Заселение Режевской земли

Опубликовал: zampolit, 27-06-2017, 18:46, Путешествие в историю, 1 938, 0

В 1670-е годы на землях Аятской слободы возникает еще одно поселение – деревня Шайтанка (село Октябрьское). Уже в начале XVIII века были образованы Колташи, а затем и другие окрестные деревни.

История этих мест имела свои особенные черты, отличавшие ее от истории нынешнего Режевского района. Во – первых, почти все здешние первопоселенцы прибыли не со Среднего Урала, а с Предуралья и из центральной России. Во-вторых, уже в начале XVIII столетия Аятская слобода вошла в состав Демидовской империи, сформировавшейся вокруг Невьянска, с тех пор население слободы занималось обслуживанием заводских нужд, попало под ярмо частного завода (другие режевские территории также оказываются под заводским ярмом, но более слабым, государственным, образованного в 1723 году Екатеринбургского ведомства). И еще одна важная особенность – с XVIII века именно вокруг этих поселений складывается старательская культура, добыча самоцветов играет здесь важную хозяйственную роль.

В XVIII-XIX столетиях черемисская сторона гораздо больше тяготела в сторону Невьянска и Екатеринбурга. Лишь в 1923 году Черемисская волость вошла в состав вновь образованного Режевского района. Если представить сегодня Режевский район неким государством, то самым мощные сепаратистские настроения должны были бы иметь место именно вокруг села Черемисского.

Среди фамилий «сепаратистов» можно назвать Колташевых, Шестаковых, Кукарцевых, Белоусовых, Шаманаевых, Черепановых.

Южная часть Режевского района из-за своей заболоченности до сих пор в значительной степени покрыта лесами. Ее освоение относится к концу XVIII-XIX векам, но в большей мере к XX столетию, после прокладки железной дороги.

В середине XVII века первые русские поселенцы в долине реки Реж селились, можно сказать, вдоль границы. Рядом, к югу, жили далеко не мирные соседи – башкиры и татары. Приходилось отражать их постоянные набеги. Для защиты русских деревень, осуществления административных функций и таможенного контроля создавались крупные поселения, слободы, в которых строились укрепления в виде деревянного острога, окруженного земляным рвом. На реке Реж в XVII веке были поставлены две крепости – в Арамашевской и в Аятской слободе.

В XVII веке на Урале слободские остроги были самыми выразительными архитектурными сооружениями. К примеру Аятский острог выглядел так: стены в виде вертикально поставленных рядом друг с другом, заостренных сверху крупных бревен высотой более четырех метров соединяли пять четырехугольных башен, увенчанных шатровыми кровлями. Четыре башни (высотой почти тринадцать метров) были глухие, одна - с воротами. Подчиняя себе по высоте жилую застройку, крепости удачно вписывались в суровую уральскую природу и производили сильнейшее впечатление.

Жители слободы занимались не только земледелием и скотоводством, но также ремеслами и торговлей. Более десятка слободских казаков организовывали охрану окрестных деревень от кочевников и разбойников, осуществляли таможенный контроль на дороге вдоль Режа. За свою службу казаки жалования не получали, но имели земельный надел больший, чем у крестьян, и были освобождены от всех налогов. Для людей того времени политические свободы значения не имели, ценность представляли лишь свободы экономические. Потому, говорят, называли слободских беломестных казаков людьми свободными, а само поселение – «свобода» или слобода.

Не раз жителям Арамашевской слободы приходилось отбивать набеги кочевников. В 1662-1663 годах нашествие восставших башкир, поддержанных ясачными вогулами и татарами, было особенно мощным. В последний раз после победы Ермака попробовали взять реванш Кучумовичи, потомки сибирского хана Кучума, объединив вокруг себя всех недовольных. Согласно источникам, летом 1663 года хан Кучук во главе с полчищем «человек с 1000 и больше» подошел к реке Реж по Калмацкой дороге. Сначала кочевники сожгли село Покровское (ныне по дороге в город Артемовский), мужиков всех порубили, а женщин, детей и стариков сожгли в Покровском храме. Подойдя к Режу, обратили в пепел Липино, Мироново и другие режевские поселения. Взяли в осаду Арамашевский острог. По одним данным, острог выстоял. По местному же преданию, силы слободчан оказались недостаточными, чтобы защитить крепость: казаки и местные крестьяне ушли от врагов через тайный подземный ход в церкви, который вел на противоположный берег Режа. Отступление товарищей прикрывал пушкарь, имя которого нам не известно. Ценой жизни он спас своих земляков, приняв мученическую смерть, когда кочевники ворвались в острог. Спасшиеся казаки, собрав последние силы, вместе с уцелевшими крестьянами окрестных деревень, казаками Невьянской слободы и монахами Невьянского монастыря со старцем Давидом во главе нагнали неприятельское войско у деревни Гостьково на реке Реж.

Целый день длилось сражение. В результате кочевники не выдержали и отошли. До сих пор место, где произошло сражение на Реже, местные жители называют Побоищем. В старые времена над курганом на месте братской могилы стояла часовня с каменным грубо обтесанным крестом внутри. В 1938 году часовню разрушили, а крест оказался в овраге. В середине века местный тракторист по фамилии Буторин вытащил крест, завещав поставить, когда умрет, себе на могилу. Так с 1960-х годов стоит тот крест на гостьковском кладбище. Уже в наше время на месте распаханного в 1980-е годы кургана известный политик, основатель фонда «Город без наркотиков» Е. Ройзман (соратник кандидата в президенты страны Михаила Прохорова) вместе с товарищами установил мемориальный крест.

Россия всегда умела принять в свое лоно людей разной веры и крови, принять, подстроившись под их нравы и обычаи, без этого не возникла бы столь обширная держава. Прошло время, замирились башкиры, русские и татары, стали соседями. Вместе пахали, сеяли, занимались ремеслами, рукоделием, растили детей, отдыхали и воевали, когда Родина призывала. Мудрость предков показывает нам, что гармоничные межнациональные отношения - один из краеугольных камней, на которых держится Россия.

Кроме крестьян и казаков среди режевских первопоселенцев необходимо отметить старообрядцев и лихих людей. Старообрядцы бежали на Урал, спасаясь от преследования властей и официальной церкви. Преследовали тех, кто не признавал реформ патриарха Никона. В верхнем течении Режа в то время, а отчасти и по сей день, места были малонаселенные, глухие. На этих территориях с начала XVIII века, когда гонения на старообрядцев усилились, образовались староверческие скиты. На озере Аятском, что у истока реки Реж, некоторые из островов до сих пор носят названия, данные старообрядцами: Молебный, Святой. Рассказывают, что на Святом острове лет триста назад жил один старец, еще при жизни прослывший чудотворцем. После его смерти на остров, к могиле усопшего, началось настоящее паломничество. С тех пор и прозвали остров Святым. Рыбаки рассказывают, что на острове до сих пор лежит камень, похожий на надгробье, с какими-то непонятными надписями.

По преданию, подземные скиты и молельня были обустроены у известного режевского источника под названием Пробойный, недавно вновь освященного в честь Пантелеймона целителя.

Кроме староверов в XVII - XVIII веках на Урал бежали разбойные люди: одни мечтали о легком обогащении, другие - спасались от наказания за прежние преступления. В местных преданиях и географических названиях до наших дней дошли свидетельства о жизни лихих людей на режевской земле. Самое известное - предание о старике Орле, атамане ватажников, промышлявших разбоем в районе горы, позднее получившей название Орловой.

Но основной группой среди первопоселенцев были, конечно же, крестьяне. Главным их занятием являлось сельское хозяйство: пашенное земледелие и скотоводство. К концу XVII века земли в среднем и особенно нижнем течении Режа были уже хорошо освоены. В июне 1692 года вдоль реки Реж прошел путь петровских послов в Китай. Участник посольства А. Брандт в своих путевых заметках поделился впечатлениями от увиденного: «Эта область превосходит другие, не столько числом жителей, сколько главным образом плодородием почвы и богатыми урожаями, если прежде нам едва ли встречалась одна деревня на 60 верст, здесь богатые села, где можно было достать что угодно в избытке, попадались каждую версту... Это короткое путешествие сухим путем было очень легким и приятным не только потому, что повсюду встречались люди, но и потому, что к величайшему нашему удивлению, нивы и луга были в таком прекрасном состоянии, что было удовольствием любоваться ими».
Кроме занятий сельским хозяйством русские первопоселенцы на берегах реки Реж занимались разнообразными промыслами.

Одни владели гончарным производством, другие - кузнечным или столярным делом. Для нужд своих хозяйств умели выгонять смолу и деготь, из льна и конопли делали ткани, вили веревки, шили одежду.

Все это мастерство по традиции передавалось из поколения в поколение и в значительной степени способствовало развитию деревни.

Из местных промыслов необходимо выделить разработку разнообразных минеральных ресурсов, которыми так богата режевская земля. В 1620-е годы не далеко от слияния Режа и Нейвы было обнаружено первое на Среднем Урале железорудное месторождение. В 1630 году поблизости, на реке Нице, был построен первый на Урале металлургический заводик. В эпоху петровских преобразований Урал превращается в промышленный регион. Здесь строятся первые крупные металлургические предприятия. Существовали планы строительства подобного завода и на реке Реж. В мае 1697 года Петр I пишет в указе верхотурскому воеводе: «Да ведомо нам Великому Государю учинилось, что Верхотурского уезда по реке Режу есть серебряные, медные и иные руды» и приказывает послать «пристойного человека для выбора места под строительство завода, но намерение Петра построить на Реже завод при его жизни не осуществилось.

Несмотря на это, режевская земля не осталась в стороне от начавшегося индустриального развития на Урале (большая часть Режевской земли оказалась в составе Екатеринбургского горного ведомства, обслуживая интересы государственных заводов, западные же поселения вокруг Черемисского - в составе частного горного ведомства Акинфия Демидова). В первую очередь, известность получили богатства горы Точильный ключ, что лежит у одноименной деревни. Недра этой горы подобны универсальному кладу, и это было подмечено еще в XVII веке. В разное время здесь добывали железную руду и флюсовый камень, формовочный песок и огнеупорную глину, серебро, золото, самоцветы, но более всего гора прославилась горновым камнем, который использовался при строительстве домен государственных и частных заводов (Алапаевского, Невьянскою и других). В 1704 году камень был открыт в этих местах московским изыскателем Василием Мячковским. В XVIII веке подобного по качеству сырья не было сыскано на всем Урале, именно потому горновой камень горы Точильный ключ сыграл важную роль в становлении и развитии уральской металлургии.

В конце XVII века на государственном уровне, аж в царских грамотах, заводится речь о режевском камне-известняке, «белом» камне, который был использован для решения масштабных архитектурных задач в столице Сибири - Тобольске. Из прибрежных скал реки Реж местные крестьяне добывали известняк, обжигали его на известь и сотнями бочек для приготовления строительного раствора отправляли в Тобольск на строительство собора и кремля.

В царской грамоте от 1680 года говорится: «Кирпичной глины близ Тобольска довольно, и уже обожжено кирпича до 100 тысяч. Известь найдена по реке Реж и до пятидесяти бочек из 1500 приплавлена в Тобольск досчанникамии на плотах». Режевской «белый» камень стал частью наиболее величественных сооружений сибирской столицы, среди которых и древнейший в Сибири каменный храм - Софийско-Успенский собор. В начале XVIII века режевской камень, переработанный в известь, использовался для строительства Верхотурского кремля и самого древнего на Среднем Урале храма - Троицкого собора в Верхотурье.

Но наиболее известные разработки природных недр на режевской земле связаны с добычей драгоценных и цветных камней.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Октябрь 2020 (17)
Сентябрь 2020 (25)
Август 2020 (30)
Июль 2020 (39)
Июнь 2020 (32)
Май 2020 (45)
Календарь
«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.

7210aeac9ee07fa16e96a9807b47ab4c9bdeec4c.txt