Топ-100

Эвакуированы в Ялуторовск

Опубликовал: zampolit, 30-09-2016, 17:17, Великая Победа, 1 530, 0

24 июня 1941 года был создан Совет по эвакуации. Его председателем назначен Н.М. Шверник, заместителями – А.Н. Косыгин и М.Г. Первухин. При наркоматах и в ведомствах были созданы специальные бюро и комиссии, на железнодорожных узлах и крупных станциях работали уполномоченные по эвакуации.

Совет по эвакуации определял места, куда должны были перевозиться предприятия, брал на учет производственные, административные, складские, учебные и другие здания, пригодные для размещения эвакуированных предприятий, давал задания НКПС о выделении необходимого числа вагонов.

Сибирь в условиях войны являлась глубоким тылом. Всего сюда было эвакуировано более 500 предприятий, имевших исключительно оборонительное и народно-хозяйственное значение, в том числе 322 — в Западную Сибирь, 78 — в Восточную.
Сибирские города, с их слаборазвитыми жилищно-коммунальным хозяйством и социальной инфраструктурой, не были готовы к приему новых жителей. Большие трудности заключались в приеме, размещении и пуске в действие новых заводов, демонтированных и переброшенных в тыл. Вместе с заводами приехали рабочие и члены их семей. При сложнейших материальных и организационных проблемах они обосновывались на новом месте.

Эвакуированные по несколько недель проживали на вокзалах и станциях, ожидая расселения. Вновь прибывших размещали, уплотняя местных жителей, используя подвалы, недостроенные дома.

Об этом говорят сухие строки приказов того времени, переписка директоров эвакуированных заводов с партийными и государственными органами.

Зимой 1942 года в Ялуторовск прибыла Спецбаза № 2. Она входила в состав Государственного всесоюзного треста по строительству мостов – «Мостотрест». В 1941 году вела работы на строительстве моста через р. Оку у г. Горького. Начальником Спецбазы был М.Н. Власов. Приказ о передислокации Спецбазы №2 в Ялуторовск был подписан 28 декабря 1941 года. В Ялуторовск рабочие спецбазы с семьями прибыли в конце января 1942 года.

Эшелон находился в пути 22 дня. Сто шестьдесят три человека, из них 70 рабочих, в том числе 17 плотников, 37 чернорабочих. Спецбаза была прикомандирована к лесопильному заводу. Трудности начались сразу же. Людей необходимо было обеспечить жильем, найти место под производственные помещения.

В общежитиях завода разместили 123 человека, «остальные 40 человек остались в десяти вагонах-теплушках», которые в скором времени необходимо было освободить. В анкетах у многих в графе домашний адрес значилось: «Лесозавод, ж/д ветка вагон № 5». В городе, даже в частных домах уже не было свободных площадей. Лесозавод, потеснившись, выделил помещение под контору в 40 квадратных метров и временный гараж на 2 автомашины.

Начальник спецбазы М.Н. Власов, оценив ситуацию, в докладной записке в Мостотрест о состоянии работ пишет: «Использование территории завода для размещения сооружений базы или выполнения изделий непосредственно на площадке завода при его настоящей программе также невозможно. В то же время следует учесть, что завод располагает всеми цехами и станками, необходимыми для полной заготовки всех без исключения элементов изделий для базы, для сборки дощатых ферм имеется два больших, крытых помещения с полами, хорошо освещенных и достаточно высоких…

Оба этих помещения могут обеспечить сборку одновременно восьми дощатых ферм пролетом 23 метра. Сооружения эти имеют ширококолейный железнодорожный путь, соединяющий их с сушилкой и складом пиломатериалов. В данное время эти помещения используются как склады изготовляемой заводом спецтары. Рядом со складом имеется свободная площадка, которую можно использовать для склада готовых ферм и изготовления пакетов. Площадка расположена в непосредственной близости от железнодорожных путей».

Но использовать территорию лесозавода без разрешения было невозможно, поэтому площадка для базы была намечена вблизи завода около железнодорожной ветки, и осваивать её надо было практически с нуля. Власов просит руководство Мостотреста «выяснить возможность перемещения части спецзаказов лесозавода на другие заводы Союза… ». По его мнению, это было бы идеальным решением всех проблем. База могла бы в этом случае приступить к выполнению заказов немедленно. Но, как, выяснилось, это предложение поддержки не нашло.

С первого марта 1942 года «в связи с началом основных работ» к своим обязанностям приступили начальник плотничного цеха Н.К. Богдзель, главный механик А.З. Дорбецов, заведующий механическими мастерскими Т.П. Могилевская. Комендантом строительства была назначена Парфилова. Только два больших крытых помещения с полами, хорошо освещенных, высотой 18 метров, общей площадью 1200 квадратных метров были переданы базе.

Спецбазе требовался лесоматериал определенного ассортимента: бревна длиной 8,7 метра и диаметром 28 см. Лесозавод же имел в наличии бревна длиной 6,5 метров, из которых можно было «изготавливать дощатые фермы пролетами 9, 13, 18 метров, пакеты пролетом 5,9 метра и ряжи для пролетов в 23 метра». Но и на эту древесину не было нарядов. Для дощатых ферм необходим был сухой пиломатериал, а сушилка лесозавода рассчитана на 2000-2300 куб. метров в месяц, при собственной загруженности 1500-1800, надо было обеспечить спецбазу объемом 1400 кубов в месяц.

Осложнялась работа и отсутствием нарядов на фондовые материалы. А нужны были: железо для болтов, гаек и гвоздей, кровельное железо, полосовое железо для шпонок и материалов для спецобмазки. С эшелоном пришел только один вагон битума. На первых порах пришлось заниматься исключительно заготовкой элементов, а к сборке приступили при получении гвоздей и металла для ковок. Никто не сидел и не ждал плановых поставок. Привели в рабочее состояние старый болторезный станок, принадлежащий лесозаводу. Из утиля делали гайки и шайбы. На договорных началах использовали токарные, фрезерные и сверлильные станки. Для работы необходимы были специальные механизмы. А они все за исключением подъёмного крана грузоподъёмностью 18,5 тонны и широколентного мотовоза требовали ремонта.

Не хватало рабочих рук, но и привлекать дополнительно людей было невозможно. Их просто некуда было поселить и обеспечить питанием. В кратчайшие сроки были построены и открыты столовая и магазин. Подготовлены необходимые для технологического процесса объекты: склад антисептиков и яма для хранения битума.

Приближалась осень 1942 года. В августе был издан приказ о «форсировании работ по постройке домов и цеха для изготовления ферм Гау», по заготовке элементов ферм. Во всех цехах был установлен 10 часовой рабочий день: с 7 утра до 18 часов. Начали выпускать деревянные пакеты (5,9, 7,0 и 8,0 метров), фермы ГАУ с деревянными поясами и проезжей частью 18 метров, с пролетом 22, 6 метра, дощатые фермы – 13,6 метра, ряжевые быки и устои. В 1943 году было выработано 33 пакета по 5,9 м, 4 пакета по 8,0 м и 2 фермы Гау.

Остро стоял вопрос с обеспечением производства квалифицированными кадрами. Главной задачей технического обучения являлся поиск таких форм обучения, которые давали бы возможность в самый короткий срок овладеть необходимым минимумом знаний, навыков и приступить к производственной деятельности. Шло обучение на рабочих местах. Этот метод не требовал никаких серьезных материальных затрат, организационных усилий, но давал возможность оперативно наладить подготовку.

Учитывая это, СНК СССР 21 мая 1942 г. принял постановление «Об организации на предприятиях индивидуального и бригадного ученичества». Руководителям разрешалось на период военного времени принимать для обучения подростков, достигших 14-летнего возраста. В августе 1943 года на спецбазе открыли школу ФЗО.

Директором назначена Ольга Михайловна Власова, плотник Василий Осипович Комков - мастером-инструктором бригады плотников-учеников. Производственной практикой по совместительству руководили мастера-плотники Н.И. Новицкий и А.И. Боровков. Ученики школы на площадке базы изучали элементы выпускаемой продукции и основных работ.

В марте 1943 года поступил приказ о срочной отгрузке ряжей. Работали, не считаясь со временем. Звенья Худина и Соседова выходили на работу, отдохнув всего 8 часов. Сотрудники спецбазы, кроме основной работы на производстве, ремонтировали и строили жилые и производственные помещения, занимались подсобным хозяйством, посевными и уборочными делами.

К ноябрю 1943 года были «построены два овощехранилища, дома ФЗО, цеха сборки, цеховой конторы, помещения для обогрева рабочих, помещения для заготовки и сборки подушек ферм, помещения механического цеха».

Подсобное хозяйство было хорошим подспорьем, обеспечивающим дополнительное питание рабочих. Чтобы вырастить хороший урожай, в 1943 году весь коллектив был мобилизован на пять дней на прополку и окучивание картофеля.

Рабочий день начинался в 7 утра и заканчивался в 20 часов. Администрация организовала на этот период трехразовое питание за счет нефондируемых продуктов (рыба, грибы). На ловлю рыбы было выделено 3 человека, с привлечением свободных от смены сторожей. Две женщины собирали грибы и полевой лук.

Специальным приказом по спецбазе была создана бригада для сбора грибов в лесу. Она состояла из трех звеньев по три - четыре человека. Для них был установлен десятичасовой рабочий день с 7 утра до 18 часов с перерывом на обед по собственному усмотрению. Определена оплата за сбор: белый гриб – 5 рублей за килограмм, грузди, рыжики 1-го сорта – 2 рубля, 2-го сорта – 1 руб. 50 копеек, прочие грибы – 1 рубль 40 копеек. Норма сбора – 8 килограммов чистых грибов в день, в неделю - 50. Сдавшим до 1 октября по 300 кг грибов была обещана премия: по одной паре ботинок за наличный расчет. Сушеные грибы использовали на улучшенное питание в столовой, в качестве ненормированного продукта.

Картофель копали тоже всем коллективом. Десять тонн семенного картофеля было «зарезервировано», и ни при каких обстоятельствах не расходовалось. Весной его резали на доли и сажали.

В 1944 году в Спецбазе № 2 работало 148 человек, из них 72 женщины. Было пять структурных подразделений: плотнично-мостовой, механический, транспортный цехи, подсобный, гараж. Работники спецбазы к этому времени уже были обеспечены жильем.

Это были дома, арендованные у лесозавода и частных лиц. Два общежития - мужское и женское, укомплектованы всем необходимым (постельными принадлежностями, бытовым инвентарем и т.п.). По договоренности с лесозаводом получали срезку для отопления помещений. В первую очередь она вывозилась передовикам и семьям военнослужащих.

Рабочие по нарядам имели возможность за свой счет приобрести спецодежду, с учетом сроков носки. Валенки - 3 года, костюм хлопчатобумажный - 1 год, телогрейки и шаровары ватные - 3 года, ботинки кожаные - 1 год, рукавицы и варежки - 2 года. Во избежание травматических случаев на работу без обуви не допускали: «В случае травмы ног бюллетени к оплате не принимать». Начальникам цехов было приказано: «всем рабочим, не имеющим обуви, выдавать лапти».

Книги приказов предприятий – свидетели людских судеб. Они запечатлели весь трагизм военного времени. Приказы 1942, 1943, 1944 гг. были продиктованы сложной обстановкой той эпохи. В приказах 1945 года речь идет об отпусках и даже направлении людей в дома отдыха. А приказ № 80 от 23 августа 1945 года, наверное, ждали многие: «В связи с окончанием Великой Отечественной войны и 10 - летием Всесоюзного сталинского дня железнодорожника снять все дисциплинарные взыскания, наложенные на работников Спецбазы № 2 в период Великой Отечественной войны…».

В связи с переводом на другую работу начальник спецбазы М.Н. Власов в мае 1944 года передает дела своему заместителю Александру Сергеевичу Бумагину, инженер-майору пути и строительства. В начале июня 1946 года первые рабочие уезжают из Ялуторовска. Новый пункт назначения - станция Щербина Московско-Курской железной дороги, Мостолетучка № 852. Приказом по спецбазе № 2 Мясоустов назначаются ответственными по сопровождению вагонов с оборудованием до места назначения.

Школа ФЗО № 4 существовала в Ялуторовске до 1954 года. В ней готовили специалистов-мостостроителей, плотников, водителей. Выпускники школы работали на лесозаводе, а также в районах, освобожденных от врага, где восстанавливали мосты, дома, предприятия.

В конце 1941 года в Ялуторовск прибыл эвакуированный из Смоленской области завод по производству фанероштампованных бочек. Необходимо было разместить людей и оборудование. Главный инженер завода сухого молока Виктор Павлович Мамонтов организовал работы по переоборудованию недостроенного гаража: закладывали фундаменты, монтировали оборудование для увеличения мощности теплоэлектростанции и второй паровой машины с генератором мощностью в 200 лошадиных сил.

Одновременно для размещения рабочих строили два жилых дома общей площадью 357 кв. метров - 23 квартиры. Условия для работы были тяжелые. Но уже в 1942 году завод начал выдавать продукцию для молочноконсервных заводов страны.

И еще один завод был эвакуирован в Ялуторовск. В Государственном архиве социально-политической истории Тюменской области встретился любопытный документ - докладная записка директора механических мастерских «Мясомолмаша» Кравчука секретарю Ялуторовского РПК (б) от 15 апреля 1942 года: «Одесский завод холодильного оборудования «Фригатор» треста «Мясомолмаша». По распоряжению Одесского Облисполкома приступил к эвакуации морем в г. Новороссийск для дальнейшего перебазирования в г. Куйбышев.
Отгружено 115 ящиков с оборудованием, моторами и инструментами, 7 тонн декатера и оцинкованного железа. Двадцать процентов оборудования использовалось до последнего дня. По указанию органов НКВД оставшееся оборудование было выведено из строя, сняты жизненно необходимые части, при участии малой группы людей, которые выехали из Одессы 7 октября 1941 года.

В Наркомате молочной промышленности получил назначение в Ялуторовск для организации механических мастерских на энергетической базе завода сухого молока. Эти мастерские в дальнейшем должны быть превращены в механический завод с литейной. Выделено 135 тысяч рублей. Площадка выбрана напротив конторы завода сухого молока. С помощью завода получен лес для строительства.
По договору с начальником гарнизона выделено 20 плотников из строительного батальона. Работали с 15 по 28 февраля. После 20 марта работа прекратилась в связи с выездом строительного батальона из Ялуторовска. Оборудование Одесского завода не получено, выяснилось, что 25 января 1942 года 2 вагона отправлены по неизвестному маршруту. За три с половиной месяца сделано только 20% работ задания первой очереди».

На сегодняшний день это единственный документ, касающийся эвакуированного из Одессы предприятия, и о дальнейшей судьбе механических мастерских ничего неизвестно.
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (39)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.