Музыкальная жизнь западносибирских городов в XIX веке

Опубликовал: zampolit, 15-03-2018, 16:40, Путешествие в историю, 675, 0
Музыкальная жизнь западносибирских городов в XIX веке

Сохранение традиций народной музыкальной культуры в широкой толще городского населения было явлением позитивным. Хороводы, хоровое пение служили не только средством социального общения молодежи, но и вовлекали всех участников в песенно-хореографическое творчество. В народной музыкальной культуре просто не могло быть места пассивному потреблению, что характерно для современной массовой культуры.

В народной музыкально-хореографической культуре городского простонародья появляются в середине XIX в. новые черты. В эти годы в среду мелких купцов, мещан, разночинцев все активнее проникают европейские бальные танцы. В 1850-х гг. в помещении томского театра на святках и масленице устраивали вольные маскарады, «где камердинеры, лакеи, кучера, лавочные сидельцы, горничные девушки, швеи и прочая разгульная молодежь без устали отхватывают французские кадрили, вальсы, галопы и польки, да с таким непритворным удовольствием, что любо посмотреть». Современные европейские танцы в большей степени внедрились в мещанскую среду в губернских городах. Меньшее распространение они имели в уездных городах, в которых, как писал Г. Колмогоров, «немногие вальсируют, большею частью пляшут русскую пляску попарно под музыку: «По улице мостовой» и т.п., или, наконец, отхватывают трепака» .

Проникновение европейских танцев в среду городского простонародья внешне представляет собой процесс заимствования городскими «низами» культурного обихода «верхов», но имеет несомненную буржуазную «подкладку», являя собой яркий пример нивелирующего влияния буржуазных принципов на культуру разных слоев населения. Не случайно вольные маскарады с демократическим составом участников появились в регионе впервые именно в наиболее буржуазном городе Западной Сибири. Более того, они устраивались в здании, принадлежавшем благородному собранию, распорядители которого руководствовались материальными выгодами от организации подобных развлечений.
В середине XIX в. музыкальная жизнь западносибирских городов становится более интенсивной. Профессиональные музыканты все чаще гостят здесь с гастролями. В Тобольске в 1840 — 1850 гг. выступали с концертами певицы де Гаро, Ловчинская и Феррари, пианисты Четтардини и Пуччи, скрипач Парис, виолончелистка Христиани. По мере улучшения путей сообщения и роста музыкальных запросов публики гастроли музыкантов и певцов учащались. Так, в 1857 г. в Тобольске, Омске и Барнауле с успехом прошли концерты флейтиста А. Совле, который в 1859 г. вновь выступал в Сибири. В 1858 г. здесь гастролировал скрипач Севастьянов, которому в Тюмени аккомпанировала сестра полковника — Е.М. Серебрякова. В 1859 г. состоялись концерты певца Пекока и бельгийского скрипача А. Раншере, выступавшего и в следующем году. Музыканты давали не только публичные концерты, но иногда играли и в домах видных чиновников, где собирался узкий круг ценителей музыки. Автор рецензии о гастролях скрипача А. Раншере в Омске Н. Фридерикс, в частности, писал, что музыкант исполнял «в концертах и на многих музыкальных вечерах в частных домах самые трудные сочинения мудреного Паганини...». Приглашение скрипача для выступлений «на многих» вечерах свидетельствует об интересе военных и гражданских чиновников к его искусству, а также и о высоком уровне их культурных запросов. Об этом же говорит и просьба тобольских любителей музыки об устройстве после первого концерта А. Совле и второго выступления.

В распространении музыкальной культуры среди сибиряков большую роль сыграли политические ссыльные: декабристы и участники национально-освободительной борьбы польского народа. Декабристы начали музыкальное просвещение, еще отбывая каторгу, развернули его, перейдя на поселение. Их деятельность на этом поприще была многогранной: они организовывали новые любительские музыкальные коллективы, пели в церковных хорах и дирижировали ими, устраивали музыкальные вечера в своих домах и публичные концерты, обучали желающих игре на музыкальных инструментах. Политические ссыльные способствовали распространению домашнего музицирования во всех слоях общества. Домашнее музицирование в середине XIX в. стало уже достаточно популярной формой культурного проведения досуга, особенно в среди чиновничества высших и средних рангов и верхушки купечества.

После появления в 1857 г. в Сибири губернских газет меломаны стали активно использовать их страницы для пропаганды хорошего музыкального вкуса. Особенно это было характерно для «Тобольских губернских ведомостей», которые регулярно освещали события местной музыкальной жизни, а также вопросы музыкального воспитания подрастающего поколения.

Во второй половине 50-х гг. XIX в. активизировалась деятельность музыкантов-любителей. В Тобольске в эти годы проходили как групповые, так и сольные концерты любителей музыки. Они позволили не только дополнить концертную жизнь города, но и собрать средства на некоторые благотворительные начинания: устройство женской школы, ремонт здания благородного собрания, помощь бедным. В эти же годы произошло незначительное расширение географии любительских концертов — в 1855 г. в Ишиме местные музыканты решились предстать перед публикой. Для горожан, участвовавших в музыкальных концертах или спектаклях, такая деятельность была средством самовыражения и реализации их творческой активности.

Источник: А.И. Куприянов. Русский город в первой половине XIX века: Общественный быт и культура горожан Западной Сибири. Москва «АИРО-ХХ» 1995.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Июль 2020 (39)
Июнь 2020 (32)
Май 2020 (45)
Апрель 2020 (39)
Март 2020 (36)
Февраль 2020 (41)
Календарь
«    Август 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.