Топ-100

Пища Сибирских татар

Опубликовал: lomsecret, 18-06-2017, 18:35, Путешествие в историю, 4 871, 0
Пища Сибирских татар

Естественно-географическая среда проживания сибирских татар способствовала образованию многоотраслевого хозяйства, их хозяйственная деятельность не имела узкой специализации. В питании сибирских татар до второй половины XX в. преобладали молочные, мясные и рыбные продукты, а из растительной пищи – злаковые растения, дикорастущие травы и ягоды.

На протяжении первой половины XX в. менялось соотношение между присваивающими и производящими отраслями традиционного хозяйства, а также возрастала доля покупных продуктов. Набор продуктов питания расширялся, что, в свою очередь, не могло не сказаться на разнообразии приготовляемых повседневных и праздничных блюд. В результате во второй половине XX в. система питания сибирских татар претерпела существенные изменения.

Для питания сибирских татар ХХ столетия важнейшим было возрастание роли сельского хозяйства по сравнению с другими отраслями. Прежде всего, шло развитие приусадебного овощеводства. Наиболее интенсивно эта отрасль развивалась у тарских, тобольских и тюменских татар, но скорость внедрения овощеводства в местах их расселения была различной. Лучше всего оно было развито у потомков среднеазиатских переселенцев. У других групп сибирских татар недостаток в овощах компенсировался за счет их покупки или обмена ими с русским населением соседних населенных пунктов. Еще в меньшей степени огородничество было развито у барабинских и заболотных татар, исторически промышлявших рыбной ловлей и охотой.

В первой половине XX в. культурное приусадебное садоводство у сибирских татар не было развито, зато увеличилась доля покупных продуктов питания, приготовляемых только фабричным путем – сахара, кондитерских изделий, чая, кофе и др. В системе питания сибирских татар молочные продукты занимали важное место.

Особенно их роль возрастала в летнее время. Как правило, сибирские татары употребляли коровье, реже – козье молоко. Цельное молоко употребляли с хлебом или с талканом, добавляли в чай. Свежее молоко традиционно использовали в качестве жидкой основы для каш и супов.

Большая часть молока перерабатывалась. Из цельного молока татары получали сливки – каймак или коймак. Было известно два способа их изготовления. В первом случае посуду с молоком (обычно это был керамический горшок) ставили в подпол для того, чтобы молочный жир, находящийся в виде мельчайших шариков, равномерно распределенных в воде, через некоторое время поднялся кверху. Жир снимали ложкой, и через некоторое время сливки были готовы к употреблению в пищу. Другой способ получения сливок путем сепарирования стал применяться сибирскими татарами значительно позже – в основном, в послевоенное время. Сначала они использовали ручной сепаратор, а в наши дни применяют механический.

Сливки использовались больше как лакомство во время чаепития. Их добавляли в чай; иногда в них макали различную выпечку. Сметана – каймак – получалась путем скисания сливок. Готовый продукт добавляли в супы и изделия из теста, а также намазывали на хлеб, который ели во время чаепития.

Большая часть молока перерабатывалась. Из цельного молока татары получали сливки – каймак или коймак. Было известно два способа их изготовления. В первом случае посуду с молоком (обычно это был керамический горшок) ставили в подпол для того, чтобы молочный жир, находящийся в виде мельчайших шариков, равномерно распределенных в воде, через некоторое время поднялся кверху. Жир снимали ложкой, и через некоторое время сливки были готовы к употреблению в пищу. Другой способ получения сливок путем сепарирования стал применяться сибирскими татарами значительно позже – в основном, в послевоенное время. Сначала они использовали ручной сепаратор, а в наши дни применяют механический.

Сливки использовались больше как лакомство во время чаепития. Их добавляли в чай; иногда в них макали различную выпечку. Сметана – каймак – получалась путем скисания сливок. Готовый продукт добавляли в супы и изделия из теста, а также намазывали на хлеб, который ели во время чаепития.

Сибирские татары во второй половине XX в. повсеместно готовили творог – эремчек или иримчик. Его делали из скисшего обрата-простокваши, который сначала доводился до кипения на медленном огне, а затем остужался и процеживался. Творог употребляли в качестве самостоятельного блюда со сметаной, молоком или чаем; его использовали также в качестве начинки для пирожков и вареников.

В первой половине XX в. у сибирских татар были распространены кисломолочные продукты длительного хранения, такие как ацегей (эцегей) и корт (курут, кызыл эремчик). Начальная стадия изготовления этого продукта совпадает с приготовлением эремчик. Однако потом творожистую массу не отделяли от сыворотки, а кипятили до полного выпаривания последней. В процессе приготовления ее часто мешали, чтобы она не пригорала. В результате получалась масса желто-красного цвета, более плотная по консистенции, чем эремчик.

Широко использовалось в кухне татар коровье масло, которое делали из сметаны или сливок, сбивая в маслобойке. Готовый продукт перекладывали в туеса и хранили в подполе.

Для изготовления масла сибирские татары использовали маслобойки двух разновидностей:
1) цилиндрической формы, изготовленные мастерами долблено-резной технологией;
2) круглые в сечении, кверху сужающиеся кадки с прямыми стенками, сделанные по бондарной технологии – из дощечек-клепанок, скрепленных несколькими металлическими обручами. Кроме корпуса, имелась крышка – апкак и мутовка – пешек / пышкан. Они были наиболее распространены по сравнению с маслобойками первого вида. Сливочное масло служило сырьем для изготовления топленого масла. Коровье масло помещали в какую-либо кухонную утварь, например, котел (казан); позже для этих целей стали использовать кастрюли: масло ставили на плиту и перетапливали.

Из всех видов мяса сибирские татары, как и волго-уральские, отдавали предпочтение конине, баранине и говядине. Во второй половине XX в. горячие блюда, особенно в летний период, стали готовить с мясом домашней птицы – кур, гусей и уток.

Дополнительным источником получения мяса раньше была охота. Сибирские татары использовали мясо зайца и водоплавающей птицы – утки, а также боровой и полевой – глухаря и куропатки. В северных таежных районах расселения сибирских татар употребляли также мясо медведя, лося и оленя.

Татары Среднего Прииртышья и ранее строго соблюдали правила забоя скота, предписываемые шариатом. Поэтому они не употребляли мясо скотины, убитой не по правилам. По сообщению жительницы с. Речапово А.А. Махмутовой, если резать скотину приглашали мужчину, русского по национальности, то пожилые люди никогда не употребляли такое мясо. В д. Б. Тебендя тоже строго придерживались, чтобы «скотину резал не русский и не христианин». Ранее И. Юшков сообщал, что «говядину русской бойки татары также не ели, считая это грехом». Тому, кто резал, отдавали буен/ буесмак (М.Кова)/бугазлау (Качуково)/бозлау (Эбаргуль) /пуаслау (Ашеваны)/повыслау (Ильчибага) – шею животного и кусок мяса в благодарность за проделанную работу.

Обратим внимание, что во многих населенных пунктах Среднего Прииртышья традиция предписывала отдавать забойщикам шею зарезанного животного. Существовала определенная иерархия самых вкусных и лакомых частей мяса, но она не идет ни в какое сравнение с более развитой иерархией, бытовавшей у скотоводов-кочевников. Самыми вкусными частями мяса сибирские татары считали грудинку, сердце, почки и язык. Мясо, как правило, сначала варили в воде, а потом жарили. Косточки с мякотью баранины, конины или говядины отваривали в казане, добавляя к ним соль и лук – репчатый или зеленый. Затем отваренное мясо отделяли от костей, резали на небольшие куски, выкладывали на блюдо и подавали на стол. К мясу подавали бульон в пиалах или бокалах. В процессе еды мясо запивали бульоном или жидкой частью супа.

Для длительного хранения мясо консервировали: зимой это делали с помощью замораживания, а в весенне-летний период излишки мяса сохраняли путем соления, сушения или копчения.

У сибирских татар было распространено блюдо из печени, почек и сердца, поджаренных на сковороде. Называлось оно ковырма (коурма, коуртма). Его ели как самостоятельное блюдо либо использовали в качестве начинки для изделия из теста, называемого самса. Из печени или легкого татары также готовили суп.

Очень высоко ценились домашние колбасы. Колбасы, приготовленные из мяса (в основном из конины) путем вяления или (реже) копчения, назывались казы, а из мяса и зерна – асеп или толтурма.

Колбасы первого вида – казы /казлык /кайса/ат казылык (Б. Тебендя) в Среднем Прииртышье готовили повсеместно. По составу фарша в Среднем Прииртышье условно выделяются два локальных варианта:
1. Территории Муромцевского района (Гузенево, Черталы), Тарского района (Сеитово), Усть-Ишимского района, где использовали мясо одного вида – конину.
2. Территории Большереченского района (Каракуль, Чеплярово, Черналы, Уленкуль), Тарского района (Речапово), где, помимо конины, использовали говядину с гусятиной или баранину с гусятиной.

В деревнях Гузенево, Сеитово для приготовления колбасы брали жирное мясо со стороны пашины, с заднетазовой части. В д. Чеплярово – срезали мышечный слой в виде нешироких лент вдоль позвоночника, а также с заднетазовой части. В д. М. Кова – мясо с задних – орт? алта, передних ног – сан алта и со стороны пашины. Для сравнения, казахи также использовали для казы реберные кости с салом со стороны брюшины. Казахи, проживающие на территории Омской области, называют эту часть туши лошади казы.

Колбасу употребляли с хлебом, варили на ее основе суп, брали во время полевых работ. В Сеитово готовили блюдо на основе казы, называемое кайгене. В кастрюле кипятили воду, затем клали мелко порезанную конскую колбасу, около 10 штук яиц и лук. Все это кипятили около 5 минут.

Рыба была важным источником питания для жителей населенных пунктов, расположенных рядом с реками и пойменными водоемами. Отметим, что в рационе питания заболотных татар рыба была одним из первейших видов пищи. Традиционно сибирские татары употребляли рыбу в вареном, жареном и сушеном виде. Крупную рыбу замораживали на зиму и хранили до употребления. Солили сухим способом, то есть уже потрошенной, делали с боков надрезы и пересыпали солью, а потом ставили под гнет на 2–3 дня. После этого соленую рыбу сушили, вывешивая в тени, и употребляли с гарниром или без него.

Одним из самых распространенных жидких блюд из рыбы была уха – балык шурпа или шурпа. Чаще всего для ее приготовления татарки использовали свежую рыбу, реже – сушеную.

Во второй половине XX века более широкое распространение получила жареная рыба. Потрошенную и промытую рыбу, обваляв в подсоленной муке целиком или кусками, жарили в сковороде на животном или растительном жире, реже – на сливочном или топленом масле. Чтобы рыба была вкуснее, в некоторых местах добавляли сметану.

Повсеместно татарки готовили рыбный пирог. Способ его приготовления в различных населенных пунктах сибирских татар практически не отличался. Чаще всего для пирога замешивали кислое тесто, причем его рецептура была такая же, как и для приготовления хлеба – закваска, вода, мука и соль, поэтому пирог всегда выпекался в печи. Для начинки, как правило, использовали жирную рыбу.

Обычно пирог употребляли с чаем, причем начинку пирога из рыбы и его основу из хлеба ели отдельно: сначала съедали рыбу, а потом корочку.

По свидетельствам жителей д. Чеплярово, некоторые из их родителей, ранее (в первой трети XX в.) не употребляли в пищу щуку – цуртан, цурагай, чурагай. Виной неприятия были особенности строения ее головы, где хрящи внешне похожи на крест, поэтому, по мнению татар, мусульманину ее нельзя было употреблять. В деревнях М. Кова, Качуково тоже был известен такой запрет, и даже в настоящее время некоторые из пожилых людей его соблюдают: есть щуку считается грехом. Народное объяснение этого пресловутого «креста» в голове щуки, озвучила одна из жительниц д. М. Кова: «Однажды щука проглотила русского человека, таким вот образом в ее голове появился крест, поэтому татары ее не употребляли в пищу».

Из других рыб в ряде населенных пунктов Среднего Прииртышья не приветствовалось употребление налима, так как считалось, что он питается утопленниками. Но, может быть, причина отрицательного отношения к этой рыбе кроется в ее особенности – летом гнить и становиться червивым. Потому в летний сезон налима стараются не ловить (д. Эбаргуль). Возможно, что и название налима – курта связано с древнетюркским qurt – червь.

Любопытную информацию о запретной для употребления рыбе, называемой линь поведала жительница д. Гузенево. Внешне рыба похоже на змею, «пестрого окраса и у нее нет шкуры». В Сибири под такое описание подходит налим. По шариату же, рыба, пойманная живой, но без чешуи, для еды считалась не пригодной.

Сибирские татары перерабатывали зерно на ручной или водяной мельнице на крупу и муку. Жидкие блюда с использованием круп в кухне сибирских татар представлены супами и похлебками. Жидкая часть готовилась на молочной основе, на мясокостном бульоне или на травяном отваре. Для супа уря использовались крупы из зерен ячменя, пшеницы или риса. Его часто готовили на мясной или молочной основе. Мясо варилось примерно два часа, затем засыпали крупу и через некоторое время добавляли картофель и доваривали суп до полной готовности.
Каши ели также из пшеничной, овсяной и ячменной крупы. Их варили на воде; иногда жидкая основа состояла либо из нескольких частей воды и молока, либо только из одного молока. Особенность татарских каш, приготовляемых как из зерна, так и муки была в том, что их солили, не добавляя сахара.

Еще одна разновидность каши называлась палау. Она готовилась из крупы пшеницы, овса или ячменя с мясом и морковью. Каша с рисом под этим же названием получила более широкое распространение только во второй половине XX в.

Кроме сырого зерна, сибирские татары употребляли целое зерно пшеницы, каленое или обжаренное в масле, называемое коурмач. Это было лакомством. Коурмач могли перерабатывать в муку, которая обычно употреблялась с молоком.

Талкан готовили из пшеницы, ячменя, реже из овса или просо. Было несколько способов приготовления талкана, в зависимости от того зерна, которое используется:

1) Коурмач (из пшеницы, ячменя) засыпали в к?л тирм?н – ручную мельницу и размалывали на несколько раз. Затем все пересыпали на металлический лист или в любую другую посуду и провеивали, освобождая от несъедобных частей зерна – «кожуры» или, как еще называют информаторы, – «шелухи» – ?абы? (дд. Тоскино, М. Кова)/ курба (д. Тюрметяки) / киб?к.
В результате получали талкан. По полевым этнографическим материалам, таким же способом делали талкан барабинские татары (аул Кошкуль, Чановский р-н, Новосибирской обл.).

2) В дд. Черталы, Уленкуль, д. Киргап, д. Ашеваны нами зафиксирован иной способ приготовления талкана из овса. Его засыпали в большой казан, заливали водой и распаривали. По информации собранной этнографической практикой ОмГУ в 1975 г. овес варили около одного часа. После этого зерно сушили на солнце или в печи – миц/мич на железных листах – калай, а потом размалывали на ручной мельницы. Зерно также перемалывали несколько раз, чтобы получилось как можно больше талкан – мука из предварительно обжаренных зерен.
Чтобы лучше очистить зерно от оболочки, его, перед тем как размолоть, дробили в ступе – килэ, потом провеивали, используя сито – ил?к. Данное население употребляло талкан, смешивая с сырым молоком. Перед употреблением эта смесь некоторое время – до 30 минут, настаивалась.

Существовала группа жидких блюд, которые готовились с мукой. Боламык (буламук), приготовляемый на основе воды и муки, занимал промежуточное положение между болтушками и кашами. Особенностью молочных каш саламат и алюва было то, что их готовили из обжаренной в масле муки. А вот молочная каша под названием путка готовилась из не обжаренной пшеничной муки.

Было известно большое количество блюд из теста, преимущественно пресного, а не кислого. Для супов использовали кусочки теста, называемые чумара и умач, или лапшу – онаш. Как правило, они варились в мясокостном бульоне, реже – в молоке. В воде варились также такие изделия из теста с начинкой (мясной или овощной), как пельмени или вареники, которые стали готовить в последнее время. Для пельменей сочень разрезался на квадраты размером приблизительно 30 х 30 мм, на середину каждого из которых клали начинку. Затем сочень сгибали пополам, края соединяли и защипывали. Потом два конца поперечных сторон изделия соединяли. В качестве начинки для пельменей использовали мелко порубленные кусочки мяса, реже – рыбы. Варились пельмени в подсоленной воде, а на стол их подавали с маслом и сметаной.

В кухне сибирских татар многие изделия из теста обжариваются в масле или жире. Это оладьи и блины (коймак), лепешки (кобыртма и патыр, или пэтэр), а также куски теста различной формы – баурсаки и чак-чак. В населенных пунктах сибирских татар повсеместно готовили открытые сверху и защипанные с краев изделия с начинкой из мелкорубленого мяса пэрэмеч (пэрэмец) и очпочмак.

Из изделий, приготовляемых из теста с начинкой закрытого вида, широкую территорию распространения имела самса (или сумса). Чаще всего это изделие готовили из пресного теста, используя в качестве начинки ягоду, изюм, курагу, повидло, картофель, тертую морковь или смесь измельченных и пожаренных почек, печени или сердца. Помимо самсы, сибирские татары делали пирожки с различными начинками из кислого или пресного теста.

В рационе питания сибирских татар одним из основных продуктов питания был хлеб. С вечера хозяйка начинала готовить хлебное тесто. Она брала остатки теста, специально оставляемые после каждой выпечки в квашне ?кур циля?/квашня. Вечером, к тесту добавляли воды, муки и оставляли скисать до утра. Утром добавляли необходимые продукты для замеса теста.

И. Юшков, описывая пищу татар Тобольского и Тарского округов Тобольской губернии в 1861 г., отмечал, что выпекают хлеб двух видов: пресный ржаной хлеб (арышитмак) и белый (нан).

Повсеместно тесто заводилось на закваске из старого теста. Если старого теста не было, тогда варили новую закваску из хмеля – колай. Из кислого теста стряпали булочки кулча и тугац (или тугач), выпекаемые в печи. Во многих населенных пунктах сибирских татар готовили шангу или ватрушку.

Сибирские татары очень хорошо готовили пирог с начинкой из мяса, практически повсеместно называемый балеш или палеч. Обычно его готовили зимой, когда в наличии имелись достаточные запасы мяса. Его стряпали, как правило, в праздничные дни. Тесто раскатывалось скалкой, а на середину круглого сочня клали начинку и жир. Затем края теста поднимали, как бы собирая или стягивая его, а сверху клался кусок теста небольшого диаметра, называемый по-татарски капкак – «крышка». Пирог выпекали в сковороде в печи. Минут через тридцать его вытаскивали и на «крышке» ножом делали надрезы в виде треугольника, а потом наливали кипяченую воду или бульон. После этого начинка разваривалась и становилась вкуснее. Затем пирог вновь помещали в печь.

Из дикорастущих трав (дягиля, борщевика, крапивы, щавеля и др.) сибирские татары готовили «зеленые» супы. После несложной обработки в свежем виде употребляли полевой лук, луковицы лилии кудреватой, а также листья и стебли борщевика и дягиля.

Ягоды земляники, малины, калины или черемухи употребляли в свежем, сушеном и мороженом виде. Зимой сушеные ягоды использовались в качестве начинки для пирожков. Практически повсеместно готовилось особое лакомство из черной смородины, малины и земляники – как, растолченные ягоды, высушенные в виде пластинок. Название «пастила» – это искаженное слово «постила», т. е. то, что постлано, расстелено, что характеризует один из основных этапов технологии приготовления. В этом заключается похожесть пастилы и ?а?а.

Для свадьбы татары Чановского района Новосибирской области специально стряпают пирог со сладкой начинкой из повидла или ягод, называемый шуг(к)арак. Ранее начинку делали только из сушеных ягод земляники – джиляк, или смородины – карагат. Шуг(к)арак, как правило, готовят открытым, прямоугольной формы. Поверх начинки выкладывают косую решетку из скатанных в нетолстый жгут длинных кусков теста.

Еще одно изделие, которое часто встречается на коллективных трапезах, это вачак. Для его изготовления используют пресное тесто, замешанное из яиц (5 или 7 штук), нескольких ложек молока, муки, соли, сахара, соды. Затем делят тесто на меньшие куски, их скатывают в жгуты, которые разрезают на небольшие кусочки и обжаривают в растительном масле.

Помимо рассмотренных изделий, в семье жениха выпекают булочки без начинки и с начинкой из изюма или кураги. Их делают следующим образом: от теста отрезают небольшой кусок теста, его закатывают в жгут, концы которого крутят в разные стороны и сворачивают в виде узла. Либо несколько жгутов заплетают в косички. Готовые булочки смазывают сладкой водой.

Булочки с начинкой делают двух разновидностей. В первом случае на середину сочня круглой формы кладут начинку, на краях полуфабриката делают два параллельных надреза ножом. Соединяют надрезанные концы таким образом, что в середине получается отверстие. Во втором случае на середину сочня круглой формы кладут начинку, сворачивают его пополам, скрепленный край для прочности надрезают в нескольких местах ножом.

Еще одно изделие, которое готовят в доме юноши, называется апельсинчики. Свое название булочка, вероятно, получила из-за похожести на фрукт – круглой формы и желто-оранжевого цвета. Тесто замешивают из муки, творога, сахара, яиц. Затем формируют небольшие колобки и обжаривают в растительном масле.

Со второй половины XX в. сибирские татары начали заниматься сбором грибов и употреблять их в пищу. Первоначально собирали белые и желтые грузди, сейчас употребляют и другие виды грибов. Татары предпочитают грибы в соленом или жареном виде.

Самым распространенным кисломолочным напитком был айран, который делали из воды и створоженной белой массы, называемой «катык», в соотношении примерно один к двум. Чтобы айран был холодным, в него добавляли лед. Катык с водой тщательно перемешивали, пока жидкость не становилась белого цвета. Как правило, такой напиток делали летом, потому что он хорошо утолял жажду.

Одним из любимых напитков был чай – цай. Лучшим считался чай, спрессованный в виде плиток. Для приготовления чайного напитка татарские женщины занимались сбором растений. Из местной флоры наилучшими для этой цели считались стебли и листья душицы обыкновенной и лабазника вязолистного, брусничный лист, плоды шиповника, а также листья земляники и смородины. Для приготовления чайного напитка собирали также гриб-трутовик, известный как чага.

Чайный напиток из трав изготавливали двумя способами. В первом случае травяной сбор сушился в тени. Другой способ приготовления заварки был длительным по времени и состоял из нескольких операций. Основным этапом изготовления, определяющим вкусовые качества продукта, была ферментация в результате воздействия воды.

Весной сибирские татары употребляли березовый сок в сыром виде или после кипячения, добавляя в него чагу.

Из алкогольных и слабоалкогольных напитков сибирские татары употребляли пиво, называемое сыра. Пиво в большинстве аулов сибирских татар самостоятельно не готовилось, а выменивалось у русского населения. Собственно, в домашнем производстве из алкогольных напитков готовилась только брага на основе хмеля или гороха.

В заключение отметим следующее.

1. В системе питания сибирских татар молочные продукты занимали важное место. Особенно их роль возрастала в летнее время. Как правило, сибирские татары употребляли коровье, реже – козье молоко. Наравне с молочными продуктами большую роль играла мясная пища. Из всех видов мяса сибирские татары отдавали предпочтение конине, баранине и говядине.

Сибирские татары применяли следующие способы тепловой обработки мяса: варка в жидкости и обжаривание субпродуктов, консервировали мясо в виде сыровяленых и сырокопченых колбас, применяли сушение мяса. Сибирские татары употребляли мясо в незаправленном бульоне, сложносоставных жидких блюдах на основе мясокостного бульона, заправленных крупой и кусочками теста.
В употреблении молочно-мясной пищи сибирских татар также наблюдаются черты, отличающие их питание от таковой скотоводов южных широт Сибири: во-первых, способ изготовления сливок; ограниченное, по сравнению со скотоводами, употребление кислых сыров длительного хранения и б?льшей роли творога, что для питания скотоводов не характерно; ограниченное употребление татарами кумыса; во-вторых, отсутствие сложной иерархии и поливариантности использования частей мяса в различных обрядах. Эти существенные отличия, на наш взгляд, определяют различия двух моделей питания.

Способы использования жиров животного происхождения, обжаривание в них изделий из теста находят параллели в скотоводческих культурах юга Сибири.

Из растительных продуктов у сибирских татар довольно архаично использование в пищу злаковых в виде сырого, дробленого зерна в кашах и в жидких сложносоставных супах, употребление в пищу каленых или обжаренных целых зерен, их размалывание в муку талкан; из жидких мучных блюд – мучная болтушка или каша боламык/буламык; употребление в пищу обжаренного пресного теста, зольного хлеба.
Чрезвычайно большую роль в настоящее время в рационе питания сибирских татар играют изделия из теста (выпекаемые и обжаренные).

2. Добываемая рыба употреблялась в вареном виде. В теплое время года ее вялили и замораживали зимой. Существовали в ряде мест ограничения на употребление некоторых видов рыбы – щука, налим, линь.

3. Продукты охоты подвергаются тепловой обработке (варка в жидкости), из способов консервации мяса применяется сушение в весенне-летний период и замораживание зимой. У сибирских татар сохраняются запреты на употребление лебедя.

Источник: Марина Тихомирова. «История и культура татар Западной Сибири», Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «Артифакт», 2015. – 728 с. + 56 с. цв. вкл.скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.