Традиции празднования сабантуя у татар
Опубликовал: zampolit, 10-04-2018, 11:08, Путешествие в историю, 1 671, 0
Пятый вариант сабантуя также можно разделить на два вида. Первый вид характерен для большинства деревень Пестречинского, Рыбнослободского и ряда деревень Сабинского районов Татарской АССР. Составные части: 1) сбор детьми крашеных яиц в назначенный день; 2) серэн — на следующий или в этот же день группы людей, объединяющихся по положению, возрасту, полу, гостят друг у друга.
Второй вид зафиксирован пока в деревнях Татарская Икшурма и Старая Икшурма Сабинского района. Составные части: 1) сбор детьми крашеных яиц; 2) серен—сбор яиц юношами верхом на лошадях; 3) сбор яиц стариками (два-три человека). Все собранные яйца выносили в поле и, раскладывая их на земле, устраивали моление. После этого яйца раздавали всем присутствующим и расходились по домам.
Сразу же после завершения сабантуя, если позволяли погодные условия, начинался сев. Для всех татар был характерен обряд орлык чыгару— (вынос семян). Предварительно топили баню, чтобы выйти сеять очистившись (тазарыным чыгар эчен). Сеятель обязательно надевал чистое белье. При выезде на улицу первому встречному давали яйцо, чтобы путь был удачным. С пожеланием хорошего урожая сеятель вместе с зерном бросал и яйца. Их тут же собирали ребятишки, специально, выходившие в поле в день первого сева. В этот день работали недолго.
Расстелив на земле скатерть, приглашали соседей по участку и угощали их яйцами и другой едой, принесенной из дома. Каждый хозяин вывозил на поле непочатый каравай хлеба, который здесь и съедали. Завершали обед следующим пожеланием:
«Пусть будут благодатные дожди,
Пусть будет, мирным год,
Пусть в уборочную будут погожие дни,
Пусть зерна будут круглыми, как яйца».
В настоящее время сабантуй стал эмоционально более насыщенным, оставаясь по-прежнему популярным трудовым народным праздником. Сроки его перенесены на более удобное время. Теперь сабантуй проводят в начале лета, после завершения весенних полевых работ, перед началом косовицы, когда в напряженном колхозном труде появляется небольшая передышка. Чаще всего торжества приурочивают к 25 июня — годовщине образования Татарской АССР. Сначала проходят празднества в деревнях, потом в районном центре, а ближе й юбилейной дате — в столице республики.
Готовятся к нему заранее - убирают и белят в доме, заготавливают продукты для угощения гостей: как правило, в деревне в редкой семье в дни сабантуя не бывает приезжих. Несмотря на то что татарские деревни разбросаны на большой территории, в проведении - сабантуя сейчас нет серьезных различий. Более того, его стали отмечать и те, кто в прошлом сабантуй не праздновал, в частности нукратские татары в с. Карино Слободского района Кировской области, татары-мишари Горьковской области и др.
Почти повсеместно сабантуй проходит по одинаковой схеме. В каждом селе или районном центре создается комиссия, которая составляет программу праздника, назначает ответственных за то или иное мероприятие. В организации праздника активное участие принимают советские и партийные органы. Разница в проведении сабантуя теперь заключается лишь в числе его участников, а от этого зависит и размер основных призов и продолжительность состязаний. Там, где народу больше, возрастает и число желающих померяться силой, ловкостью. Отдельные различия наблюдаются также в организации сбора подарков для сабантуя, который, как правило, проходит по давней традиции.
Сбор подарков, как и прежде, впечатляющее зрелище. В некоторых деревнях для сбора подарков седлают до 50 и больше самых лучших колхозных коней. С веселой песней юноши разъезжают из одного конца деревни в другой, собирая рубашки, полотенца, платки и т. д. Их прикрепляют к уздечке лошади. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника. Поэтому каждый юноша старается заполучить как можно больше подарков, договариваясь о них заранее со своими соседями, родными, знакомыми. Молодая сноха (яшь килен), как и прежде, должна заранее приготовить к празднику рубашку, вышитое полотенце. Кроме того, на приобретение подарков определенные средства выделяют в селах колхозы, в райцентрах и городах — промышленные предприятия. Если ж е юноши собирают подарки без лошади, то обвязываются крест на крест двумя полотенцами через плечо и вешают на них платки, полотенца и т. д. В отдельных деревнях под Казанью подарки собирают старики, они идут от дома к дому и подвешивают подарки к шесту, который несут на плече. Обычно хозяева сами выносят подарки, но иногда сборщики заходят в дом.
Заранее определяется место, где будут проходить основные состязания. Оно соответствующим образом оборудуется — устанавливают шест для лазанья, бум. В день сабантуя на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей, а также торговые палатки и буфет.
Начинает сабантуй один из руководителей колхоза или района, поздравляя собравшихся с национальным праздником труда. Затем объявляется время и место проведения отдельных видов состязаний, так как из-за большого стечения народа, обилия желающих принять участие в состязаниях и обширной программы праздника невозможно провести все виды состязаний на майдане. Конные скачки, бег, иногда вело- и мотогонки, как правило, устраивают в другом месте. Но призы победителям вручаются только на майдане.
По-прежнему наиболее любимый и самый популярный вид состязаний— национальная борьба. Начинают ее два старика. За тем поочередно выходят мальчики, юноши, мужчины среднего возраста. Завершается борьба боем батыров. Победителю преподносится самый ценный подарок сабантуя. Призы в настоящее время бывают довольно крупными: радиоприемники, стиральные машины, настенные часы, трюмо и т. д. Иногда батыр получает живого барана.
Силачи соревнуются в подъеме тяжестей — гири, штанги. Большое оживление вносят различного рода шуточные состязания, такие, как бег с ложкой во рту, на которую положено яйцо; бег в мешках или бег двух спортсменов, когда нога одного привязана к ноге другого. Как не веселиться, глядя на то, как отчаянные джигиты штурмуют гладкий высокий столб или ведут бой мешками, сидя на бревне! По-прежнему популярно перетягивание каната. Одновременно проводятся состязания певцов, чтецов, танцоров. Молодежь водит хороводы, устраивает танцы. Активными участницами различных состязаний сабантуя стали женщины. В прошлом они, хотя и присутствовали на сабантуе, всегда находились на почтительном расстоянии от майдана.
Сабантуй и раньше привлекал не только татар, но и жителей соседних сел — русских, чувашей, удмуртов, мари, с которыми они испокон веков жили в мире и дружбе. В настоящее же время — это поистине интернациональный праздник, особенно в районах со смешанным населением. Причем любой присутствующий, будь то татарин, русский, удмурт, украинец, в любой момент может включиться в состязание или показать свой талант, выступив с песней, танцем. Именно в этом единстве зрителей и выступающих заключается одна из характерных черт сабантуя.
Этот праздник проводят не только в Татарии, но и далеко за ее пределами, в отдельных городах и рабочих поселках нашей страны, где компактной группой проживают татары, в частности в Удмуртии, на Урале (в Нижнем Тагиле) и др. Так, исследователи культуры и быта горняков и металлургов Нижнего Тагила справедливо подчеркивают, что празднование сабантуя, которое проводится здесь в течение многих лет, служит убедительным примером того, что народная традиция живет в наши дни и ее с успехом можно использовать для создания интересного общественного праздника, и наконец, что очень существенно, праздничные обычаи одного народа могут служить в нашем обществе делу объединения людей разных национальностей, воспитывая тем самым интернациональные чувства.
Таким образом, народный праздник сабантуй вошел составной частью в социалистическую культуру татарского народа. Сейчас нередко в сельской местности начало праздника посвящается чествованию механизаторов, передовиков весеннего сева. С красной лентой через плечо, на которой написано «Батыр сева», проходят они по майдану круг почета, после чего им вручают призы и т. д. Все это хорошо, если не теряется чувство меры. Иногда, к сожалению, поздравления, вручение призов, подарков затягивают праздник, утомляют собравшихся.
Едва ли следует придерживаться и единой даты проведения сабантуя по всей республике, как это сейчас практикуется. Ведь климатические условия разнообразны и соответственно различны сроки окончания весенних полевых работ. Кроме того, часть колхозов заканчивает посевную раньше. Празднование сабантуя вскоре после завершения весенне-полевых работ, в удобное для хозяйства время, соответствуя традиционному духу проведения его, послужило бы хорошим стимулом для досрочного завершения столь ответственного в сельском хозяйстве периода работы.
Источник: Р.К. Уразманова «Народный праздник Сабантуй у татар», «Советская этнография» № 1, 1977 г.