Болезни и ритуал похорон у бурят юго-западного Забайкалья

Опубликовал: murashka, 11-04-2018, 08:13, Путешествие в историю, 860, 0

Приходилось слышать такие, например, заключения бурят, даже более или менее развитых: «Как умрешь, то душа твоя перейдет на время в какое-либо живое существо на земле, а потом уже успокоится». Переходит же она якобы для очищения и, чтобы вернувшись на землю, витая среди людей, увидеть и свою прежнюю жизнь на земле. Такое перерождение они считают как бы особым видом испытания.

Когда лама приглашается напутствовать умирающего, обыкновенно близкие из семьи выходят из юрты, и если сознание еще не оставило умирающего, то лама ведет с ним беседу, дает советы, а потом читает молитвы, которые умирающий повторяет за ним. Когда же лама не успевает, то кладет на умирающего бумажку с написанной на ней молитвой, или просто какую-либо из бурятских икон, нарисованную на холсте. При похоронах все это кладется или в гроб, или прямо в могилу.

Покойника одевают в свежее платье и белье и в белый, или цветной саван, сшитый из дешевой материи; у богатых же в шелковый. Одевает покойника лама и он же укладывает его в юрте на войлоке в боковом положении, лицом к очагу, с вытянутой правой ногой и согнутой в коленке левой. Правую руку кладут под щеку, а левую вытягивают вдоль туловища. Под голову помещают набитую соломой подушку. Одежду, в которой умер бурят, выносят на двор и, после похорон, если она не ветхая, отдают беднякам, или же сжигают. Покойника завешивают в юрте халатом, или войлоком, чтобы входящим не было видно. Иногда же покойника переносят в другую, пустую, юрту, где он и остается до дня похорон.

У бедняков похороны назначают на второй день, так как совершение ежедневных молебствий хуралов требует значительных затрат денег и угощения ламам. Более же состоятельные держат покойника три и пять дней. Все время ламы читают молитвы, но только днем до захода солнца. Вечером же и ночью редкий бурят подойдет к юрте, где лежит покойник, которых они все же боятся. Входя утром в юрту с покойником, некоторые ламы старается не смотреть на него и занести за порог юрты ноги так, чтобы ступня стала не в направлении к покойнику, а в противоположную сторону, что делается, конечно, из суеверия, от которого не избавлены и ламы.

Когда покойник лежит в юрте, прощаться с ним родственники и бывшие знакомые не ходят; приходят только к семье, где покойник, посочувствовать и выразить свое соболезнование. По каким-то неизвестным причинам местные буряты очень неохотно рассказывают что-либо про обряды, сопряженные с смертью и похоронами, или говорят умышленно неправду, что наблюдалось много раз. Также они не любят, чтобы русские, будь то даже хорошие друзья, сопровождали покойника к могиле и присутствовали при погребении.

Хоронят у бурят различно: в гробах, засыпая землей, в гробах, выставленных на столбах (в тайге) и прямо без гроба, оставляя на поверхности земли. Хотя два последние способа погребения и преследуются, где замечено, но все же приходится и слышать и видеть иногда в далеких и глухих улусах такие похороны. Назначение хоронить, по какому-либо из описанных способов, исходит также от лам и ширетуя. Они же указывают и место, где хоронить. Гроб делают деревянный в форме ящика, всегда довольно толстого и плотного. Стенки гроба прямые. Крышку заколачивают чаще деревянными, а не железными гвоздями.

Молебствие при похоронах совершается непременно штатным ламой. Покойника окропляют водой и обкуривают из кадильницы какими-то ароматическими травами при троекратном возгласе «ом-ма-хум». После этого укладывают в гроб в том же боковом положении, заколачивают крышку гроба, делают какую-то надпись и везут на кладбище, ставя на телегу гроб головой к лошади. На руках покойников никогда не носят, даже если кладбище и близко от юрты. Прощания родственников и близких перед увозом на кладбище не наблюдалось, а также женщины не всегда сопровождают покойника. Совершение обряда погребения сопровождается массой различных суеверий, примет и ограждений окружающих от духа смерти.

Хоронят покойников буряты чаще по склонам гор, в ложбинах между гор и на пригорках. Могилы обращены на северо-запад, а покойник укладывается лицом к юго-востоку. Во время выкапывания могилы лама также читает молитвы. Гроб опускают в могилу вместе с ходаками и худжи, а также иногда закапывают седло, узду и потник. Приходилось наблюдать, что в могилу опускали пустую бутылку, деревянную, красную чайную чашку, немного табаку, трубку и другие вещи, которые употреблялись умершим при жизни. По углам могилы вкапывают длинные шесты с привязанными к ним молитвами-флагами и кругом свежую могилу утыкают небольшими деревянными лопаточками с изображением разных божеств. Закопавши гроб, землю обыкновенно выравнивают и не оставляют могильного холма. Если же хоронят поверх земли на столбах, то гроб ничем не прикрывают. Похороненных же без гроба оставляют совершенно открытыми.

По словам бурят, хоронят на поверхности земли по приказанию лам, которые якобы вычитали в книгах, что такому-то человеку обязательно нужно быть похороненным именно таким образом. Волки и бродячие собаки, конечно, очень скоро уничтожают покойника. Хоронят будто бы так и потому еще, что умерший вел очень плохую жизнь. Вообще наружное погребение считается у бурят оскорбительным для близких и семьи, и они такие похороны обыкновенно замалчивают от русских.

Похороны бывают чаще после заката солнца, или ночью. Днем хоронят очень редко и больше детей. Родственники и близкие во время похорон редко плачут и почти никогда не наблюдалось каких-либо причитываний или рыданий. Весь обряд проходит, почти всегда, с какой-то особенной поспешностью и тихо. Хотя бурят и верит в лучшее будущее за гробом и наружно выказывает сравнительно мало переживаемого горя, но дома, в юрте, после похорон, в некоторых юртах тем не менее приходилось наблюдать очень тяжелые картины осиротевшей семьи.

По возвращении с кладбища приступают к поминкам, причем прежде всего все присутствовавшие при похоронах моют руки и лицо, а ламы совершают краткий хурал, чтобы охранить оставшихся от нечисти и скорой смерти. Поминовение души умершего высоко ценится бурятами, почему они нередко отдают лучшее и последнее из своего состояния ламам, чтобы те совершали поминовения в дацанах. Поминовения в юртах, на дому умершего, смотря по полученному вознаграждению ламой, продолжаются от недели до полутора месяца.

На третий день после похорон совершается над могилой молебствие, так называемое туракон, в присутствии только членов семьи или ближайших родственников. Буряты уверены, что душа умершего переселяется в какое-либо животное в первое время после смерти, почему и существует у них обычай до 40 дней, а у некоторых до 60, не убивать кого-либо из домашних животных, чтобы тем самым не заставить душу умершего скитаться на земле без места до времени ее вечного жительства в неведомом царстве. Вера в будущее и представление о нем у бурят очень различны. Даже и ламы каждый объясняет по-своему это будущее, хотя все они безусловно считают его лучшим, чем на земле.

Частная жизнь бурята переполнена всевозможными суевериями, приметами, повериями и пр. и в этом отношении далеко превосходит русское население. Помимо чисто расовых поверий, перешедших частью от соседей монгол, в то же время они восприняли многие из них и от русских. Удержанию темных сторон жизни инородца особенно способствуют ламы и бурятские женщины. А также и потому еще трудно им отрешиться от таких суеверий и ложных взглядов, что все они тесно связаны с жизнью, а некоторые перешли даже в обряды.

Более всего суеверий и примет у инородца связано со смертью человека. Вера в переселение души имеет пожалуй и хорошее влияние на нравственность бурята, а именно удерживает его от совершения убийств, которые в среде их очень редки. Душа убитого, по верованию бурята, витает в пространстве и будет мстить убившему, а вместе с тем в будущей загробной жизни убийца подвергается помимо жестокого наказания еще и тому, что его душа не увидит нирваны и обречена на вечное скитание и мучение.

Хотя бурят и видит в смерти переход к лучшей жизни, но самой смерти страшно боится и при жизни особенно следит за всем тем, что, по его мнению, могло бы вызвать преждевременную смерть. Боится он и покойников, благодаря тому же суеверию. Тело умершего, по верованию бурят, совершенно не умирает, оно остается жить особенною жизнью, т. е. является как бы какой- то отдельной жизнью души и тела. Если это мнение и не общее, то во всяком разе большинства бурят, если судить по их рассказам и взглядам. Конечно, многие боятся покойников чисто физиологическим страхом, не задаваясь философией и этих, понятно, среди бурят также не мало.

Источник: Г.М. Осокинъ, «На границъ Монголiи», Очерки и матерiалы к этнографiи Юго-Западнаго Забайкалья. С.-Петербургъ, 1906скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Октябрь 2022 (2)
Сентябрь 2022 (25)
Август 2022 (60)
Июль 2022 (52)
Июнь 2022 (31)
Май 2022 (34)
Календарь
«    Октябрь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.