Первый тюменский элеватор
Опубликовал: zampolit, 12-04-2017, 21:27, Путешествие в историю, 2 131, 3
Элеваторными сооружениями в наше время удивить трудно: громады зернохранилищ, поражающие воображение, украшают равнинный пейзаж Западной Сибири не только в областных, но и в районных центрах. Но какой элеватор был первым и когда он появился? Об элеваторном хранении зерна, как более прогрессивном по сравнению с амбарным и в мешках и более приспособленном к транзитной торговле, в Тюмени заговорили в 1909 году.
Первой проявила инициативу главная контора пароходства и торговли «И.Н. Корнилова», заинтересованная в ускорении оборота зерна и транспортных средств. Полезное запинание поддержали и другие пароходовладельцы. К сожалению, понимания в правительственных кругах тюменцы не получили. Тогда за реализацию идеи взялись местные энтузиасты. Так, управляющий тюменским отделением Госбанка в обращении к городскому голове в июле 1911 года писал, обосновывая необходимость элеватора: «Государство экономически растет, богатеет, если вывозной баланс значительно превышает ввозной, когда страна больше продает за границу, чем покупает. Россия, как страна земледельческая, продает главным образом хлеб - это две трети вывозного баланса. Тот экономический подъем России, который замечается в последние два года, обязан хорошему урожаю хлеба и значительному его вывозу за границу, небывалому с восьмидесятых годов. Такого прилива миллионов рублей из-за границы не было у нас несколько десятков лет».
Далее управляющий банком обосновывает необходимость обезличивания привозимого зерна, рассортировки его только по качеству, а не по владельцам, введения предварительной оплаты для тех, кто зерно поставляет. Все это окажется возможным, если в Тюмени будет построен элеватор. Средства частично предлагал сам банк, привлекались и капиталы добровольных пожертвований.
В городской управе полезное запинание поддержали купцы, наиболее заинтересованные в начале строительства: Ф.К. Шадрин, В.И. Колокольников, В.Л. Жернаков, А.С. Колмаков, А.И. Текутьев — городской голова. В те годы в Тюмени работали четыре крупчатые мельницы: В.Л. Жернакова, Е.В. Гусевой, братьев Шадриных и А.И. Текутьева с общим объемом переработки зерна до 2,5 млн. пудов в год. Капитальными сооружениями для хранения зерна мельницы не располагали, а значительное удаление всех мельниц от речных пристаней создавало непреодолимые транспортные и финансовые трудности. Вот почему купцы, деятельностью своей связанные с транспортом, переработкой и сбытом зерна и муки, приняли на себя основную долю затрат на сооружение элеватора. Строительство началось в 1911 году и было закончено, несмотря на трудности военного периода, к 1916 году.
Элеватор поставили на удобном и оживленном месте, на берегу реки Туры, в окружении многочисленных складов и пакгаузов, рядом с тупиками железнодорожной ветки. Кирпичное многоэтажное здание, наряду с мельницами Текутьева и Шадрина, стало одним из самых высоких «небоскребов» города, возвышаясь более чем на 20 метров, и хорошо вписалось в промышленно-торговый пейзаж речных пристаней.
Это было внушительное сооружение на 5 этажей, рассчитанное на размещение одного миллиона пудов зерна. Погрузка и разгрузка пароходов, барж и железнодорожных вагонов была полностью механизирована, что способствовало ускоренному грузообмену зерна, привозимому из степных районов Западной Сибири (Павлодар, Омск и др.). Качество хранения и сушка зерна, а также санитарно-гигиенические условия резко улучшились. Впервые в Тюмени решилась проблема хранения и перегрузки зерна с водного на железнодорожный транспорт с последующей перевозкой зерна в западные районы России и за рубеж.
Здание элеватора не сохранилось до нашего времени. К началу 2000-х годов был частично утрачен декор оконных и дверных проемов первого этажа. К 2013 году здание вместе с другими рядом стоящими было снесено, в этом месте планируется строительство набережной.
Фото с ресурса http://vk.com/photo-23696452_303203423