» и в соответствии с Приказом МОП №510 от 19.09.85г. параллельно с Т-64Б серийно выпускался заводом им. Малышева.

Так закончилась газотурбинная эпопея, которая забрала 8 лет. После смерти Д.Ф. Устинова изменилась и убежденность многих людей, бывших ранее сторонниками ГТД хотя к этому времени они занимали высокие посты.

Успешное освоение производства и результаты контрольной опытно-войсковой эксплуатации батальона танков Т-80УД с двигателем 6ТД-1 в Кантемировской дивизии послужили основанием для прекращения производства танков Т-64 на заводе. 27 декабря 1987 года из сборочного цеха ушел последний танк Т-64.

Завод полностью перешел на выпуск танков Т-80УД. Увеличивался выпуск двигателей 6ТД-1. В 1986 году изготовили 62 двигателя, в 1987 году - 99, в 1988 году - 183. Всего за период 1986-1990 гг. выпустили 776 двигателей. Новыми танками оснащались лучшие подразделения Советской Армии, в частности, Кантемировская дивизия. Всего же было выпущено около 700 танков Т-80УД.

По мнению руководства ГБТУ и министерства оборонной промышленности Т-80УД должен был стать единым основным советским танком.

Но в 1991 году СССР развалился, Украина стала самостоятельным государством, и осталась один на один с производством танков Т-80УД, как и танка нового поколения с принципиально новыми компоновочными и конструктивными решениями создаваемого в ХКБМ.

Первый показ двух украинских танков Т-80УД в Пакистане состоялся в период со 2 августа по 15 сентября 1993 года в жарких условиях пустыни Тар. Для участия в испытаниях были командированы 12 работников ХКБМ и 1 работник ХКБД во главе с Генеральным конструктором М.Д. Борисюком. Программа испытаний была рассчитана на три месяца, а завершилась за полтора. Танки пробежали по две тысячи километров каждый. Результаты испытаний удивили пакистанскую сторону надежностью техники и оперативностью проведения испытаний.
Несмотря на положительные результаты испытаний техники в условиях заказчика, пакистанская сторона не торопилась принимать окончательное решение из-за отсутствия единства в среде высокопоставленных военных руководителей в вопросе выбора типа танка. Предстояла долгая и кропотливая работа по доказательству преимуществ украинского танка.

В результате договоренности летом 1995 года состоялся повторный выезд украинской делегации в Пакистан. Объединенную делегацию возглавляли Генеральный конструктор М.Д. Борисюк и генерал B.C. Медвидь.

Испытания двух танков были проведены в период с 14 июля по 15 сентября 1995 года в объеме трех тысяч километров. Этот пробег, который показал, что украинские танки способны работать в условиях пустыни в самых жарких условиях. Были реально подтверждены заявленные технические параметры боевой машины. Следует отметить некоторый скептицизм пакистанских танкистов. Они не верили, что украинские танки с украинской силовой установкой смогут работать в жесточайших условиях пустыни. Для этого у них были основания: пакистанские танки китайской разработки с английскими и китайскими двигателями подобных испытаний не выдерживали. Повторные успешные испытания явились основой для продолжения переговоров с пакистанской стороной о заключении контракта.

С целью ознакомления с производством танков на заводе в декабре 1995 года в Харьков прибыла представительная пакистанская делегация.

Обсуждались вопросы обучения пакистанцев эксплуатации и ремонту. Именно эти вопросы и явились предметом последующего обсуждения в 1996 году в Пакистане. Неизменным участником этих переговоров был М.Д. Борисюк. Переговоры были очень сложными. Последний этап их продолжался с 15 мая до 30 июня. Наконец, историческое подписание контракта состоялось 30 июня 1996 г. Первая партия машин ушла в Пакистан в феврале 1997 года; последняя - в ноябре 1999 года.

Т-80УД вооружен гладкоствольной 125 мм пушкой 2А46М-1. Скорострельность до 8 выстрелов в минуту в движении. В конвейере механизма заряжания находится 28 выстрелов, общий боекомплект 45 выстрелов. Основным противотанковым вооружением Т-80У являются бронебойные подкалиберные снаряды 3БM-42 с сердечником изготовленным из вольфрамового сплава и выстрелы ЗБМ32 с сердечником из обедненного урана. Особое место занимает комплекс управляемого вооружения «Рефлекс» с управлением по лазерному лучу с ракетами 9М119 и 9М119М, которые обеспечивают поражение танков и других целей на дистанции до 5000 м.

Комплекс «Рефлекс» может применяться по низколетящим целям - вертолетам. Ракета 9MI19, управляемая по лучу лазера, обеспечивает дальность поражения цели типа «танк» при стрельбе на дальностях 5000 м с вероятностью 0.8 и на дальность 4000 с вероятностью 0.9

Танк оснащен комплексом управления огнем 1А45 в состав которого входят:


Дневной оптический прицел 1Г46 «Иртыш» с встроенным лазерным дальномером позволяет наводчику обнаруживать малоразмерные цели. Независимо от орудия прицел стабилизирован в двух плоскостях.

Ночью наводчик осуществляет поиск и прицеливание с помощью активно-пассивного прицела ТПН-4Э, также имеющего стабилизированное поле зрения. Дальность распознавания целей ночью – 1200 м .

Зенитный пулемет размещен на командирском люке, имеет дистанционное управление и предназначен для стрельбы по воздушным и наземным целям с закрытыми люками танка с места командира. Угол наведения по вертикали составляет от -5° до +70°, по горизонту - в диапазоне +/-75° по курсу, или 360° вместе с башней танка. По вертикали в диапазоне углов от -3° до +20° пулемет стабилизирован.
Вместо прицела «Буран» с ЭОП возможна установка комплекса «Буран-Катрин» обеспечена работа с использованием баллистического вычислителя и лазерного дальномера, прицел наводчика 1Г46М модернизирован.

Броневая защита Т-80УД, включающая современную многослойную броню и установленный на башне и корпусе комплект встроенной динамической защиты, обеспечивает танку высокий уровень живучести на поле боя. Танк Т-80УД может скрывать свое местонахождение на поле боя посредством постановки дымовой или аэрозольной завесы. На бортах башни установлено по четыре пусковых установок дымовых гранат, которые приводятся в действие электрическим способом.

Т-80УД также может устанавливать дымовую завесу посредством впрыска дизельного топлива в систему выхлопа двигателя (т.е. используя так называемую термодымовую аппаратуру). С целью снижения тепловой заметности танка на поле боя, крыша моторно-трансмиссионного отделения Т-80УД оснащена специальной тепловой защитой.

Первые серии танка оснащались навесным комплектом динамической защиты «Контакт-1». Позднее на танк был установлен комплекс универсальной динамической защиты «Контакт-5». Этот тип ДЗ работает как против кумулятивных средств (КС), так и против бронебойных подкалиберных снарядов (БПС).

Встроенная динамическая защита прикрывает более 60% поверхности в курсовых углах обстрела ±20° (по корпусу) и ±35° (по башне). Сочетание усовершенствованной многослойной комбинированной брони и ВДЗ уменьшает угрозу поражения танка наиболее массовыми кумулятивными и кинетическими средствам поражения.

После развала СССР на Украине освоили производство новой конструкции башни с основой из проката. Башня изготовлена из броневой стали повышенной твердости полученной электрошлаковым переплавом (ЭШП). Сталь с ЭШП обеспечивает прирост стойкости в равных конструкциях на 10-15% по сравнению с катаной сталью средней твердости.

Важным достоинством Т-80УД стала его совершенная система защиты от ОМП, превосходящая подобную защиту лучших зарубежных танков НАТО. На танке применены подбой и надбой водородосодержащих полимеров с добавками свинца, лития и бора, экраны локальной защиты из тяжелых металлов и система автоматической герметизации обитаемых отделений и очистки воздуха.

Повышению выживаемости способствует применение на танке системы самоокапывания с бульдозерным отвалом шириной 2140 мм и системы постановки дымовых завес при помощи системы «Туча», включающей восемь мортирок-гранатометов 902Б. На танке может устанавливаться, также, навесной колейный трал КМТ-6, исключающий подрыв мин пол днищем и гусеницами.

Данный экземпляр расположен в Парковом комплексе истории техники имени К.Г. Сахарова г. Тольятти и является редким образцом основного танка Т-80УД («объект 478Б») - машина ранних производственных серий Харьковского завода транспортного машиностроения им В.А. Малышева с навесной динамической защитой «Контакт-1».
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Январь 2025 (4)
Декабрь 2024 (26)
Ноябрь 2024 (57)
Октябрь 2024 (55)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (39)
Календарь
«    Январь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов с сайта ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.