Т-10М - последний советский тяжелый танк
T-10 - советский тяжелый танк, который производился серийно в 1954—1966 годах. Состоял на вооружении Советской Армии в течение 39 лет, последние Т-10 были сняты с вооружения Российской Армии в 1993 году.
Первые проработки танка под наименованием ИС-5 были сделаны еще в 1944 году. Работы выполнил челябинский Опытный завод № 100 под руководством Ж.Я. Котина. Котин выдвинул несколько концепций нового танка, но практически ни одна из них не несла новаторских идей. В металле танк реализован не был. Предпочтение отдали другим танкам — ИС-6 и ИС-7. В конце 1948 года к теме создания танка ИС-5 было решено возвратиться вновь, когда Главным бронетанковым управлением было выдано техническое задание на новый перспективный тяжелый танк, предназначенный для замены стоявших на вооружении ИС-2 и ИС-3. Опыт проектирования и эксплуатации ИС-4 и ИС-7 повлек за собой ограничение боевой массы будущего танка в 50 тонн. Работы по танку были заданы постановлением правительства от 18 февраля 1949 года. Главным конструктором был назначен Ж.Я. Котин. Техпроект нового танка был готов в апреле 1949 года, и уже в том же году была выпущена установочная партия из 10 машин. В ходе войсковых испытаний выявилось множество недостатков, таких как недостаточный ресурс двигателя. Доводка танка продолжалась до декабря 1952 года. После смерти Сталина в марте 1953 года название танка сменилось на ставшее уже окончательным Т-10, под которым он и был принят на вооружение 15 декабря 1953 года.
Т-10, неоднократно модернизируясь, производился серийно с 1953 по 1966 год. В 1953 - 1965 годах он производился в Челябинске и в 1958 - 1962 и в Ленинграде. Данные о выпуске Т-10 разнятся, в разных источниках от 1539 до 8000 произведённых танков. Подавляющее большинство выпущенных (1189 из 1539) модификации Т-10М, а в 1960-х годах все стоявшие на вооружении Т-10 ранних модификаций модернизированы до Т-10М.
Состояли на вооружении: 13-й гв. тяжелой танковой дивизии и других ТД.
Корпус сваривался из катаных и штампованных броневых плит. Танк с рациональными углами наклона брони, лобовая часть корпуса выполнялась по схеме «щучий нос». Угол наклона верхней лобовой детали толщиной 120 мм 57 градусов к вертикали. Борта из верхних наклонных и нижних гнутых деталей толщиной 80 мм и имели переменный угол наклона от 60 до 0 градусов к вертикали. Башня литая, по форме напоминала перевернутое блюдце. Обводы башни оптимизированы для условий прохождения ударной волны ядерного взрыва
Основное вооружение Т-10 — 122-мм танковая пушка Д-25ТА с длиной ствола 48 калибров - развитие пушки Д-25Т, устанавливавшейся на танках ИС-2—4, в свою очередь созданной на базе пушки А-19. Пушка с двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным автоматическим клиновым затвором. Также орудие с электромеханическим досылателем снарядов и гильз, позволившим повысить скорострельность до 3—4 выстрелов в минуту против 2—3 на предыдущих моделях ИС. Выстрел производился посредством электромеханического или ручного спуска. Боекомплект орудия из 30 бронебойных и осколочно-фугасных выстрелов раздельно-гильзового заряжания, размещенных в хомутиковых и лотковых укладках на полу боевого отделения.
Вспомогательное вооружение танка состояло из двух 12,7-мм пулеметов ДШКМ, один из которых был спарен с пушкой, а другой, зенитный, размещался на турели на крыше башни. Боекомплект пулеметов составлял 1000 патронов в лентах по 50 штук. На танках модификации Т-10М они были заменены 14,5-мм пулеметами КПВТ.
На Т-10 V-образный 12-цилиндровый четырехтактный дизель жидкостного охлаждения В-12-5 мощностью 700 л.с. при 2100 об/мин. Рабочий объем 38,8 л.
Трансмиссия из коробки передач планетарного типа (8 передач + две заднего хода) с гидравлическим управлением, механизма поворота и двухступенчатых бортовых передач.
Подвеска катков независимая, торсионная. С каждой стороны корпуса 7 сдвоенных опорных катков с металлическими ободами и три поддерживающих катка. Ведущие колеса задние, зацепление гусениц цевочное. Гусеница стальная мелкозвенчатая, с шагом трака 160 мм и шириной 720 мм.
Ранними вариантами серийного Т-10 были танки ИС-5 и ИС-8, которые незначительно отличались установленными на них агрегатами и компоновкой.
Т-10А принят на вооружение 17 мая 1956 г. Модернизированный вариант Т-10 с пушкой Д-25ТС с стабилизатором в вертикальной плоскости ПУОТ-1 «Ураган», измененным затвором и эжектором продувки канала ствола. Т-10А оснащен прибором ночного видения механика-водителя ТВН-1 и гирополукомпасом ГПК-48, перископическим прицелом ТПС-1 и дублирующим телескопическим прицелом ТУП вместо ТШ-2-27. Установка новой пушки повлекла изменение формы башни и маски орудия.
Т-10Б - принятый на вооружение в 1957 году вариант Т-10А, отличавшийся установкой двухплоскостного стабилизатора ПУОТ-2 «Гром» и прицела Т2С-29-14 вместо ТШ-2-27.
Т-10БК - созданный в 1957 году командирский вариант Т-10Б, на котором за счет сокращения боекомплекта, дополнительная радиостанция и зарядный агрегат.
Т-10М - улучшенный вариант Т-10, принятый на вооружение 26 сентября 1957 года, отличавшийся множеством конструктивных изменений:
Новая 122-мм пушка М-62-Т2 с высокой баллистикой и двухплоскостной стабилизатор 2Э12 «Ливень».
14,5-мм пулеметы КПВТ вместо ДШК, с сокращением боекомплекта до 744 патронов.
Измененная конструкция башни с усилением ее бронирования, дошедшего до 250 мм в лобовой части.
Установлен досылатель
Новый двигатель В-12-6 мощностью 750 л.с.
Комплект приборов ночного видения для всех членов экипажа, кроме заряжающего.
Противоатомная защита.
ТДА.
Масса танка после внесенных изменений выросла до 51,5 тонн, но благодаря более мощному двигателю и другим усовершенствованиям, максимальная скорость танка по шоссе возросла до 50 км/ч. Т-10М в ходе производства постоянно модернизировался. С декабря 1962 года на него устанавливалась более простая и надежная шестиступенчатая коробка передач, в 1963 году танк получил систему подводного вождения, позволявшую преодолевать преграды глубиной до 5 м, а с 1964 года танк оборудовался автоматической системой пожаротушения.
Т-10МК - командирский вариант Т-10М, на котором, аналогично Т-10БК, за счет сокращения боекомплекта до 22 снарядов, дополнительная радиостанция и зарядный агрегат.
Т-10 был последним тяжелым танком СССР. В последней модификации он не уступал в огневой мощи таким западным танкам, как М103 и Конкэрор. При этом превосходил их в подвижности и маневренности. Имел лучшую круговую защиту и небольшие габариты. Обладал двухплоскостным стабилизатором и более мощным вспомогательным вооружением, включающим в себя спаренный и зенитный пулеметы КПВТ. Также танк был выпущен в больших объемах, чем его более тяжелые аналоги, что указывает на его большую технологичность. Танк имел большой модернизационный потенциал. В случае установки новой системы управления огнем и навесной динамической защиты, он мог оставаться конкурентоспособным даже на конец восьмидесятых годов. В качестве минуса можно отметить небольшие углы вертикального наведения, по сравнению с аналогами.
Сохранившиеся экземпляры:
Белоруссия:
два танка Т-10М находятся в открытой экспозиции ИКК «Линия Сталина»
возле Кургана Славы в г. Минске.
на постаменте в д. Короватичи, (Речицкий район, Гомельская область);
Россия:
- в Центральном Музее Вооруженных Сил в г. Москве в экспозиции на открытой площадке;
- в музее техники Вадима Задорожного в г. Москве в экспозиции на открытой площадке (фото). Танк был восстановлен, где находился до этого – неизвестно. Танк полностью соответствует строевой машине, демонтированы только спаренный с пушкой КПВТ, крыша МТО и двигатель. Командирская башенка немного помята. Установлен ИК-прожектор «Луна». Судя по фотографиям, на некоторые Т-10М устанавливались забашенные ящики ЗИП и зенитные пулеметы КПВТ. Над данном танке турели и ящика нет;
- в филиале парка «Патриот» - «Центральном музее бронетанкового вооружения и техники» в подмосковной Кубинке (фото);
- на постаменте в г. Ульяновске на территории Ульяновского гвардейского суворовского военного училища (бывшее Ульяновское гвардейское ГВТКУ им. В. И. Ленина);
- на постаменте в г. Омске при въезде на территорию Омского автобронетанкового инженерного института;
- на постаменте в г. Москве на территории академии физкультуры;
- на постаменте в с. Большая Рига (Шумихинский район, Курганская область);
- в парке Победы на Соколовой горе, г. Саратов;
- на постаменте в пгт. Сатис (Нижегородская область);
- на постаменте на площади Победы в г. Магнитогорске (Челябинская область);
- в парке Победы, г. Нижний Новгород, установлен танк Т-10М.
- на постаменте при въезде в г. Благодарный (Ставропольский край)
- на постаменте в г. Городец Нижегородской области
- на постаменте на территории 240 танкового полка (г.Хабаровск-43)
- на постаменте на выезде из г. Краснознаменск Калининградской обл. установлен танк Т-10
Украина:
В экспозиции Национального музея «Музей истории Украины во Второй мировой войне» на правом берегу Днепра, г. Киев, Украина
г. Луцк — Волынский региональный музей украинского войска и военной техники;
на площадке техники в г. Горишние Плавни (Полтавская область) установлен танк Т-10М;
21 октября 2010 года танк Т-34/85 заменен на танк Т-10М, г. Кривой Рог (Днепропетровская область);
на постаменте в г. Кагарлыке (Киевская область);
на постаменте в с. Криворожье (Донецкая область);
на постаменте в с. Шахово (Добропольский район, Донецкая область);
на постаменте в с. Зеленое Поле (Великоновоселковский район, Донецкая область);
на постаменте в с. Терны (Юрьевский район, Днепропетровская область);
на постаменте в пгт. Черкасское (Днепропетровская область);
на постаменте в пгт. Гвардейское (Днепропетровская область);
на постаменте в пгт. Покровское (Днепропетровская область);
на постаменте в г. Апостолово (Днепропетровская область);
на постаменте в г. Синельниково (Днепропетровская область);
на постаменте в с. Червоная Каменка (Александрийский район, Кировоградская область);
на постаменте в г. Путивле (Сумская область);
на постаменте в пгт. Буки (Черкасская область);
на постаменте в пгт. Драбов (Черкасская область);
на постаменте в пгт. Гончаровское (Черниговская область);
на постаменте на территории 51-й отдельной механизированной бригады, г. Владимир-Волынский (Волынская область).
в музее техники Богуслаева в г. Запорожье.