Демография Сибирских татар в XVIII - начале XX века

Опубликовал: lomsecret, 9-06-2017, 09:20, Путешествие в историю, 1 877, 0

Для облегчения перехода к новому образу жизни бывшие казаки при переводе в крестьянское сословие получали определенные льготы по уплате податей и рекрутской повинности, согласно распоряжению Государственного Совета. Отставные казаки были освобождены от платежа податей и от отбывания воинской повинности навсегда. Сыновья их, в зависимости от возраста, освобождались на период от 6 до 10 лет. У этих крестьян были земли, дарованные их предкам-казакам, и они владели ими почти всюду по общим с захребетными и ясачными татарами данным, но иногда имели и особые земли (есаульские казаки). Если казаки не имели земли, то ясачные татары, в юртах которых они селились, должны были им выделять крестьянский надел – по 15 десятин удобной земли на душу. Эта земля считалась уже казенной, и если род казаков вымирал, то земли переходили в казенное ведомство.

XIX век стал последним, завершающим этапом в истории татарского казачества. Процесс по унификации служилых татар с сибирским казачеством завершается в результате реформ М.М. Сперанского. «Устав о городовых казаках» и «Устав об инородцах» уравняли татар-казаков в правах и обязанностях с русским казачеством. Была систематизирована выдача жалованья. Однако полной интеграции служилых татар в казачье сословие не произошло. На это повлияли как этнические, так и религиозные особенности татар-казаков, которые оставались мусульманами. В то же время наблюдается и общая тенденция к нивелированию служилого сословия с крестьянством. В этот процесс были включены и казаки-татары.

Ликвидация Сибирского татарского полка, произошедшая во второй половине XIX в., была связана, во-первых, с тем, что было создано Сибирское казачье войско, во вторых, российские границы стали отодвигаться от пределов Западной Сибири все дальше на юг (присоединение Казахстана), и, в-третьих, происходило укрепление гражданской администрации, в том числе правоохранительных органов (многие функции которых ранее выполняли казаки). Таким образом, процесс по переводу бывших сибирских беков и мурз из военного в податное сословие занял более длительный временной отрезок, чем в бывшем Казанском ханстве. Этот процесс, несмотря на единый конечный результат, имел ряд особенностей. Сибирские служилые татары избежали этапа прямого «конфессионального» давления, вернее, он приобрел в их отношении несколько иные формы.

Во второй половине XVII – начале XX вв. одну из категорий татарского населения составляли оброчные чувальщики. Это наименование получили татары – выходцы из Поволжья, переселившиеся в Сибирь. Время их появления в Зауралье относится ко второй половине XVII в., и, по мнению исследователей, категорию оброчных чувальщиков составляла смешанная сибирско-поволжская татарская группа. Согласно Уставу 1822 г. «чистые» поволжско-приуральские татары-переселенцы оставались в сословии крестьян, а оброчные чувальщики вошли в состав «оседлых инородцев». В 1782 г. численность оброчных чувальщиков в Тобольском уезде составляла 359 человек (192 –мужчин и 167 – женщин). В Тобольском уезде оброчные чувальщики были выделены в особую волость. В 1839 г. в волости «Оброчных чувальщиков» Тобольского уезда проживало 709 человек, а в 1879 г. – 1390 человек. В Тюменском и Ялуторовском уездах пришлое татарское население в особые волости не выделялось. В ходе административной реформы 1910 г. волость «Оброчных чувальщиков» была расформирована, а ее население вошло в состав других волостей.

В течение XVII–XVIII вв. в Прииртышье возникают многочисленные поселения среднеазиатских переселенцев – бухарцев. Это – обобщающее название узбеков, таджиков, уйгуров и некоторых других народов, переселившихся из Средней Азии в районы Западной Сибири. Переселение бухарцев, начавшееся еще в период Сибирского ханства, активизировалось в XVI в. и продолжилось в течение XVIII–XIX вв. Бухарцы переселялись в Сибирь из-за более благоприятных (прежде всего в плане безопасности) условий жизни и из-за предоставляемых российским правительством льгот и привилегий. В конце XVI – начале XVII вв. данная группа имела возможность торговать беспошлинно, а с XVII по начало XVIII вв. – с уплатой двадцатой части пошлины. Они не несли ямскую повинность и имели право свободного передвижения по русским городам и слободам, были освобождены от тягла и оброков.

В течение всего XVIII в. близость и возрастающая мощь Российской империи являлись притягательными для жителей Средней Азии. Так, в 1739–1740 гг. жители Ташкента и Бухары были готовы принять российское подданство, чтобы избавиться от нападений кочевников-калмыков. В одном из писем, датируемых 1740 г. на высочайшее имя, говорится: «...деды и прадеды наши и родственники, услыша к иностранным выходцом в Великороссийскую державу свободное принятие и высокооборонительную милость... вышли з домишками своими во Всероссийскую самодержавную область с прочими бухарцами доброжелательно в подданство в сибирские городы».

Российское правительство регулировало процесс переселения сибирских бухарцев. Но это явление оставалось массовым, прежде всего, из-за льгот, предоставляемых переселенцам. Наиболее важный указ в отношении принятия подданства сибирскими бухарцами был принят в 1789 г. С этого года все желающие бухарцы и ташкентцы могли принять российское подданство, для чего должны были явиться к коменданту крепости, расположенной на Сибирской линии, и заявить об этом. У переселенцев оставалось право вернуться на родину. Желающий переселиться в Россию бухарец, приходя в крепость, подавал прошение в комендантскую канцелярию. Комендант крепости писал рапорт, к которому присовокуплял прошение бухарца.

Основными районами поселения бухарцев в Сибири были окрестности Тобольска, Тюмени и Тары. Одна из самых больших бухарских колоний находилась в г. Тобольске.

По данным переписных книг, в конце ХVII в. в Тобольске проживали 74 юртовских бухарца, 57 приезжих для торговли бухарцев. В 1736 г. в городе насчитывалось 92 двора татар и бухарцев, из них 51 двор бухарцев. Из общего числа татар Тобольска в 1782 г. 31 чел. (17 муж., 14 жен.) были ясачными. В 1811 г. в городе насчитывалось 45 бухарцев (27 муж., 18 жен.). Кроме самого Тобольска, бухарцы расселялись вокруг города. Так, в середине XIX в. бухарцы проживали в 47 населенных пунктах Тобольского округа. В основном они проживали совместно с ясачными и служилыми татарами, но были и собственно бухарские селения. Так, в Тобольском округе, это юрты Комаровские (Комарау) и Миримовские (Коллар).

В окрестностях Тары, по данным Ф.Т. Валеева, бухарцы проживали в 13 населенных пунктах, из которых бухарскими были Себеляково, Речапово, Уленкуль, Каракуль, Аубаткан, Кумуслы и др. В Тюменском округе они жили также в 13 селениях. Бухарскими были села Ембаево (Малчин) и Тураево. Эти бухарские колонии в дальнейшем играли важную роль в укреплении позиций мусульманской религии в Сибири.

В 1701 г., после попытки отменить льготы, сибирские бухарцы получили право пользоваться сданными закладными, купленными землями и свободу от несения тягла и служб. Последующие правители Российской империи, хотя и подтверждали льготы и привилегии бухарцев, пытались их ограничить. Большинства своих привилегий сибирские бухарцы лишились только в 30-е годы XIX в. Долгое время бухарцы-земледельцы имели льготы и не платили оброков с земель, не несли ямской повинности и т.д. По указу от 1834 г. все бухарцы, проживающие на территории Сибири и занимающиеся земледелием, приравнивались к оседлым сибирским инородцам и должны были вносить подушную подать с каждого дома по 10 рублей. На территории страны бухарцы могли торговать, только взяв торговое свидетельство, т.е. на общих основаниях с остальными российскими подданными.

В ответ на указ 1834 г. бухарская община Тобольского уезда подала рапорт в земской суд с выражением несогласия. Наибольшие возражения вызвало распоряжение об уплате подушной подати. «Хотя некоторые из Бухарцов согласно привилегиям пожалованныя и по крепостным актам в ихнем владении и имеют малозначительные земли и производят земледелие, но весьма малое, да и никаких выгод им не приносящее…». Бухарский старшина 14 класса Шихов в своем рапорте указывал также и на то обстоятельство, что «бухарское общество по правам и наклонности своей больше обыкли и занимаются … торгами, приносящими государству немаловажные пошлинные доходы. Каковые их промыслы и торговля не стесняется, и никакому другому обществу подрыв не делает. А самих бухарцов не богатеет, а только доставляет им нужное с семействами содержание». Можно отметить, что торговля в качестве основного занятия сибирских бухарцев не утратила свое значение и в XIX в. Бухарские общины владели незначительным количеством земли, в связи с чем земледелие у них являлось только вспомогательным занятием.

Совместное проживание бухарцев и сибирских татар сопровождалось тесными экономическими и торговыми связями. Вместе с сибирскими бухарцами в одних караванах и обозах отправлялись по торговым путям местные татары, которые часто ездили в города Средней Азии, Казахстана и вместе с бухарцами в некоторых из них имели небольшие торговые колонии. В результате контактов заключались смешанные браки между сибирскими бухарцами и татарами, укреплялись семейно-брачные отношения в целом. По мнению Н.А. Томилова, в последней четверти XVIII в. более пятой части всех браков сибирских татар было заключено с бухарцами. Этническое смешение с коренными сибирскими татарами приводило к их слиянию в общем составе татар Западной Сибири. Наблюдались отдельные случаи перехода бухарцев в группы сибирских татар.

Бухарцы способствовали распространению и укреплению ислама среди сибирских татар. Они открывали мусульманские начальные школы при мечетях и средние школы (медресе), обучали детей, благодаря чему повышался уровень грамотности и образованности сибирских татар.

В середине XIX в. численность бухарцев составила 9051 чел., из них в Тюменском округе – 2705, в Тарском – 3074 и в Тобольском – 3272 чел. По данным переписи 1897 г. численность сибирских бухарцев составляла в Тобольской губернии 11307 чел., в Томской – 294 чел. Общая численность бухарцев в Западной Сибири составила 11601 чел. Из них в городах проживали 454, а в селениях – 11147 чел. К концу XIX в. численность бухарцев значительно возросла, но основными центрами проживания по-прежнему остаются районы Тюмени, Тобольска и Тары. Бухарцы составляли значительную часть мусульманского населения региона. Для сравнения – по статистическим данным за 1868–1869 гг. общая численность татарского населения Тобольской губернии составляла 37153 чел. Таким образом, во второй половине XIX столетия бухарцы составили около четверти тюркоязычного мусульманского населения Тобольской губернии. Такие же соотношения остаются и в первой четверти ХХ в.
Таким образом, в составе тюркоязычного сибирского населения бухарцы составили особую группу.

Несмотря на наличие в составе сибирско-татарской феодальной знати значительного числа татарских беков и мурз в Западной Сибири, к дворянскому сословию, по имеющимся сведениям, можно отнести лишь род Кульмаметевых. Длительное время, с конца XVII по начало XIX вв., представители этого рода состояли головами тобольских служилых татар. Одним из первых был Авазбакей Кульмаметев, который уже со второй половины XVII в. находился на государевой службе. В 1692 г. тобольским воеводой Степаном Салтыковым юртовский служилый татарин Авазбакей Кулмаметев был назначен на должность головы тобольских служилых и захребетных татар. Род Кульмаметевых, возглавивший тобольских служилых татар, пользовался исключительной поддержкой правительства. Уже в начале XVIII в. Кульмаметевым удалось закрепить за своим родом должность головы как наследственную, а также стать «жалованными» старшинами, в функции которых входили сбор ясака, судебные разбирательства, «чинение расправы», а также защита татар от различных притеснений.

В 1784 г. татарские мурзы частично получили права российского дворянства. Сибирские мурзы Кульмаметевы также направляли прошения в Петербург о пожаловании дворянства, указывая в них на свои многочисленные заслуги. 25 апреля 1796 г. «жалованной грамотой» императрицы Екатерины II род татарских мурз Кульмаметевых был причислен к российскому дворянскому сословию.

Начиная с эпохи реформ Петра I, вся первая половина XVIII в. характеризовалась в России резким ухудшением социально-экономического положения податного населения страны, усугубленным у нерусских народов попытками их массовой христианизации, особенно жесткие формы приобретшей в Среднем Поволжье.

Эта политика, направленная на изменение этнорелигиозной идентичности мусульманских народов Волго-Уральского и Западно-Сибирского регионов, приобретала разные формы – от насильственной христианизации татар в Поволжье до уничтожения их культовых сооружений, что было характерно и для Западной Сибири, о чем свидетельствуют данные, присланные в Сенат в 1756 г.: к этому времени в Казани и Казанском уезде из 536 мечетей были сломлены 418, в Астрахани и Астраханском уезде из 40 мечетей – 29, в Тобольске, Тарске и их уездах из 133 мечетей оказались разрушенными 98.

Но, несмотря на все усилия имперских властей, по отношению к татарскому и башкирскому населению, поставленные цели не были достигнуты – изменить конфессиональную принадлежность этих народов в большинстве случаев не удалось, они остались верны вере своих предков. Зато в ответ на свою крайне не продуманную политику правящие круги России получили не только массовые восстания (татаро-башкирские восстания), но и активнейшее участие мусульманских народов в крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева 1773–1775 гг., потрясшей все основы империи. Одним из ответов татар-мусульман на попытку обратить их в христианство стала внутренняя их консолидация на основе осознания ими своих общеэтнических интересов в своеобразной «мусульманской» оболочке.

По существу, с конца XVIII в. развернулись процессы становления татар как «мусульманской» нации, у которой начала складываться своя интеллектуальная элита, приступившая к выработке адекватной времени идентичности на основе разработки богословской мысли, исторических трудов. Во главе этих процессов встали мусульманские духовные лица с 1788 г., оказавшиеся в подчинении вновь учрежденного «Оренбургского Магометанского Духовного собрания», включившего в сферу своего влияния и татарское население Западной Сибири.

Можно говорить о том, что к концу XVIII в. практически завершился период деконсолидации татарской этнической общности, начавшийся с завоевания во второй половине XVI в. татарских ханств. Новый этап истории, как для татар Волго-Уральского, так и Западно-Сибирского регионов был связан с процессами этнокультурного развития, формирования этноконфессионального самосознания на основе ислама. Он занял довольно длительный период, и зримые ее результаты стали видны лишь в начале XX в.

Источник: Дамир Исхаков, Зайтуна Тычинских. «История и культура татар Западной Сибири», Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «Артифакт», 2015. – 728 с. + 56 с. цв. вкл.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2023 (54)
Февраль 2023 (45)
Январь 2023 (21)
Декабрь 2022 (20)
Ноябрь 2022 (39)
Октябрь 2022 (4)
Календарь
«    Апрель 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.