Топ-100

Т-70 - лучший легкий танк в Верхней Пышме

Опубликовал: harlov, 1-09-2016, 12:28, Техника и вооружение , 1 834, 0

Один из лучших легких танков периода Великой Отечественной войны Т-70 есть и коллекции Музея «Боевая слава Урала», он участвовал в боях под Псковом, был подбит. Был поднят из болота и отреставрирован.

Танк Т-70 был разработан осенью 1941 года в КБ Горьковского автозавода под руководством ведущего советского конструктора легких танков Николая Астрова. Он предназначался для замены легкого танка Т-60.

В январе 1942 года Т-70 был принят на вооружение РККА, после чего последовал его серийный выпуск на заводах № 37 (Свердловск), № 38 (Киров) и ГАЗ (Горький). Всего с марта 1942 года по октябрь 1943 года было изготовлено более 8200 танков Т-70, что поставило его на второе место по количеству выпущенных и участвовавших в Великой Отечественной войне советских танков.

Одновременно с серийным производством постоянно шли работы по модернизации танка. Уже с сентября 1942 года началось производство Т-70М с усиленными ходовой частью и трансмиссией. Проводились эксперименты по установке на танк 37-мм автоматической пушки и морской полуавтоматической 45-мм пушки, применению 45-мм трехснарядных кассет для ускорения заряжания орудия.

Впервые в бой Т-70 пошли летом 1942 года, на Юго-Западном фронте. Этот танк как нельзя лучше подходил для разведки, поддержки пехоты, для действий в лесисто-болотистой и резко пересеченной местности, недоступной другим танкам. Положительно эти танки зарекомендовали себя и при боях в городских условиях.

«Семидесятки» состояли на вооружении танковых бригад и полков так называемой смешанной организации, совместно с Т-34. Низкий силуэт и бесшумный двигатель делали Т-70 незаметным для противника, а высокая скорость и маневренность позволяли их экипажам поражать вражеские танки бронебойными снарядами в борт и корму. Апогеем боевого применения Т-70 стала Курская битва. Известен случай, когда один Т-70, удачно сманеврировав, «зашел в хвост» бронированному «Фердинанду» и поджег его. После прекращения выпуска в октябре 1943 года Т-70 начали стремительно исчезать из частей Красной Армии.

По мнению специалистов, Т-70М был лучшим легким танком Второй мировой войны, превосходившим машины этого класса, выпущенные в Германии и США.

Т-70 использовались в штатном составе различных частей и подразделений Красной армии. 31 июля 1942 года Народный комиссариат обороны (НКО) утвердил штат отдельной танковой бригады № 010/270 двухбатальонного состава. 1-й батальон вооружался исключительно средними Т-34 (22 танка), а 2-й батальон имел смешанную материальную часть: одну роту средних танков (10 Т-34) и две роты лёгких танков (по 10 Т-70 в каждой), плюс ещё один Т-70 в командовании батальона. Таким образом, общая численность бригады составляла 32 Т-34 и 21 Т-70. По штату № 010/270 существовали как отдельные бригады такого состава, так и бригады в составе танковых корпусов. До введения этого штата как минимум две отдельные танковые бригады (157 и 162, сформированные в Муроме в первой половине 1942 года) были полностью укомплектованы только лёгкими танками Т-70 в количестве 65 машин, но ещё до вступления в бой их перевели на штат № 010/270.

В сентябре 1942 года утверждается штат отдельного танкового полка № 010/292, в котором этому подразделению полагалась рота лёгких танков в составе 16 Т-70 (остальные машины — 23 Т-34). Танковые полки штата № 010/292 могли быть как отдельными, так и входить в состав механизированных бригад. 3 сентября 1942 года был утверждён штат № 010/289 бронебатальона в составе двух рот бронеавтомобилей БА-64 и одной роты лёгких танков Т-70. Первоначально бронебатальоны штата № 010/289 принадлежали резерву Ставки Верховного Главнокомандования, но затем использовались как приданные разведывательные подразделения механизированных и танковых корпусов РККА.

После завершения серийного производства лёгких танков Т-70, в ноябре 1943 года был принят новый штат танковой бригады (а в марте 1944 года — и танкового полка), в котором все машины этих подразделений были только Т-34. По мере выбывания оставшихся Т-60 и Т-70 на эти штаты постепенно были переведены все танковые бригады и полки РККА. Однако небольшое количество Т-70 воевало до самого конца войны в самых разнообразных частях Красной армии в качестве разведывательных танков, бронированных тягачей буксируемых орудий и командирских машин полков лёгкой самоходной артиллерии, вооружённых СУ-76.

Несмотря на вывод лёгких танков из боевых частей, по состоянию на 1 января 1946 года на вооружении РККА всё ещё числились 1502 танка Т-70. Однако эксплуатация Т-70 завершилась уже в первые послевоенные годы, когда в середине 1946 года было принято решение выводимые в капитальный ремонт танки отправлять на слом, со снятием с них работоспособных двигателей и других агрегатов и использованием их для поддержания парка САУ СУ-76М.

Тактико-технические характеристики: Т-70 (Т-70М)

Т-70 и Т-70М в достаточном числе представлены в военных музеях и в качестве танков-памятников в различных местах России и ближнего зарубежья.

В Бронетанковом музее в Кубинке имеется Т-70, найденный в болоте в 2001 году и восстановленный до ходового состояния, там же находится в составе композиции памятника погибшим танкистам башня Т-70М.

Танк Т-70М имеется в музее Великой Отечественной войны в Москве. Также Т-70 имеются в военных музеях в Киеве, Орле, в техническом музее в Тольятти (фото), в музее военной техники в г. Верхняя Пышма около Екатеринбурга, Саратовском государственном музее боевой славы, музее в Познаньской цитадели (Польша), а также в финском танковом музее в городе Парола (у финского экспоната нет пушки).

В качестве памятников «семидесятки» установлены в городах:

- Езерище, Витебская область: памятник на могиле полковника Хайдукова.

- Великие Луки: поднят из болот, отремонтирован и подарен ветерану танковых войск Л. И. Калининой в 2003 году.

- Великий Новгород: поднят со дна озера Ильмень, установлен в 1964 году.

- Волгоград: поднят в 2008 году, установлен на постамент.

- Калач-на-Дону, Волгоградская область: установлен в городе 8 декабря 1942 года по приказу командира 152 тбат 69 тбр, капитана Гладченко. Помпотех батальона Бондаренко выделил по просьбе калачевцев для памятника машину из числа не подлежавших восстановлению. Считается, что это первый в истории Великой Отечественной войны памятник-танк.

- Каменск-Шахтинский: участвовал в освобождении города.

- Нижний Новгород: у 6-й проходной завода ГАЗ.

- Орёл: участвовал в освобождении города, был установлен на памятник в 1943 году и простоял до 1968 года, когда был заменён на Т-34-85 и отправлен в д. Одинок, установлен как памятник у музея-диорамы в 1985 году.

- Бахчисарай, Республика Крым, на территории Ханского дворца, в память о воинах 6-й Гвардейской Сивашской танковой бригады.

- Вершацы, Чигиринский район, Черкасская область.

- Днепропетровск: на открытой площадке возле диорамы «Битва за Днепр». До 1967 г. этот танк служил памятником генералу Е.Г. Пушкину.

- Киев: площадка военной техники у музея Великой Отечественной войны.

- Константиновка, Донецкая область.

- Красный Оскол, Изюмский район, Харьковская область.

- Мелитополь, Запорожская область.

- Нежин, Черниговская область, памятник на могиле гвардий майора Хайтовича.

- Солоницевка, ранее Гавриловка, Дергачёвский район, Харьковская область.

- Ужгород, Закарпатская область.скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (32)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.