Топ-100

Частушки в годы Великой Отечественной войны

Опубликовал: zampolit, 27-05-2018, 10:38, Великая Победа, 2 298, 0

Иногда частушки исполнялись в вопросо-ответной форме: девушка просит нарядить себя «синочкой» (синичкой) или черной галочкой, чтобы слетать на войну, а в следующей частушке как бы отвечает, что она летала по фронту и не нашла своего милого ни в числе убитых, ни в плену. В новой паре песенок девушка просит командира разрешить ей найти милого на фронте и вновь отвечает:
Не могла увидеть дролю,
Шли великие боя.

На новогоднем игрище в колхозе «Ворошиловец» Орловского сельсовета частушки о Великой Отечественной войне девушки пели до начала пляски. Девушки были без прялок, в красивых сарафанах, многие в платьях. Стояли группами в избе около гармонистов, сидевших на лавках. Песни начинались с обращения к гармонисту, а затем шли лирические частушки о милом в армии, о верности данному слову. Обычно гармонист играл охотнее и дольше той из девушек, чьи за певки о войне были интереснее и новее. Слава о девушках-импровизаторах и знатоках фронтовых частушек распространялась далеко за пределы их сельсовета.

Усвоение новых частушек происходило преимущественно по праздникам, на гуляньях. Кроме этого, через сельские и районные клубы, избы-читальни, где вечерами собиралась молодежь, девушки различных колхозов и сельсоветов, общаясь друг с другом, обогащали репертуар своих частушек. Освоение новых, не известных в данной местности запевок шло также и в обычной производственной. работе: на сенокосе и жниве, на лесозаготовках и т. д. Можно было видеть, как девушки, ежедневно привозившие молоко на сливной районный пункт, обменивались в ожидании приемки молока новостями о письмах с фронта, о «беседках», о нарядах. В этих разговорах сообщались (а иногда тут же записывались) новые частушки о Великой Отечественной войне.

Исполнение частушек на эту тему наблюдала в 1942—1945 гг. В.А. Кравчинская в повседневной жизни молодежи села Красная река, Старо-Майнского района Ульяновской области. Одной из популярных форм исполнения частушек являлась пляска, носящая местное название «Подгорной». Обычно пляска начиналась выходом (по-местному, «выходкой») одной из наиболее бойких и голосистых девушек на середину круга, образуемого зрителями. Девушка открывала пляску обращением к подруге:
Подруженька моя Валя,
Выходи на парочку,
Выходи — не подводи
Любимую товарочку.

На это приглашение в круг выходила поощряемая шутками и смехом, молодежи вторая девушка с ответной частушкой.

В годы Великой Отечественной войны «Подгорная» обогатилась частушками с военной тематикой. После традиционного вступления начиналось своеобразное состязание — кто споет лучшую частушку о милом, защищающем Родину. Каждая исполнительница старалась подобрать наиболее яркую, задушевную частушку, поразить окружающих ее содержанием.

Вместе с тем девушки перекликались сатирическими частушками о Гитлере, Геббельсе, о «фрицах» и «гансах», о жадности и трусости немецко-фашистских захватчиков. Частушки на эту тему особенно часто исполнялись в последний год войны и при возвращении демобилизованных, сопровождаясь одобрительными репликами и дружным смехом зрителей.

Наряду с военной тематикой в «Подгорной» иллюстрировалась и напряженная трудовая жизнь колхозов в годы войны. Исполнение этих частушек являлось своеобразной живой газетой, в которой отражались трудовые подвиги передовиков и клеймились отстающие. Процветанию такого рода импровизаций способствовало и то обстоятельство, что село Красная река разделяется на два колхоза, между которыми происходило ежегодное соревнование на лучшее выполнение сельскохозяйственных работ. Эти трудовые колхозные частушки органически связывались с военными и выражали твердую надежду на близкую победу и скорое возвращение победителей.

«Подгорная» шла под гармонь и сопровождалась пляской: по окончании каждой частушки девушки, не сходя с места, отбивали каблуками дробь; чем мельче была дробь, тем больше ценилось искусство плясуньи.

Из толпы зрителей то и дело слышалось: «Дроби мельче!», «Знай наших!» и т. п. Заключительная частушка пелась обеими девушками вместе в честь гармониста. Под эту частушку девушки обходили с пляской весь круг, вызывая на танцы зрителей, и пляска становилась всеобщей.

Исполнение частушек с военной тематикой происходило и в такие новые бытовые праздники, как дни возвращения с фронта демобилизованных бойцов. Праздник начинался угощением родных и соседей в доме возвратившегося воина. Зрители толпились в сенях, облепляли окна. Одна за другой вставали из-за стола девушки — родственницы бойца (в некоторых случаях и жена его) и заводили «Подгорную» под гармонь и пение фронтовых частушек. Герой дня вместе с гостями по окончании угощения переходил в соседнюю избу, где уже был накрыт стол и хозяева радушно встречали бойца приветствием «с победой». Так с пением и пляской шли из избы в избу, и празднование заканчивалось поздно вечером.

Еще более торжественно был отпразднован в Красной реке приезд с фронта однодеревенца — Героя Советского Союза. В честь его был организован коллективный обед с застольными речами. Обход соседних домов с пением победных частушек и с пляской «Подгорной» был выполнен и при чествовании героя.

О гибкости и злободневности частушек, особенно рожденных в годы Великой Отечественной войны, свидетельствуют факты немедленного Победы, краснореченская молодежь плясала «Подгорную» на главной улице села под частушку о победе. Девушка, вышедшая на середину круга, пропела:
Поминай девятый май,
Ворота шире растворяй,
Шире ворота растворяй,
С победой дролечку встречай.

Частушка была подхвачена и пропета хором гуляющих. Партизанские частушки записаны в ряде районов Ленинградской области: Лужском, Ораниенбаумском, Павловском. Сам процесс возникновения, тематика, формы распространения были иными по сравнению с только что разобранными тыловыми частушками. Партизанские частушки явились живой иллюстрацией к тому всенародному патриотическому порыву, которым был встречен исторический призыв Сталина о создании партизанских отрядов. Авторами частушек были не только партизаны, но и молодежь временно оккупированных селений.

Партизанская частушка, как и колхозная, отразила непоколебимую уверенность русского народа в победе над врагом. Особенно популярны были частушки о значении партизанской борьбы в общем деле освобождения
русского народа от немецко-фашистских поработителей:
Уж ты птица, птица, птица.
Ты лети, как ураган,
Плохо Гитлеру живется
От налетов партизан.
Партизаны, партизаны.
Храбрые головушки,


Не жалели, партизаны,
Вы фашистской кровушки.
Эх, люблю я партизана.
Русскую фамилию,
Все столбы перепилил
И испортил линию.

С темой о героической борьбе партизан органически перекрещивается тема о поддержке населением партизанского движения, о единстве действий советских людей против незваных пришельцев.

Ни варварский «новый порядок» немцев, введенный на оккупированной территории, ни карательные экспедиции, ни казни советских людей — ничто не могло сломить уверенности в полной победе над гитлеровской Германией:
Скоро, скоро мы прогоним
Шантрапу немецкую,
Скоро, скоро мы увидим
Формочку советскую.


Скоро Гитлеру могила,
Скоро Гитлеру капут,
Скоро русские машины
По Германии пойдут.

Частушка, эта политически острая форма агитации, была широко использована партизанскими отрядами. Как показывают записи и публикации, многие произведения этого жанра, возникшие в молодежной среде, позднее были напечатаны в партизанской периодической печати, другие распространялись в массах через эти издания.

Отметим также популярность сатирических частушек о неудачах немцев в поисках партизан и о неизбежности поражения гитлеровских захватчиков; среди частушек этого типа было много подобных следующей:
Плети немец лапти крепче,
А сплетешь — так береги,
Вам еще далеко драпать,
Пригодятся сапоги.

Как ни популярны были еще недавно эти частушки с военной тематикой, все же в наши дни они в большинстве отходят в историю. Они сохранились в тетрадях-альбомах колхозной и учащейся молодежи наряду с фронтовыми песнями, а на смену пришли частушки о героике мирного восстановительного труда. Своевременное собирание этих фольклорных документов нашей великой эпохи наряду с записью всех других жанров народного творчества — неотложная задача советских фольклористов.

Источник: В. Кравчинская и П. Ширяева «Частушки Великой Отечественной войны», «Советская этнография» № 1, 1949 г.
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (40)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.