Ход боевых действий в германо-польской войне 1939 года

Опубликовал: zampolit, 2-05-2020, 14:18, Путешествие в историю, 340, 0

Части 10-й армии 2 сентября прорвали позиции передовых польских частей н вышли на линию Велунь, Ченстохов. В результате внезапного прорыва германских мото-мехчастей юго-западнее Ченстохова 4 сентября оказалась захваченной в плен 7-я польская дивизия вместе со штабом и своим командиром ген. Гонсеровским. Развивая успех, достигнутый прорывом мотомехчастей, войска 10-й армии 6 сентября вышли на линию Кельне, Петроков. Части правого фланга 8 – й армии после упорных боев с поляками 5 сентября прорвали сильно укрепленную польскую позицию на р. Варте в районе Серадзь и приближались к Лодзи. Левый фланг 8-й армии к этому времени занял южную часть провинции Познань. Таким образом, к 6 сентября на всем фронте наступления южной германской группы польские войска были сбиты, пограничные укрепленные позиции заняты немцами и Познанская, Силезская и Галицийская польские армии отступали по всему фронту, неотступно преследуемые и атакуемые германской авиацией и мотомехчастями. До 8 сентября наибольшего успеха в продвижении достигли 3-я и 10-я германские армии. Войска левого фланга 3-й армии 8 сентября вели ожесточенный бой с поляками за овладение укреплениями на р. Нарев на фронте Остроленка, Рожаны, Пултуск. На следующий день немцам удалось частично прорвать здесь польскую оборонительную линию, переправившись у Пултуска. Быстрое развитие успеха германскими войсками в направлении Вышкова заставило поляков оставить свои позиции на р. Нарев и отойти к р. Западный Буг. Но 11 сентября немцы форсировали и эту реку у Вышкова и перерезали железную дорогу Варшава - Белосток.

Моторизованные части 10-й армии после прорыва польского фронта на участке Кельне, Петроков 5 сентября заняли Петроков. На следующий день они взяли Томашов и 8 сентября через Мшанов ворвались в юго-западное предместье Варшавы. Но танковые части немцев оказались недостаточно сильными, чтобы сломить оборону и проникнуть в город. Им пришлось вести бой с поляками у предместья Варшавы до тех пор, пока не подошли (10 сентября) пехотные части.

Уже первая декада германо-польской войны по существу определила ее исход. Польские войска отступали не организованно на всех фронтах.

Польские войска на всех фронтах с первых же дней войны потеряли инициативу и перешли к обороне. На отдельных участках оборона была упорной, как, например, на р. Нарев, у Серадзя, в Познани и у Николаева. Польская кавалерия, пытаясь остановить наступление левофланговых частей 3-й германской армии к Варшаве, 4 сентября к северу от Трейбурга атаковала германские войска и проникла в Восточную Пруссию, но действиями германской авиации была подавлена и рассеяна. В этот период германская авиация уже имела полное господство в воздухе и срывала все попытки поляков произвести сосредоточение сил и организовать контрудар. Более упорно польские войска держались в Варшаве, Люблине и Познани.

Весьма интересными являлись действия крупных мотомеханизированных соединений германской армии. В северной группе действовал корпус мотомехчастей в составе 3-й танковой и 3-й легкой дивизий под обшей командой ген. Гудериана, бывшего инспектора танковых войск Германии. После прорыва укрепленной позиции поляков в Коридоре на р. Браа танковые части двинулись к Висле к северу от Бромберга и заняли переправы в тылу польской армии ген. Бортновского. В результате этих действий 9-я и 27-я польские дивизии и кавбригада были окружены и захвачены в плен.

После форсирования войсками 4-й армии Вислы танковые части ген. Гудериана были скрытно переброшены вдоль границ Восточной Пруссии в район действий 3-й армии. К 12 сентября они появились на верхнем течении р. Нарев, которую форсировали у Визны (восточнее Ломжи), опрокинув польские войска, защищавшие этот район. После этого, развивая наступление на Земброва, танковые части обошли с флангов польские оборонительные укрепления на р. Нарев. Обеспечив войскам 3-й армии овладение наревскими позициями, корпус ген. Гудериана повел наступление непосредственно на Брест- Литовск. 14 сентября, захватив в этом районе переправы через р. Буг, он отрезал, таким образом, пути отступления польским войскам, дравшимся между Вислой и Бугом к юго- востоку от Варшавы. Тем самым было завершено охватом с севера внешнее кольцо окружения главных сил польской армии в излучине Вислы к западу от Варшавы и в треугольнике Ломжа, Брест Литовск, Радом.

В южной армейской группе в составе 10-й армии, на ее правом фланге, действовал мотомехкорпус в составе 2-й танковой и 4-й легкой дивизий под командой ген. Гота. Па левом фланге 10-й армии действовала 1-я танковая дивизия ген. Рейнгардта. Корпус ген. Гота в первые дни наступления получил задачу прикрыть правый фланг 10-й армии от возможного удара поляков со стороны Кракова, так как между 10-й и 14-й армиями образовался большой прорыв. После занятия Кракова войсками 14-й армии части мотомехкорпуса быстро продвинулись на юго-восток от Радома к переправам на Висле, которые и заняли, опередив отступавшие к Висле польские войска. Последние затем сдались в плен в районе Радома. Танковая дивизия ген. Рейнгардта, прорвав фронт у Томашова, где разбила 12-ю польскую пех. дивизию и Волынскую кавбригаду, сделала попытку ворваться в Варшаву. Но, не имея поддержки пехоты, она смогла войти только в пригород Варшавы. Здесь в уличных боях она понесла большие потери и отошла, ожидая подхода моторизованных частей германской пехоты. Если бы поляки имели достаточное количество противотанковых орудий, положение 1-й танковой дивизии было бы, несомненно, более тяжелым.
В составе 14-й армии действовала 5-я танковая дивизия ген. Фитингофа, которая в трудных условиях горного театра прорвалась к Львову и блокировала его.

Начиная с 8—10 сентября, война вступила во вторую фазу, которая характеризуется наиболее сложными оперативными маневрами германской армии, стремившейся окружить отходившие повсеместно войска польской армии. На северо-востоке 3-я германская армия, форсировав р. Нарев, а затем Буг, вышла на железную дорогу Варшава — Брест Литовск, в 30 км от Варшавы. К 14 сентября германские моторизованные части корпуса Гудериана, задержанные до этого перед Сувалками, проникли в район Нарева и появились в окрестностях Белостока и Вельска. В этот момент польские отряды продолжали занимать опушку Беловежской пущи, в 46 км к востоку от Вельска. Отступавшая под натиском 4-й армии польская Познанская армия не сдалась в плен, а сосредоточилась в районе Кутно, Лович и соединилась с Померанской армией, остатки которой отошли в этот район.

К 10 сентября части 4-й германской армии форсировали р. Вислу под Влославиком и Плоцком и под Модлином соединились с правофланговыми частями 3-й армии. Таким образом, в период с 9 по 11 сентября на главном театре военных действий под Варшавой германские войска окружили в районе Ловицы, Скерневицы, Кутно, под Радомом и к югу от него наиболее крупную группу польских войск. Польские войска, попавшие в окружение, составляли почти четверть польской армии и состояли из 9 пех. дивизий, разбитых частей 10 других пехотных дивизий и 3 кавбригад. Здесь были сосредоточены основные польские войска, вытесняемые из Познани, остатки польской армии Коридора и те части, которые отступили от Лодзи и от р. Варты. Длительное сражение в этом районе имело своей задачей окружение и уничтожение собравшихся здесь остатков польской армии. Число поляков, захваченных в плен, составляло (по немецким данным): 18 сентября — 50 тысяч человек, 19 сентября — 105 тысяч человек и к концу дня 20 сентября — 170 тысяч человек. 4-я германская армия, принимавшая участие в этом сражении, захватила 320 орудий и 40 танков. На р. Бзуре 21 сентября при очистке лесов от остатков польских войск был захвачен в плен со всем своим штабом командующий польской армией Коридора ген. Бортновский.


В районе действий южной группы германских войск операции в этот период также протекали успешно. К 12 сентября германские войска, продолжая преследовать противника, горными дивизиями 14-й армии подошли с обеих сторон к Перемышлю, заняли Самбор и Яворов и передовыми мотомехчастями достигли Львова. Бронетанковые соединения 14-й армии продолжали наступление на восток. К 15 сентября часть войск 14-й армии продолжала преследовать отступавшие польские части, вступая с ними в бой у Львова и на р. Таневе около Билогорще. Окруженная германскими войсками крепость Перемышль сдалась без особого сопротивления, и моторизованные части 14-й армии, продолжая наступление на восток, достигли Владимир-Волынска.

К 21 сентября после сильных боев с крупными польскими силами в районе Замостья и Томашова началось отступление польских войск и в этом районе. Юго-западнее Львова на р. Буг польские войска были окружены, и немцы захватили в плен 60 тысяч человек при 130 орудиях; сдалось больше 2 польских дивизий, 1 кавалерийская и 1 моторизованная бригады. Среди пленных был захвачен командующий южной польской армией ген. Пистор.

Войсками 10-й германской армии 16 сентября был занят гор. Демблин (Ново-Георгиевск), где немцы захватили 110 самолетов; 17 сентября передовые части германской армии заняли Люблин. Польские войска, оборонявшие Варшаву, оказали некоторое сопротивление, но 27 сентября и она была занята немцами.

На рассвете 17 сентября, выполняя приказ советского правительства, польскую границу перешли советские войска в целях освобождения трудящихся Западной Белоруссии и Западной Украины от панского ига.
Быстрое продвижение частей Красной Армии в глубь Польши значительно ускорило исход воины. Таким образом, в течение трех недель польская армия потерпела полное поражение и была почти полностью ликвидирована.

Краткий оперативный обзор германо-польской войны 1939 г., воспроизведенный нами по данным иностранной печати, позволяет сделать некоторые выводы о действиях различных родов войск в современной войне на сравнительно обширном театре военных действий. Этот опыт в известной мере облегчает и изучение операций германской армии на территории Голландии, Бельгии и Франции в 1940 г., вскрывая некоторые основные оперативные приемы, применяемые германской армией.

В основу германского плана войны в Польше была положена последовательность и непрерывность наступательных операций с целью лишения польской армии возможности укрепиться на выгодных тыловых позициях и обеспечить себя средствами для обороны. С самого начала военных действии германское командование взяло инициативу действий в свои руки и не выпускало ее до окончательного поражения польских войск. Включение в состав германских армий крупных мотомехсоединений обеспечило возможность ведения скоротечной войны и быстро развивать первоначальные успехи для поддержания непрерывности наступления. Именно активные действия мотомехсоединений и авиации германской армии имели решающее значение в достижении победы.

Тем не менее германо-польская война показала, что ядром армии по-прежнему является пехота. Танки и авиация непрерывно помогают ей уничтожать сопротивление противника, но сами они не могут удержать большие пространства.

Одним из важнейших факторов, характеризующих подготовку германских войск к наступлению в Польше, является хорошо организованная разведка. В результате ее деятельности германское командование заранее учло все аэродромы польской авиации, как основные, так и полевые. Внезапный налет германских ВВС одновременно на 21 польский аэродром уже в самом начале наступления нанес большое поражение польской авиации. Последняя, потерпев огромный урон, лишила польское командование средств активной обороны. Данные разведки помогли германской авиации нанести внезапный удар и по основным польским радиостанциям и вывести их из строя. Это привело к тому, что в первые же дни войны польское правительство и командование лишились одного из основных средств связи с армией и важнейшими пунктами страны.

Дезорганизация связи и невозможность обеспечить регулярную связь не позволяли полякам своевременно отводить части, положение которых было неопределенным. Польские дивизии могли продвигаться только ночью по лесам, избегая авиации, поэтому своевременно и в полном составе не могли прибыть к назначенным позициям.

Польское командование, учитывая трудную обстановку в результате прорыва германских мотомехчастей, приняло первоначально решение перенести сопротивление на линию рек Буг — Висла — Сан, одновременно приказав войскам Познанской армии и частично Померанской армии (армия ген. Бортновского) атаковать левый фланг 8-й германской армии, наступавшей на Варшаву, с целью приостановки ее движения. Но полная дезорганизация наземной и воздушной связи, а также вторжение германских мотомехдивизий в район Вислы и Буга опрокинули эти планы польского командования.

Тогда польским командованием дается новый приказ: отходить на новую линию сопротивления—Полесские болота, Верхний Буг, опираясь левым флангом на Карпаты. Несколько дивизий, находившихся восточнее Вислы, получают приказ занять новую оборонительную линию—Полесское болото, Люблин, р. Сан. Но по тем же причинам этот план не был выполнен, так как польские дивизии были атакованы со всех сторон и не могли произвести перегруппировок. Германские мотомехчасти и легкие дивизии опережали поляков, замыкая круг, не давая им оторваться от противника.

Основными задачами германской авиации являлись поражение польских воздушных сил, завоевание господства в воздухе и поддержка наступления наземных войск. Превосходство сил германской авиации привело к тому, что поляки к концу войны выпускали в воздух лишь самолеты наблюдения, приданные наземным войскам. Германская авиация парализовала движение польских войск в тылу, нарушила сосредоточение польских дивизий, безостановочно бомбя железные дороги, мосты и шоссе.

Хорошо налаженная радиосвязь германских пехотных и танковых частей с авиацией обеспечивала им быструю помощь последней. Так, например, германские бронетанковые части, продвигавшиеся севернее Варшавы, натолкнулись на упорное сопротивление противника. В 13 час. 20 мин. танковые части немцев оказались под огнем тяжелой артиллерии поляков. Неся большие потери, они лишились возможности двигаться вперед. Через несколько минут по приказу командования на поддержку бронечастей вылетел авиационный отряд. В 13 час. 40 мин. германские самолеты появились над полем боя и, атаковав польскую артиллерию и пехоту, помогли сломить сопротивление противника.

Помимо радиосредств, для связи с войсками также применялись самолеты «Физилер-Шторх», которые, имея малую посадочную скорость, могли садиться на небольших площадках. Наличие этих самолетов позволяло быстро проверять положение передовых частей.

Наибольший эффект был получен от налетов германских самолетов на польские аэродромы в первые дни войны. Внезапность этих налетов позволила уничтожать самолеты в ангарах. Впоследствии польская авиация была рассредоточена, и налеты немцев уже не давали больших результатов.

Не имея подготовленных кадров, поляки слабо использовали свои новые самолеты-истребители «ПЗЛ-37». Германский двухмоторный истребитель «Мессершмитт-110» сыграл большую роль в воздушных боях и был использован также для сопровождения бомбардировщиков.

Польская авиация довольно активно проявила себя в ряде воздушных боев с германскими ВВС. Но при отсутствии общего руководства она исключительно слабо взаимодействовала с наземными войсками. Бомбардировок германской территории польская авиация не производила.

Непосредственную поддержку войск германская авиация в основном осуществляла группами пикирующих бомбардировщиков и штурмовиков, которые атаковали польские колонны на походе, резервы, скопления войск, артиллерию и долговременные огневые точки. Воздушные атаки по колоннам большей частью были массовыми.

Опыт действий германской авиации по путям сообщения показал, что разрушение железных дорог на перегонах давало большой эффект, так как их труднее восстанавливать. Но меткость попадания в таких случаях обычно бывает очень низкой. Действия по станциям при том же расходе бомб дают лучшие результаты, так как одновременно разрушаются пути, поезда и станционные постройки. Бомбометание по мостам производилось главным образом пикирующими бомбардировщиками и давало хорошие результаты.

Действия германских ВВС нарушили переброску и перегруппировку польских армий, препятствовали их планомерному отходу и дезорганизовали все виды транспорта. Воздушные налеты немцев лишили отходящие польские войска возможности образовать новый фронт и не позволили соединиться отдельным группировкам, которые вследствие этого и были разбиты у Радома, Кутно, Модлина, Варшавы. Боевые действия германской авиации во взаимодействии с наземными войсками обеспечили последним возможность нанесения удара на всю глубину расположения польской армии; это и лишило ее командование оперативной свободы с самого начала боевых операций. Польское командование, придавая большое значение действиям в современной войне кавалерийских масс, недооценивало роли мото-мехчастей и в то же время не обеспечило свою кавалерию техническими средствами борьбы против авиации и танков противника. Германские бомбардировщики часто рассеивали польские войска прежде, чем они могли начать атаку. Польская кавалерия была особенно чувствительной к ударам с воздуха, и поэтому, неся большие потери, она почти не участвовала в боях.

Германские войска применяли в Польше крупные механизированные и моторизованные соединения, которым поручались как тактические, так и оперативно-стратегические задачи.

Не ограничивая свои операции необходимостью поддержания связи и взаимодействия с другими войсковыми соединениями и даже пренебрегая возможностью окружения, германские танковые дивизии выполняли задачи развития быстрых наступательных операций, разрушения обороны противника и глубокого проникновения на его территорию.
Главная задача моторизованной пехоты заключалась в немедленном использовании и развитии успехов танковых войск. Для совместного действия с танками использовались стрелковые части, передвигавшиеся на вездеходных грузовиках, а также стрелки на мотоциклах. Последние имели возможность развивать большую скорость, легко укрывались и могли использовать любые дороги. Мотоциклетные части, снабженные автоматическим оружием, станковыми пулеметами и противотанковыми пушками, а также минометами, были не только в состоянии опрокидывать небольшие части противника, но и удерживать за собой захваченные тактические пункты.

Небезынтересно указать здесь на (некоторую типовую схему действий германских бронетанковых групп в районе рек Вислы, Нарева и Буга. В основном эти действия сводились к следующему: бронетанковый корпус, состоявший, по всей вероятности, из бронетанковой и моторизованной (или легкой) дивизий, действовал на фланге германской армии или же обеспечивал связь между двумя соседними армиями. В момент прорыва танковое соединение выбрасывалось вперед и пробивало брешь в линии фронта противника. Продвинувшись достаточно вперед, бронетанковое соединение расчленялось на несколько колонн и продолжало свое наступление, заходя в тыл польских войск и продвигаясь до следующего большого водного рубежа. Подойдя к водной переправе значительно раньше отступающих передовых частей поляков, танковые войска занимали все переправы перевернутым фронтом. Когда отступавшие польские части подходили к водным рубежам, все переправы оказывались захваченными германскими танковыми частями. Вместе с тем можно было наблюдать, что брошенные вперед бронетанковые войска не могли самостоятельно и успешно действовать в крупных населенных пунктах. Например, бронетанковая дивизия Рейнхарда 8 сентября прорвалась к предместьям Варшавы. Командир этой дивизии намеревался ворваться в город без поддержки других войск. Но эта операция не могла быть выполнена одними танками. Бронетанковые полки, двигавшиеся по улицам, хотя и разрушили некоторое число баррикад, но, не имея поддержки своей пехоты и артиллерии, вынуждены были под огнем противника отойти из предместья Варшавы и дожидаться подхода пехоты. Итак, бронетанковая дивизия, располагая большими возможностями против отступающего противника, при самостоятельных действиях в населенных пунктах в отрыве от своей пехоты и артиллерии не могла добиться успеха.

Германские танковые соединения, действовавшие самостоятельно, производили атаки польских укреплений эшелонированно. Каждый эшелон имел свои объекты атаки: первый — атаковывал противотанковые пушки и артиллерию; второй — уничтожал укрепленные огневые точки переднего края обороны; третий — оказывал непосредственную поддержку пехоте и сопровождал ее атаку. Совместные атаки пехоты и танков происходили в тех случаях, когда условия местности позволяли это и расстояние до противника было небольшим. На открытой местности атака танков предшествовала наступлению пехоты.


Германские танковые войска в Польше использовались в соответствии с германским наставлением по действиям танковых войск. «Тесная привязанность танков к пехоте, — говорится в наставлении, — лишает их основного преимущества — быстроты, а в известных случаях может превратить танки в мишень для противотанковой обороны противника. Взаимодействие танков с пехотой заключается в согласовании двух действий, направленных к достижению одной общей цели — уничтожению артиллерии противника. Танки применяются в направлении главного удара; направление танковой атаки может совпадать с направлением пехотной атаки или быть отличным от него. В этом отношении решающее значение имеет местность. В зоне танковой атаки все другие роды войск согласовывают свои действия с действиями танков».

Наряду с применением танковых войск германское командование особое значение придавало военно-инженерным частям, которые включались в состав всех пехотных, танковых и мотомеханизированных соединений и обеспечивали последним возможность быстрой переправы через многочисленные речные преграды. Инженерные части перевозили с собой на грузовиках в разобранном виде понтонные мосты со всеми приспособлениями для быстрой их наводки через водные преграды. Эти мероприятия дали возможность германским войскам быстро преодолевать многочисленные водные преграды в Польше.

Форсированное наступление германской армии потребовало от всех родов войск высокой подвижности, способности производить большие переходы, так как линия фронта почти ежедневно продвигалась вперед на 20—25 км. Темп продвижения германских войск в тех районах, где они встречали сопротивление (в районе Ченстохов, Млава, Прасныш), составлял в среднем 10—15 км в сутки. Скорость движения германских подвижных частей составляла в среднем 40 км, а максимальная — до 90—100 км в сутки. Подвижная группа 10-й армии за 8 дней форсированных маршей прошла 330 км. Среднесуточный переход пехотных частей составлял 25—30 км.

Снабжение войск, и особенно мотомеханизированных, при таких темпах продвижения не всегда было удовлетворительным. Во многих случаях германская армия использовала для снабжения далеко продвинувшихся частей транспортные самолеты, которые перебрасывали войскам продовольствие, боеприпасы и горючее.

Парашютные части в массовом масштабе во время операции в Польше германскими войсками не применялись. Выбрасывались лишь отдельные десантные группы с ограниченными задачами диверсионного характера.

Таковы некоторые оперативно-стратегические выводы, которые можно сделать из действий германских войск. Что же касается поражения польской армии, то, несомненно, она потерпела его не только в результате плохого командования, но прежде всего в силу своей слабости и неприспособленности к современной войне. Сами же эти причины были непосредственным следствием всей гнилости политического строя бывшей панской Польши — этого искусственно созданного Антантой лоскутного государства.

Источник: полковник А. Кононенко «Германо-польская война 1939 г.» Некоторые оперативные выводы). Военно-исторический журнал № 11 1940 г.

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Август 2022 (35)
Июль 2022 (52)
Июнь 2022 (31)
Май 2022 (34)
Апрель 2022 (22)
Март 2022 (40)
Календарь
«    Август 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.