Культ святых у Сибирских татар

Опубликовал: lomsecret, 22-06-2017, 18:56, Путешествие в историю, 1 574, 0

Во-вторых, нужно иметь в виду, что культ святых – явление живое и динамичное. Развитие процессов этнической и религиозной идентификации сопровождается «открытием» и явлением в мир новых святынь и, таким образом, их число увеличивается. Составленные на настоящий момент разными авторами списки культовых комплексов астана (а эти списки охватывают, в основном, памятники, расположенные на территории Тюменской области) насчитывают от полутора до двух с половиной десятков объектов.
Ключевым моментом культа астана является ритуал паломничества – тавап. Тавап проводился весной, после таяния снега и ледохода, чаще всего, в начале мая. Это время ознаменовано еще одним праздником – днем памяти предков цым. Цым в разных деревнях отмечают в первой декаде мая. В этот день мужчины поправляют могилы на кладбищах и устанавливают срубные ограды (киртмя, ульген-нярга-ый) и орнаментированные столбы (баган, столба) на тех могилах, которые появились в течение предыдущего года. На кладбище берут с собой яйца (обязательно нечетное количество), там их съедают или просто разбрасывают по могилам.

Через два-три дня после цыма назначался тавап. Например, ежегодный тавап совершался к астане д. Аллагулово Вагайского района Тюменской области. С утра множество людей из нескольких деревень (Карагай, Аксурка и др.) переправлялись через Иртыш. Мужчины поднимались к астане, расположенной на высоком, чрезвычайно живописном утесе (Уба). Женщины собирались в доме смотрителя за астаной – астана-караулце (на момент нашего опроса эти обязанности выполняла Магита Мухамедовна Петакова) в Аллагулово и готовили праздничное угощение. Мужчины поправляли памятник и чистили территорию, на которой расположена астана, после чего, во главе с муллой, совершалась коллективная молитва (дуга). Она обязательно включала в себя упоминание о 366 шейхах, которые принесли исламскую веру. Важной частью ритуала являлась раздача всем присутствующим милостыни-садаки. Затем все спускались в деревню, и начиналась праздничная трапеза астана-ош.

Церемония возведения намогильных сооружений и массовое паломничество к гробнице святого приурочены к весне и явно связаны с символическим возрождением природы, что лишний раз подчеркивается соответствием ритуалов времени ледохода. Традиция проведения погребально-поминальных церемоний именно в это время года известна с древности в разных культурах.

Одним из важнейших компонентов религиозной культуры сибирских мусульман является институт смотрителей (астана-караулче, астана-курайте) за священными могилами. И в преданиях, и в живой этнографической традиции всемерно подчеркивается связь смотрителей с кругом лиц, осуществлявших некогда миссию распространения ислама в Сибири и получивших в результате статус святых подвижников. Эта связь может иметь как сугубо генеалогический характер, так выступать в форме цепи духовной преемственности (силсила).

Круг обязанностей смотрителей широк – это и сбор средств на установку и поддержание памятника, и организация ежегодного паломничества тавап, и проведение поминальных молитв. Поминания святых борцов за веру, павших в старой религиозной войне, являются важной составной частью молитв и благопожеланий теляк. Тексты молитв и благопожеланий произносятся в ходе различных семейно-религиозных обрядов, например поминовений предков – хотым или перед отправлением в дорогу – юл хаир.

Удалось зафиксировать подобные тексты, один из которых, записанный в деревне Второвагай Вагайского района Тюменской области в 2003 г. приводится ниже:
Зыяратта яткан яхшиныларнын
рухлары
Шат булсын,
Ятим-исерлэрнен, фэкир
Покараларныг читтэнкалгэн
мосафирларнын,
Аларга багышлап мин,
Туалар кылам
Яткан урыннары ощмах булсын
Каберсеэре нур пулсын,
Иман байлыкларын бирсен,
Аллам иман нурларын сипсен,
Бириге сэдэкаларын
Кабул ителсен,
Телэклэргэн кабул ителсен,
Унында-сулында пуртелэрелэре
риза булсын,
Сэдакаларынын еде
Тогымына савабы булсын
Чтобы души на кладбищах
лежащих святых
были довольны
Сироты, нищие,
Странники убогие,
Им посвящаю я
Молитву свою
Пусть их место будет в раю,
Пусть в могиле будет светло,
Пусть обогатит их даром духовным,
Бог, луч веры направляющий,
Чтобы от садаки
польза была,
Благие пожелания исполнились,
Налево-направо живущие соседи
тоже довольны были,
Чтобы садака
В семи поколениях во благо была

Зап. от Марвар Абдуловны Саликовой (Курмановой), 1909 г.р., д. Второвагай Вагайского района Тюменской обл. Соб. Д.М. Айтбаева, М.М. Воеводин. 2003 г.

Получение дара смотрителя является следствием определенных обстоятельств (например, явление захороненного святого во сне) и сопровождается специальными обрядовыми действиями. Право смотрителя легитимизируется представлениями о духовном (а иногда и реальном) родстве с похороненным в данной местности святым.

Обращает на себя внимание следующая особенность. Едва ли не большая часть смотрителей за священными могилами были женщины. Известны эти замечательные женщины – С.С. Хучашева и А.С. Шихова – смотрители за астаной с. Баишево Вагайского района Тюменской области; В.А. Шуркина – смотрительница за астаной на оз. Кульчан того же района; Ф.А. Ахметчанова – смотрительница за астаной у д. Саургачи Усть-Ишимского района Омской области.

Между тем, традиционно функции смотрителей передавались по мужской линии и, соответственно, эти обязанности могли исполнять только мужчины. По мнению некоторых респондентов, нарушение традиционного порядка обретения дара смотрителя произошло вследствие прямых репрессий против мужчин, исполнявших религиозные функции (смотрителей, мулл и т.п.). Немаловажное значение имело, вероятно, и понижение статуса религиозного лидера, явившееся следствием воинствующей антирелигиозной пропаганды.

Распространение преданий и тайное почитание священных могил имели место на протяжении всего советского периода. По воспоминаниям некоторых наших собеседников, события, связанные с их собственным или известным им опытом духовного преображения, завершившимся обретением дара смотрителя и открытием священной могилы, относились к предвоенным или первым послевоенным годам, т.е., фактически, ко времени самого пика сталинского тоталитаризма.

Атеистическая брошюра 1960-х гг. повествует о том, что «…В юртах Бегишевских (Вагайского района Тюменской области) сбором подаяний для «святой» могилы занималась Рабига Абдуллина. Она ездила по селам Вагайского и соседних районов, важно ходила из дома в дом и «именем аллаха» требовала для святого места подношений. А вернувшись, собирала «мулл», угощала их, организовывала коллективные молебны». В ходе товарищеского суда деятельность Рабиги подверглась «разоблачению» и «осуждению». Она рассказала, «… как наживалась на подношениях для «святой» могилы, потом дала слово больше не заниматься такими делами. И с тех пор она перестала ездить по селам, отказалась от роли «уполномоченного» Аллаха». «Одним активным религиозником стало меньше», – с удовлетворением констатировал автор брошюры.

В перестройку и в постсоветский период роль института священных мест астана увеличилась. «Открытие» мест захоронений святых предков, возведение на этих местах деревянных мавзолеев стали важным элементом самоидентификации для жителей почти всех поселений тоболо-иртышских татар. Высокий уровень значимости обрели коллективные паломничества, молитвы и жертвоприношения, связанные с астаной. Одновременно наблюдается возвышение статуса представителей религиозной элиты, связывающих свое происхождение с похороненными святыми подвижниками.

Важным моментом культовой практики почитания священных могил был мотив общения во сне со святыми подвижниками. Такое общение было существенной частью процедуры передачи полномочий смотрителей в случае отсутствия наследников по прямой линии. Обычно, когда прежний смотритель уже не был в состоянии исполнять свои обязанности, к нему во сне являлся похороненный на местной астане шейх и указывал, кому из односельчан следует передать сэцэра и, соответственно, все полномочия и обязанности астана-караулче. При этом передающий полномочия смотритель обращался к своему преемнику со следующими словами:
Ризалык белэн сина колдырам, От всего сердца тебе оставляю
Син карайсын яхшыларнын
астаныаларнын
Теперь ты будешь смотрителем
йахшилар-астана

Зап. от Вараки Абдулхаировна Шуркиной (Иксановой), 1930 г.р., д.Одинары (тат. Картавыл) Вагайского района Тюменской области. Соб. И.А. Селезнева, А.Г. Селезнев, 2005 г.

Ф.А. Ахметчанова сообщила, что подвижники во сне приходят в образе людей, но могут также присниться в образе лошадей белой масти или гусей. Во многих местах нам говорили, что появление во сне этих животных считается хорошим знаком, а место, где они являются, может быть захоронением подвижников. Более того, по сообщению информаторов, святые подвижники аулийа могут выступать в роли покровителей и духов-хозяев (иясе) домашних и диких животных. Нам так и заявляли: «Санги-Баба (дух-хранитель домашних животных. – Авт.) – хозяин коров, а аулийа – хозяин белых лошадей, лосей, лебедей и гусей» (Зап. от Салимы Хайрулловны Шариповой, 1933 г.р., д. Веселинская (тат. Пиик) Вагайского района Тюменской области. Соб. И.А. Селезнева, А.Г. Селезнев, 2005 г. Аналогичная информация зап. от Биби-Сайтуны Мухаммед-Фаттаховны Хайдаровой (Шакировой), 1916 г.р., д.Елань-Яр, Вагайского района, Тюменской области. Соб. А.Г. Селезнев, 2004 г.

Так образы мусульманских подвижников легко «встраивались» в промысловые и производственные культы, в частности, в культ домашних охранителей.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Январь 2021 (7)
Декабрь 2020 (23)
Ноябрь 2020 (21)
Октябрь 2020 (21)
Сентябрь 2020 (25)
Август 2020 (30)
Календарь
«    Январь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.