ДОК "Красный Октябрь" в годы войны

Зима 1941-1942 годов, когда велась ожесточенная битва под Москвой, оказалась не только суровой, но и многоснежной, и это сильно затрудняло передвижения наших войск. Именно в таких экстремальных погодных условиях вставшая на лыжи пехота приобрела исключительную маневренность. Как оказалось, «снежная кавалерия» просто незаменима при выполнении обходных маневров по окружению неприятельских укреплений и преследованию противника. Снежные десанты, следуя за танками на буксире, могли атаковать врага с ходу и на большой скорости.
А изготавливали деревянных коней для нужд фронта на Тюменском деревообрабатывающем комбинате «Красный Октябрь».
Производство лыж на комбинате наладили еще в 1940-м. На спрос повлияли и сибирские погодные условия, и масштабное развитие физкультурного движения, в том числе норм ГТО.
ДОК «Красный Октябрь» по праву считается старейшим предприятием Тюмени. До его появления мебель изготавливали вручную в различных маленьких мастерских, но с ростом совхозного строительства в 30-е годы XX века назрела необходимость в деревянных деталях заводского изготовления. И тогда руководство города решило построить большой деревообделочный комбинат.
Под производственные площади выбрали поросшую бурьяном площадку на западной окраине города вдали от жилого сектора. Неподалеку пролегала железнодорожная ветка, и этот фактор стал неоспоримым плюсом. Зато до реки было далековато, а ведь древесину доставляли по воде (позднее именно удаленность от водной артерии стала причиной того, что деревообрабатывающему комбинату пришлось использовать пиломатериал с лесозаводов «Красный Октябрь» и «Республиканец». А в 1943 году производственные мощности ДОКа и «Красного Октября» объединили в одно предприятие.
24 труженика ДОКа не вернулись с фронта. Их помнят поименно. На территории предприятия установлен обелиск воинам, отдавшим жизнь за Родину.
К строительству комбината приступили в 1931 году. Работа продвигалась крайне медленно. Как рассказывала председатель ветеранской организации ДОКа «Красный Октябрь» Александра Дудова, цеха планировали запустить в 1932-м, однако стихия то и дело вносила свои коррективы: то пожары случались, то ураганы разрушали постройки. И все же 1 мая 1933 года ДОК вступил в число действующих предприятий Тюмени. На запуск цехов пришли первые лица города.
Сначала появились три больших каркасно-насыпных цеха – более ста метров в длину и два с лишним десятка в ширину. Рядом с производственными помещениями возводили бараки для жилья.
Отходы производства грузили вручную на носилки и отвозили в котельную. Между цехами курсировал гужевой транспорт – на предприятии было 150 лошадей и столько же грузчиков-возчиков, которые подвозили бревна и готовую продукцию.
В тот предвоенный год на деревообделочный комбинат пришла трудиться 16-летняя Маруся Матюгорова. Она попала в цех № 1 – тот самый, где изготавливали лыжи. ДОК стал ее трудовым поприщем на долгие 36 лет.
Более двухсот трудоспособных мужчин проводило на фронт руководство деревообделочного комбината. В ночь на 23 июня в заводоуправлении в спешном порядке делали расчеты по зарплате для призывников, а кроме того, составляли планы по реорганизации работы всех цехов с учетом перехода на выпуск оборонной продукции и замены рабочей силы.
Работать в тылу остались подростки, женщины да старики. Они взяли на себя изготовление лыж и лыжных палок, упаковок под мины и снаряды, прикладов для ружей, пиломатериала для переправ и мостов, черенков для саперных и пехотных лопат.
В сентябре 1941-го по всей области начался сбор теплой одежды и постельных принадлежностей для фронтовиков. Омский обком ВКП(б), передав в фонд обороны страны свое имущество, призвал последовать примеру другие предприятия области. На сборные пункты тюменцы несли тулупы, полушубки, фуфайки, простыни, наволочки, подушки, матрацы и другие вещи.
Около двухсот человек, оставшихся на заводе, трудились по 12 часов в сутки, а если требовал спецзаказ – и дольше. Женщины и дети взваливали на себя непосильный труд, становясь за слесарный станок или орудуя трех-килограммовым молотом в кузнице. Лыжный цех тоже считался женским.
Оставшимся без мужской руки дамам приходилось ворочать деревянные чурки, закреплять их в тисках, а потом распиливать на лыжные заготовки. План по лыжам вместе с ДОКом выполняла вся Тюмень. Так, от артели «Рекорд» в сутки требовали не менее 20000 металлических колец, которые в мастерских «Красногвардейца» сваривали и передавали в артель «Кожизделие» для монтажа (его осуществляла сотня комсомольцев, мобилизованных специально для этой цели на 15 дней). ДОК обеспечивал все предприятия, занятые производством колец для лыжных палок, чертежами или эскизами, а еще передавал в артель «Кожизделие» соединительные прорезиненные ремешки. Оба предприятия должны были пилить не менее 10000 брусков для лыжных палок в сутки.
Разумеется, комфортных условий для доковцев никто обеспечить не мог. Цеха не отапливались, и работники бегали греться в котельную. Весь труд был ручным.
Немного «полегчало» весной 1943-го, когда на Тюменский деревообделочный комбинат привезли военнопленных. В 1943-м ДОК изготовил 55150 пар лыж, 34408 пар лыжных палок, 34405 штук аэродромных лопат, а также 22 дивана, 5 оттоманок, 16 пружинных матрацев. Но самым важным показателем того периода стали не цифры, а процесс объединения комбината с лесозаводами «Красный Октябрь» и «Республиканец». Так ДОК обрел имя. И вновь утратил большую часть имущества: в ночь с 25 на 26 декабря 43-го произошел очередной пожар. Огненная стихия превратила в пепел машинное отделение и распилцех вместе со всеми станками и моторами. В условиях военного времени полностью восстановить потери было невозможно, да и потом, много лет спустя, эта трагедия все еще накладывала отпечаток на работу предприятия. Именно из-за пожаров, кстати, в архивах комбината практически не осталось исторических документов о событиях Великой Отечественной войны.
Близилась к концу зима 1945-го, крепла в сердцах людей вера в близкую Победу. Советские войска, активно наступавшие на Берлин, по-прежнему нуждались в доковской спецукупорке, однако уже в феврале на комбинате вовсю готовились к переходу на выпуск продукции, без которой не обойтись в мирной жизни, и даже пригласили с севера в Тюмень мастеров-мебельщиков.
В это время бывший доковский столяр Иван Безносков, командуя батальоном, «успешно форсировал реку Одер, стремительным броском достиг аэродрома противника и, воспользовавшись паникой, захватил 22 исправных самолета, не успевших подняться в воздух. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.04.1945 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза». Иван Захарович, призванный на фронт из Ханты-Мансийска, умер от ран за месяц до Великой Победы.