Топ-100

Ислам на Руси

Опубликовал: zampolit, 21-09-2017, 08:57, Путешествие в историю, 992, 0

Гражданская война несколько отодвинула решение религиозной проблемы, исламской в особенности, что во многом было связано с незнанием Востока, страхом перед ним. Например, в Компартии Туркестана в начале 1922 г. было всего 8 представителей коренных национальностей с дореволюционным стажем, 108 человек вступили в партию в 1917 г., 1333 - в 1918 г. И второе немаловажное обстоятельство – это мощное басмаческое движение в Средней Азии и сепаратизм горцев Кавказа.

Руководство новой власти само шло на контакт с мусульманским духовенством в целях дальнейшего использования мулл в агитационно-пропагандистской работе. Именно в годы гражданской войны родился термин «красный мулла» . С мусульманским духовенством устраивались встречи-собрания, на которых они привлекались на сторону Советской власти. Однако в среде коммунистов не было единого мнения о полезности таких борцов за Советскую власть; многие большевики считали, что таким образом муллы проникают в ряды советских работников с деструктивными целями . Создавались особые мусульманские комиссариаты в русских губерниях и Средней Азии, проводились съезды мусульман, на которых многие революционеры сидели рядом с муллами и вместе с ними провозглашали лозунг: «Вера, свобода и национальная независимость!». Нередко в пропаганде проводился тезис о совместимости и взаимодополняемости шариата и коммунизма, часть мусульманского духовенства даже выдвинула лозунг: «За советскую власть, за шариат!» .

Специфически решался вопрос о политических правах мусульманских духовных лиц. Если в отношении их в Татарии и Башкирии реализовывались положения Конституции, то ни в Туркестане, ни в Азербайджане лишение избирательных прав служителей ислама не происходило, часть мусульманского духовенства официально имела избирательные права в Дагестанской АССР. 31.07.1921 г. Дагревком утвердил Инструкцию о выборах, согласно которой служители культа «принимавшие участие в борьбе против интервенции и внутренней контрреволюции», могли вноситься в списки избирателей. По Конституции ДАССР (1921 г.) они не входили в категорию «лишенцев» . Мусульманское духовенство тут имело заметное политическое влияние. До 1928 г. доходы служителей культа не облагались налогами .

Государство в рассматриваемый период создавало многочисленные органы, комиссии для налаживания государственно-религиозных, в частности, государственно-исламских отношений. Наиболее известны: КОМОТЦЕРГОР (Комиссия по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП(б), утвержденная Постановлением Политбюро ЦК РКП (б) от 19.10.1922 г., с 13 июня 1928 года по 17 ноября 1929 г. - Антирелигиозная комиссия при Политбюро ЦК ВКП(б); СВБ - Союз воинственных безбожников. Сложилась парадоксальная ситуация: в конце 20-х гг. ХХ века впервые в России ислам перестал быть второсортной религией, а мусульмане - инородцами, туземцами. Власть смогла в этот период подняться до понимания того, что у мусульман несколько иные взгляды на институты государства, у них другое ощущение власти, чем у основной - христианской и атеистической - части страны. И такая ситуация оставалась в СССР примерно по 1928 г. Новая модель государственно-исламских отношений предполагала различные варианты сотрудничества власти и исламских организаций с учетом региональной специфики.

Однако с 1929 г. в религиозной политике Советского государства произошли серьезные изменения. 8 апреля 1929 г. СНК РСФСР и Президиум ВЦИК приняли постановление «О религиозных объединениях» , которое с дополнениями действовало до 1990 года. Одновременно Президиум ВЦИК 8 апреля 1929 г. создал постоянную Комиссию по вопросам культов под председательством П.Г. Смидовича. В ее состав вошли представители от НКВД, НКЮ, НКП, ВЦСПС и уполномоченный ОГПУ при СНК РСФСР. Это постановление стало жестко регламентировать жизнь религиозных, в том числе мусульманских, организаций. Им запрещалось практически все, кроме отправления религиозных обрядов внутри мечетей . Антирелигиозное совещание в ЦК ВКП(б) в июне 1929 г. дало прямые указания партийным, комсомольским, профсоюзным организациям, Центральному совету СВБ и ячейкам безбожников начать «решительное наступление на позиции церковников и сектантов».

С 1930 года повсеместно уничтожаются книги, написанные на языках тюркоязычных народов арабскими буквами. Это было настоящей трагедией, ибо не только сжигали не только книги, но и убивали людей за попытку их сохранить. В конце 30-х гг. в органы НКВД поступил донос на одного партработника Андижана. Во время обыска у него нашли книгу, написанную по- арабски. Хозяина книги репрессировали, он погиб. Позже выяснилось, что эта книга была первым переводом на узбекский язык «Манифеста Коммунистической партии».
ЦИК и СНК 11.02.1930 г. приняли постановление «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений». Следом пошли различные циркуляры и инструкции из НКВД. Против мулл и активно верующих был развернут небывалый произвол на основе сделанного вывода о том, что антирелигиозная пропаганда - участок классовой борьбы. В массы был брошен лозунг: «Борьба с религией - борьба за социализм».

Зимой 1929-1930 гг. в ходе хлебозаготовок возникли трудности, которые во многом отнесли на счет духовенства. Развернулась кампания по закрытию мечетей и церквей. Применяемые властью меры нередко носили провокационный характер, дело доходило до сбора свиного мяса и щетины с мечетей и мулл, обманным путем собирались подписи для закрытия мечетей. Например, председатель Байгильдинского сельсовета Башкирии составил список взрослого населения и дал указание сельскому исполнительному комитету объявить под расписку о явке на собрание. Получив список с подписями, председатель сельсовета оформил протокол собрания о закрытии мечети и представил его в райисполком .

Такие факты вызывали недовольство мусульман. 1 мая 1930 г. муфтий Риза Фахретдинов выехал в Москву и встретился с председателем Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК П.Г. Смидовичем. Муфтий информировал его о ситуации вокруг ислама. П. Смидович писал М. Калинину после беседы с муфтием, что 87% мухтасибов (мусульманские епископаты) закрыты, из 12000 мечетей закрыты 10000, до 97% мулл и муэдзинов лишены возможности отправлять культ. «...Положение по мусульманскому культу хуже, чем по другим культам ...если перегибы по отношению к христианским культам вызвали движения в западных государствах только общественных верхушек, то такое положение в мусульманском культе неизбежно вызовет массовое движение в государствах восточных. Это много хуже».

Но время компромиссов с мусульманскими организациями закончилось. Подменяя идейную борьбу с религией политической борьбой с ее носителями, официальная пропаганда объявила войну религии, а с 1933 года религиозные организации были объявлены «агентами фашизма», его «пособниками», что и стало обоснованием репрессий. Закрытие мечетей проводилось с вопиющим нарушением законности. Завышенное налогообложение мулл и мечетей привело к тому, что муфтий Р. Фахретдинов написал письмо ко всем членам Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) о закрытии управления, дабы привлечь внимание властей к проблемам ислама. С 1930 г. по 1935 г. минимум 5 раз Р. Фахретдинов и его заместитель в ЦДУМ К. Тарджиманов просили Комиссию по культам разрешить съезд мусульманского духовенства Это всякий раз запрещалось. В конце 30-х гг. известный исламовед Л. Климович обвинил духовенство в шпионаже, после чего ЦДУМ фактически перестало существовать.

Назначенные на декабрь 1937 г. первые выборы в Верховный Совет СССР, на 1938-1939 гг. - в республиканские и местные советы заставили власть особенно поволноваться, поскольку часть мусульманского духовенства решила баллотироваться в органы власти. Новая Конституция это позволяла. Власти были напуганы, НКВД «провел работу». По стране прокатились судебные процессы над духовными лицами как шпионами вражеских разведок. IV расширенный пленум ЦС СВБ СССР в феврале 1938 г. сделал вывод о смыкании религиозных организаций с фашизмом, заговорили о мусульманском фашизме. С 1938 г. в «Антирелигиознике» организуются нападки на ислам, объявлено, в частности, что ураза (пост) - вражеская выдумка. С 1939 г. пошли нападки на Курбан-байрам. Обвинены были в антисоветизме, шпионаже и вредительстве К. Тарджиманов и Р. Фахретдинов .

Смертельная угроза, нависшая над СССР с началом агрессии Германии, необходимость сплочения всех сил для спасения Отечества, сама война как качественно новое состояние советского общества явились решающими условиями изменения государственно-религиозных отношений. Фактически с 22 июня 1941 г. была прекращена антиисламская пропаганда, перестали выпускаться антирелигиозные издания, хотя до войны их было около сотни.

Причины, по которым изменились государственно-исламские отношения в СССР, можно условно разделить на две большие группы. К причинам внешнеполитического характера относится заявление Англии и США, которые поставили открытие второго фронта и оказание материально-технической помощи в зависимость от решения проблемы либерализации отношения к религии в СССР. Требования-пожелания союзников вызвали определенное понимание со стороны советского руководства. Но более значительными были внутриполитические причины: желание обезопасить южные рубежи СССР, поскольку память о басмачах Средней Азии и сепаратистах Кавказа еще была свежа. К тому же религиозная политика, проводимая захватчиками на оккупированной территории, очень часто способствовала росту религиозности и антисоветизма среди советских граждан.

Среди причин, повлиявших на смену религиозной политики внутри СССР, надо отметить патриотическую позицию как руководства российской уммы, так и большинства ее членов. Патриотизм мусульманства был отражен уже в первые дни войны в послании, которое подписал Председатель ЦДУМ муфтий Абдурахман Расулев ко всем мусульманам СССР. В нем говорилось о необходимости бороться с фашистами всеми силами, благословении бойцов и необходимости молитвы за победу .

С первых дней войны руководство Советского государства стало активно искать внутренние источники победы. В качестве одного из них определялась деятельность религиозных организаций. «Роль активного начала» в налаживании позитивных отношений принадлежала религиозным организациям. В массах верующих зрела убежденность в том, что государство должно пойти на новые шаги в деле нормализации государственно-исламских отношений. И такой прогрессивный шаг был сделан в 1942 году. 15-17 мая в Уфе собрался мусульманский съезд, который власти разрешили провести после долгих лет запретов. На нем было принято «Обращение представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко-фашистской агрессии». В документе четко ставились задачи мусульманам на время войны: «Мирный труд мужчин и женщин, занявших должность ушедших на фронт воинов, равносилен участию в бою. Призываем всех мусульман к единодушной защите любимой Родины и мусульманского мира от германских фашистов и их приспешников». 2 ноября 1942 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР о создании Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний фашистских захватчиков, в состав которой вошли и религиозные деятели.

Перед лицом смертельной опасности руководство российской уммы не укоряло государство за прошлые преступления, а объясняло верующим необходимость единения всего народа, с первых дней войны выдвинуло на первый план своей деятельности заботу о человеке, его душевном состоянии. Мусульмане в молитве просили победу над врагом, молились за солдат, сражающихся на фронте. Одним из направлений патриотической деятельности уммы в этот период являлась критика фашизма как антигуманной идеологии и практики, прозвучавшая в документах Уфимского съезда мусульман, обращениях руководства мусульман. С самого начала войны мусульмане страны откликнулись на призывы руководства СССР и уммы оказывать посильную помощь армии, всячески поддерживали эвакуированное население, семьи многих мусульман брали на воспитание детей, оставшихся без родителей.

Делать определенные шаги навстречу умме советское руководство заставили и действия Германии, которая учитывала и использовала исламский фактор в своих целях. Так, для мусульман СССР в Германии печаталось пять газет, которые затем ввозились на территорию Советского Союза, формировались мусульманские батальоны легионеров, повстанческие группы из мусульман в тылу Красной Армии на Северном Кавказе. В Крыму осуществлялась вербовка татарской молодежи в добровольческие отряды для борьбы с партизанами и Красной Армией, подбирались подходящие кадры для заброски в советский тыл, была развернута активная профашистская пропаганда среди татарского населения Крыма. Члены мусульманских комитетов субсидировались немцами через широкую сеть «торговых» и «культурно-просветительных» учреждений, которые активно использовались немцами для шпионской работы .

19 июня 1941 году была вскрыта гробница Тимура (Тамерлана) в Средней Азии. Это вызвало волнения в мусульманской среде. Вскоре руководство страны пришло к решению о возвращении останков в Гур-Эмир. 20 декабря 1942 года прах Тамерлана вновь предали земле . В эти дни уже разворачивалось контрнаступление советских войск под Сталинградом, что было воспринято мусульманами как воля Аллаха, как предзнаменование грядущей победы. 3 марта 1943 г. газета «Известия» опубликовала телеграмму муфтия ЦДУМ Абдурахмана Расулева, в которой сообщалось, что он лично вносит 50 тысяч рублей на строительство танковой колонны и призывает мусульман жертвовать на постройку танков. В ответной телеграмме И. Сталин выражал благодарность муфтию. Осенью 1943 г. руководство СССР дало согласие на создание Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана в Ташкенте. Мусульманам стали возвращать сотни святынь и выпускать из тюрем служителей ислама. Одновременно власти разрешили восстановить один из пяти столпов ислама - милостыню в пользу остро нуждающихся. Для этого в мусульманских организациях назначались специальные лица, религиозным центрам было разрешено подготовить и распространить фетву о строгой обязательности выполнения этого предписания Корана.

В рассматриваемый период началось массовое открытие мечетей, широкое использование исламской обрядности при молчаливом согласии, а порой и активном содействии властей. В 1943 г. Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ) на своем первом съезде приняло обращение к верующим с призывом бороться вместе со всеми народами СССР за победу над Германией. Это обращение вызвало благожелательную реакцию руководства страны. В течение всей войны осуществлялись пожертвования на строительство техники для фронта. Так, в 1943 г. ЦДУМ собрало 10 миллионов рублей на строительство танковой колонны. За счет средств населения, в том числе и мусульман, фронт получил более 2,5 тыс. самолетов, несколько тысяч танков и артиллерийских орудий, более 20 подводных лодок и катеров, много других материальных ценностей . Денежные средства, теплые вещи, посылки с фруктами отправлялись в действующую армию.

Постановлением Правительства СССР № 572 от 19 мая 1944 г. был создан «Совет по делам религиозных культов при СНК СССР». В дополнение к Духовным управлениям мусульман, находившимся в Уфе и Ташкенте, возникли еще два самостоятельных управления мусульман: Закавказья - в Баку и Северного Кавказа - в г. Буйнакске. После долгих лет запрета был разрешен хадж. В Средней Азии местные власти стали выделять рабочие кабинеты служителям ислама в зданиях, занимаемых исполкомами различных уровней . В это время муллы из СССР активно используются для проведения пропагандистской работы среди населения Ирана, куда были введены советские войска. За 1943-1944 гг. принимается более десяти постановлений, касающихся государственно-религиозных отношений.

Рассмотрение исторических и доктринальных корней исламского фактора позволяет сделать два принципиальных вывода.

Во-первых, в исламе есть ряд внутренних положений, которые при наличии внешних по отношению к исламу причин способствуют появлению исламского фактора в виде изменения характера государственно-исламских отношений, когда ислам начинает оказывать большее влияние на процессы в обществе, а государство сознательно или вынужденно создает для него новые благоприятные условия.

Во-вторых, надо констатировать, что за последние несколько столетий Российское государство не раз было вынуждено учитывать исламский фактор. Инициируя реформирование политической системы общества, оно со временем сталкивалось с растущим влиянием ислама, его реакцией на изменившиеся «правила игры», что со неизбежно приводило к изменению содержания и характера государственно-исламских отношений. Это новое содержание в различных исторических условиях носило миролюбивый характер, но было и вооруженное подавление. Однако как бы события ни складывались, все принадлежит нашей истории и оказывает определенное воздействие на современные государственно-исламские отношения.
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.