Топ-100

Памятник "1600" в Кяхте

Опубликовал: zampolit, 28-09-2012, 11:36, Статьи, 14 667, 0

С этой кяхтинской сопки открывается вид на половину Кяхты, и международный пункт пропуска на границе с Монголией. Здесь находится памятник в виде пирамиды.

Кяхтинцы называют этот памятник «1600», на памятнике надпись «Вечная память 1600 товарищам павшим в борьбе за Советскую власть 1918-1920 гг. от трудящихся Кяхтинского района».

В списке памятников Бурятии этот памятник значится как «Памятник 1500 (?) заключенным из разных районов Урала и Сибири, зверски замученных в Красных казармах в декабре 1919 –январе 1920 гг.». Создан в 1954 году, находится в 379 метрах юго-восточнее Кяхты на советско-монгольской границе. Действительно находится на границе, обозначенной рядом столбов с колючей проволокой и нарядом пограничников.

Событие, связанное с памятником, называется «Троицко- Савская трагедия» - казнь более 1600 «красных» военнопленных и местного населения, сочувствовавших большевикам.

Наступление Красной Армии, подъем партизанского движения в апреле 1919 г., заставили колчаковское командование спешно изыскивать места для размещения политических заключенных, которые находились в тюрьмах городов Урала и Западной Сибири. Выбор такого места пал на Троицкосавск. Это было связало с тем, что город располагался на границе. Революционно-настроенных, опасных для белогвардейцев, сил в Троицкосавске не было, имелось место для размещения большого количества людей - Красные казармы.

Поэтому после поражения армии адмирала Колчака на Урале, в Кяхту были перевезены 1200 красноармейцев, и к ним прибавились 400 местных жителей.

В коллекции архивов Челябинской областной партийной организации Алексей Яловенко нашел мемуары красногвардейца Новикова чудом, оставшегося в живых из большой группы южноуральцев арестованных колчаковцами и отправленных «эшелоном смерти» в Бурятию в Троицкосавск на границе с Монголией в 245 километрах от Улан-Удэ.

В Красных казармах Троицкосавска в то время было размещено 1270 пленных красногвардейцев и их белогвардейские тюремщики из Златоустовской, Челябинской и Тобольской тюрем.

Среди злейших врагов Советской власти были прежде всего златоустовские палачи: Пашкевич – начальник Златоустовского острога, а в Красных казармах - помощник начальника колчаковской тюрьмы. Расходский и Емельянов – помощники Пашкевича, Федоров, Сафаров, Колесов и Очуренков – старшие надзиратели. Никоноров и Салашко – младшие надзиратели. «В то время много там было бежавшей контрреволюции от Соввласти под прикрытием атамана Семенова и китайских властей».

«В декабре 1919 началось наступление красных партизан, и семеновские палачи озверели до последней наглости …старший надзиратель Федоров, сотник Соломаха, подъесаул Никитин и хорунжий Китаев приказали всем построиться и стали по списку вызывать всех активных защитников Советской власти, бывших председателей ревкомов, командиров, начальников Красной гвардии. Первая партия была отобрана 160 человек. Куда попали: товарищи Василий Пономарев – председатель Златоустовского ревкома, Иванов – начальник Златоустовской ЧЕКа, Мельников – руководитель партийной организации Веткинского завода, Нейман – колчаковский офицер, поручик, коммунист, посаженный Колчаком в тюрьму за связь со Златоустовской партийной организацией. А также в эту группу попала вся политическая головка. Их вывели под окна нашего барака и окружили эскадроном конвоя… Вот наших товарищей поставили в одну шеренгу, лицом в ров и дали залп. Нам, наблюдавшим из окон казармы, жутко было видеть эту картину, зная, что нас ждет такая же участь. Стало темнеть, часов в семь вечера в казарму с шумом и криком заявились Саломаха, Никитин, Китаев, полковник Сысоев – начальник гарнизона города и комендант гарнизона капитан Дворкин и десятка два рядовых казаков, а также тюремное начальство, палачи Пашкевич, Расходский, Емельянов, Федоров, Сафаров, Огурченко, Колесов, Никаноров и Салацко. В коридор Пашкевич приказал поставить стол, на стол поставили ведро воды и кружки. После чего стали вызывать по одному человеку заключенных в коридор, давали порошки и велели запить водой…

Мне тоже дали порошок. Я порошок насыпал в рот, но не проглотил. Сразу зашел в уборную. В уборной на полу лежали три наших товарища, один с отрубленной рукой и двое с надрубленными шеями, все трое мучились…

Врач из заключенных яд чем-то успел разбавить, и он вызывал только сильную рвоту. Палачи видя, что отрава не действует, зашли в казарму. Взяли 350 человек и вывели к тому же логу, порубив жертвы шашками…

Семеновские палачи хотели отвести глаза населению города, прибегнув к отраве и замораживанию баней заключенных, чтобы меньше делать расстрелов, а сослаться на то, что якобы заключенные умирают от тифа… К вечеру после бани мы из больницы увидели, как снова конвой привел к логу партию человек двести наших товарищей, и казаки начали рубить жертвы шашками. Палач офицер Никитин сам рубил шашкой, так же как и Соломаха, а хорунжий Китаев галопом ездил на лошади по головам трупов…

Пришли в казарму Соломаха и Никитин, говорят нам: «Ну, красноперые, мойте пол, да собирайтесь к своим товарищам в «земельный комитет», то есть на расстрел. А Никитин при нас говорит Соломахе: «Господин сотник, вчера я пари держал с коллегами, что без отдыха могу зарубить 75 красноперых, а на деле зарубил только 71, мое пари дюжина пива пропало». А Соломаха ответил ему: «Господин подъесаул, в дальнейшем советую вам перед такими операциями выпивать покрепче спирта и больше скушать мяса».

Постскриптум «В редакцию газеты «Советская Правда» Челябинский железнодорожный комитет РКП(б) сам просит оповестить в газете о зверски замученных и зарубленных казаками семеновских банд в январе месяце в Троицко-Савской временной тюрьме ниже следующих товарищей: Воронков Василий, Воронков Николай, Зутто Лев, Гаврилов Харитон, Повиляев Иван, Савин Илья, Кузиц Николай, Воробьев Александр, Березовский Семен, Поляков Иван, Голубчиков Степан, Назаров Григорий, Даронский, Денисов Василий, Зубанков Александр, Проскуряков Александр, И умерших от разных болезней и голода: Иванов Василий, Кредо, Сечкарь Иван, Шукевич Иосиф, Мальченко Сергей, Повилякв Леонтий, Ребяков Михаил…»

Семеновская контрразведка хватала людей по малейшему подозрению. Задержанных, расстреливали без суда и следствия. Начальником контрразведки в Троицкосавске был 23-летний выходец из казаков, сотник дивизиона Соломаха, которого боялись даже сослуживцы. Различные источники по-разному говорят, чьи были каратели , одни утверждают барона Унгерна, другие атамана Семенова. В принципе большой разницы и нет. В это время в городе стоял гарнизон атамана Семенова.

В новогоднюю ночь 1920 года семеновцы приступили к массовым казням политзаключенных. За 13 дней - с 20 декабря 1919 года по 9 января 1920 года было убито свыше 1100 политзаключенных. Много заключенных было просто порублено шашками, в целях экономии патронов. В живых осталось лишь 50 человек, которым удалось бежать. 19 февраля 1920 года город был освобожден и троицкосавский ревком взял власть в свои руки. Занявшие Красные казармы войска китайцев не позволили захоронить казненных политзаключенных и трупы пролежали под снегом до весны. Лишь 3 апреля начались похороны. Перед людьми предстала ужасная картина: «...громадные траншеи, наполненные трупами. Трупы были уложены как поленница дров. Погребение продолжалось в течение нескольких дней, политзаключенные были захоронены в 8 братских могилах».

Еще одно свидетельство истории. «Здесь был устроен печально известный пыточный застенок, куда для истязаний и физического уничтожения «неблагонадёжных» свозили со всей Сибири. Кто попадал в Троицкосавский застенок, живым оттуда не возвращался, ибо семеновцы уничтожали даже невиновных с их точки зрения людей, поскольку не хотели оставлять в живых свидетелей. Дело было зимой. Чтобы не тратить патронов, они заставили пленных раздеться в казармах, потом стали поливать в окна водой.

«Те казармы еще до революции назывались красными, так как сложены из кирпича, - говорила свидетель Елизавета Владимировна, - они совсем недалеко от нашего дома в Кяхте. Дядя Глеб, да и все жители слободы с вечера до утра слышали крики, стоны замерзающих, но ничем не могли помочь, так как охрана время от времени производила выстрелы из винтовок, пускала пулеметные очереди.»

Специальный «суд», возглавляемый ротмистром Соломахой всегда выносил один и тот же приговор: «расстрелять».

После 26 декабря 1919 года «суд» вообще не заседал, но расстрелы якобы «по приговору» продолжались. Под предлогом «очищения» заключенных от «красных» с 1 по 5 января 1920 года был расстрелян 481 человек и ещё 200 человек больных были зарублены шашками».

По другим свидетельствам те дни (с 1 по 5 января) было убито до 1000 человек. Городская дума для того, чтобы остановить казни, была вынуждена просить о вводе в город китайских частей.

По решению правительства ДВР в конце 1920-начале 1921 годов было проведено расследование об убийстве политзаключенных в Красных казармах Троицкосавска. В течение 9 дней продолжался суд, который начался 2 марта 1921 года. Пред судом выступили 139 свидетелей. Из 96 обвиняемых на суде присутствовали 14 участников казни. Большая часть палачей была убита в боях с партизанами. Уйти от возмездия удалось немногим.

Хотя в руки советских властей попали далеко не главные виновники событий в Красных казармах, но и некоторым из них вменялось в вину участие в убийствах: заключенных рубили шашками, кололи штыками, били прикладами и пытались травить ядом.

Итогом этого шумного процесса стал приговор: семерых подсудимых - к двадцати годам общественных работ, одного — к десяти годам, одного - к десяти годам условно, трое были оправданы, а один выслан из ДВР.

Ну и конечно, известна судьба руководителей белого движения в Кяхте (Троицкосавске). Атаман Семенов арестован 24 августа 1945 года в Китае, 30 августа 1946 года был повешен как «враг советского народа и активный пособник японских агрессоров». Кстати в отношении Семенова уголовное дело было прекращено 4 апреля 1994 г. только по статье 58-10 ч.2 (антисоветская агитация и пропаганда) УК РСФСР, в остальной части приговор оставлен в силе, а подсудимый, не подлежащий реабилитации. Даже на волне демократических перемен Семенова не реабилитировали, значит навеки «накосячил».

Барон Унгерн расстрелян в Новониколаевске (Новосибирске) 15 сентября 1921 года. 25 сентября 1998 года Президиум Новосибирского областного суда отказал в реабилитации барона Унгерна Р.Ф.скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • +18
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (28)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.