Топ-100

Система управления и структура Сибирских татар в XVIII - начале XX вв

Опубликовал: lomsecret, 8-06-2017, 21:52, Путешествие в историю, 2 111, 0

Пореформенный период в России характеризуется быстрым развитием отечественной промышленности и дальнейшим формированием всероссийского рынка. Эти процессы не обошли и Сибирь. В налаживании и укреплении экономических связей между регионами Российского государства, в формировании всероссийского рынка ключевая роль принадлежала сети ярмарок, на долю которых в XVIII–XIX вв. приходилась основная часть торгового оборота.

В условиях натурального хозяйства наиболее рациональной формой выступала временная, периодическая торговля, осуществляемая через сеть ярмарок (для оптовых продаж) и базары (для розничной торговли). В силу обширности территории страны торговля изначально приобрела трансконтинентальный характер. Слабое развитие городов, плохое состояние путей сообщения, отсутствие железной дороги предопределили исключительно важную роль ярмарочной торговли в России. Практически в каждой губернии ежегодно открывались и проводились одна или несколько ярмарок, выполнявших роль региональных центров оптовой торговли. Помимо них в уездных городах и селениях действовало множество базаров.

В первой половине XIX в. по динамике развития товарооборота в России первое место принадлежало Ирбитской ярмарке, ставшей в середине XIX в. второй по значимости после Нижегородской. Ирбит играл роль крупного посредника в товарообмене между Европейской Россией и Сибирью. Здесь велась оживленная торговля товарами из Восточной Сибири (пушнина, чай), из Западной Сибири (сырые кожи, овчина, сало, рыба, масло), из Европейской России (мануфактура, галантерея, кожевенные, металлические изделия, сахар и пр.). В 1844 г. была учреждена Тюменская ярмарка, ставшая излюбленным местом коммерческих операций местных татар и бухарцев. В 1884 г. в Тобольской губернии насчитывалось 72 ярмарки. Самыми крупными в местах проживания татарского населения были Ирбитская, Тюменская, Тобольская, Томская, Ембаевская и др. Отличительной чертой татарского предпринимательства была мелкая торговля, которой занималась значительная часть населения. На базарах и ярмарках в гг. Тобольске, Тюмени, Таре, Омске, Ишиме и других местах татары подавали живой скот, дрова, сено, лошадиные и коровьи шкуры, мясо, сало и другие продукты животноводства, рыбу, орехи, ягоды, изделии кустарного производства (мочала, рогожи, деревянные кадушки, бочки, сани и т.д.). Важное место в торговле занимала пушнина. Часть татар занимались развозной и разносной торговлей. В основном торговля осуществлялась в пределах волости, уезда.

Сибирское село постепенно втягивалось в систему общероссийского рынка. В татарских селениях существовали бакалейные лавки и редко – мануфактурные. В 1908 г. в пяти «инородческих» волостях Тюменского уезда существовало 58 мелких торговых предприятий с общим оборотом 755700 руб. В юртах Карбанских ежегодно в августе происходила ярмарка, оборот которой доходил до 100 000 рублей. В Тобольском уезде в это же время количество торговых предприятий татар, включая разносную и развозную торговлю, составляло 164. В «инородческих» волостях Тарского уезда в 1908 г. насчитывалось 40 торговых заведений (лавок) с общим оборотом 46 900 руб. В 1850–1860-х гг. в татарских волостях Тобольской губернии существовали кожевенные предприятия с применением наемного труда, в официальных документах называвшиеся заводами. Владельцами таких «заводов» кустарного типа были купцы из сибирских татар и бухарцев.

В Таре такой завод принадлежал купцу Абдул-Фаттаху Айтикину. В течение 1852 г. на этом заводе было выделано 3000 кож на сумму 7200 руб. Весь производственный процесс осуществлялся шестью наемными рабочими из русских. Готовые изделия Айтикиными вывозились на внутренний рынок, а также за границу. В 1860-х гг. Р. Айтикин имел кожевенные заводы в Павлодаре. Тюменские жители И. Матьяров, Х. Юсупов, М. Муслимов – в юртах Матьяровских. И. Баязитов имел в Павлодаре салотопенный завод. В 1880-х гг. кустарное предприятие по изготовлению меховых рукавиц из козлиных и оленьих шкур держал Х. Тушаков в юртах Миримовских Тобольского уезда. На его предприятии работали 7 наемных рабочих. Годовой оборот предприятия составлял около 5000 руб. В 1910–1912 гг. в Миримовских и Кызылбаевских юртах вырабатывалось до 200 тыс. пар рукавиц в год.

Среди татар и бухарцев Тобольской губернии встречались и крупные торговцы, занимавшиеся как внутренней, так и заграничной торговлей. Большинство из них принадлежало к потомкам сибирских торговых бухарцев. Наиболее видными среди них были Сейдуковы (с. Ембаево, Тюменский уезд), Айтикины (г. Тара), Ченбаевы, Тушаковы (г. Тобольск) и др.

Родоначальником торговцев Сейдуковых был Карымшак Сейдуков. В молодости он служил приказчиком, но впоследствии завел собственную торговлю галантерейными товарами и скобяными изделиями с казахами. Там он скупал шкуры домашних животных, конский волос, баранье сало, шерсть, которые вывозил на Ирбитскую ярмарку. Благодаря удачной торговле, он за относительно короткое время стал одним из самых богатых купцов губернии. Сейдуков не раз ездил за товарами в Китай и многие города Средней Азии.

Он привозил из Китая кирпичный чай, пряности, а из Средней Азии – ковры, шерстяные и шелковые ткани, сушеные фрукты, которыми торговали на ярмарках в Ирбите, Нижнем Новгороде, Павлодаре, Семипалатинске, Петропавловске и других городах. Основным местом, где он обосновался Карымшак, была Тюмень. Там находились его магазин и склады товаров. В дальнейшем Сейдуковыми были открыты галантерейные магазины в Верном (Алма-Ата), Зайсане, Каркаралинске, Чугучаке. Сейдуковы были тесно связны со многими торговыми фирмами Москвы, Петербурга и других городов. Крайними пунктами торговых сношений Сейдуковых и других богатых купцов на юге были Кульджа и Яркенд, на севере и западе – Ирбит и Нижний Новгород. На Ирбитской ярмарке они закупали железные, кожевенные изделия, мануфактурные товары и отправлялись в Семипалатинск, Верный, Ташкент и другие города, где по выгодной цене сбывали товары. В летнее время они подымались по Иртышу на барках до Семипалатинска, а оттуда уже развозили свои товары в разные города на лошадях.

Известными торговцами были тарские бухарцы Айтикины, которые успешно конкурировали даже с крупными русскими торговцами. На примере торговой деятельности Айтикиных видна эволюция, которая происходила в торговой среде в зависимости от изменений исторических условий в Сибири. Первые представители Айтикиных после переселения в Сибирь и принятия российского подданства занимались меновой торговлей в казахских степях. По мере накопления и увеличения капиталов они переходили к караванной торговле. Караваны Айтикиных не раз побывали в Бухаре, Коканде, Ташкенте и других городах Средней Азии. Айтикины еще в XVIII в. вели торговлю с Китаем. Так, Нияз Айтикин по поручению генерал-губернатора Западной Сибири в 1828 г. открыл новый, более короткий караванный путь от Омска до Коканда. Во второй половине XIX в. крупные партии товаров Айтикины отправляли через порты Балтийского моря в страны Западной Европы. Они имели галантерейные, гастрономические и мануфактурные магазины в Павлодаре, Семипалатинске, Верном, Таре. Торговали традиционными китайскими товарами – чаем, столовой посудой (фарфор, фаянс), шелковыми и шерстяными тканями. В 50-е гг. XIX в. Айтикины в компании с крупными русскими купцами вели оживленную торговлю в Чугучаке, Кульдже, Кяхте. В Чугучаке в 1854 г. российские купцы организовали свои фактории. В этой торговле принимал активное участие и А. Айтикин.

В 1880-х гг. Айтикины в Таре открыли стекольный завод по производству оконного стекла и стеклянной посуды. Они на свои средства построили на Тюменской судоверфи два парохода – «Работник» и «Тара», спущенные на воду после того, как в 1887 г. было открыто для судоходства среднее течение Тобола. Это были грузопассажирские пароходы, курсировавшие по Тоболу и Иртышу по линии Тюмень-Тобольск-Павлодар. Айтикиным приходилось выполнять и государственные заказы, за что они получили от царского правительства звания «потомственных почетных граждан».

В 1875 г. в Тобольске был основан «Торговый дом Ченбаевых», во главе которого в конце XIX – начале ХХ вв. стоял тобольский татарин Ченбаев Мухаммед-Сафар (Мата). Его компаньоном был брат Худжат. Особенно широко братья Ченбаевы развернули торговую деятельность в начале ХХ в. Их магазины и торговые склады находились в Тобольске и Сургуте. Они торговали разнообразной мануфактурой, мехами, кожами, скотом. Они постоянно участвовали в Ирбитской и Макарьевской ярмарках. Через своих агентов в большом количестве заготавливали пушнину и крупными партиями вывозили ее за границу.

В конце XIX – начале ХХ вв. известными торговцами были тобольские купцы Тушаковы, тюменские купцы Муртазины, Мирсалимовы. Большинство татарских купцов занимались благотворительностью, т.к. для татар, как мусульман, благотворительность всегда имела важное духовное значение, как богоугодное дело. Важную роль она играла в развитии системы мусульманского образования, ибо в дореволюционной России татарское национальное образование не имело государственной поддержки и существовало благодаря финансовой помощи родителей учащихся (начальная школа – мектеб) и меценатов (средние и высшие учебные заведения – медресе).

Одним из первых на свои средства в 1841 г. открыл медресе торговый бухарец Абдулниязов в бухарском селе Ембаево. В 1871 г. это медресе было перестроено на средства купцов Сейдуковых. Ембаевское медресе было широко известно в Западной Сибири. Там обучались бухарцы и татары из разных районов Сибири. Мударриссы готовились в Бухаре на средства Нигматуллы Сейдукова и других богатых бухарцев.

Купцы из сибирских бухарцев Нигматулла, Рахматулла и Хабибулла Сейдуковы занимают особое место в ряду меценатов, внесших существенный вклад в развитие культуры и образования среди татарского населения Сибири во второй половине XIX –начале ХХ вв. Они на свои средства построили ряд мечетей в Тобольской губернии, содержали в течение нескольких десятилетий медресе в с. Ембаево (Манцыл) Тюменского уезда. Н. Сейдуков много времени уделял совершенствованию школьного образования и развитию культуры среди сибирских татар. По его инициативе медресе с. Ембаево одним из первых в России перешло к прогрессивному новому методу обучения (джадидизму).

Для преподавания в ембаевском медресе Сейдуков приглашал хорошо подготовленных выпускников лучших мусульманских учебных заведений Уфы, Казани, Оренбурга, Троицка и др. городов. Среди преподавателей были и выпускники Казанского и Стамбульского университетов. Преподавателями в Ембаевском и Тураевском медресе были прогрессивно настроенные люди, например, мугалиммы медресе ю. Ембаевских (в 1901 г.) бухарцы Мухаммед-Юсуф Сагитов, получивший образование в Бухаре и в Казани, Файзулла Абдуллов, выучившийся в Троицком медресе. Н. Сейдуков особое значение придавал изучению шакирдами русского языка. Он сам лично изучал русский язык, регулярно читал газеты и книги на русском языке. Он был страстным собирателем редких и ценных книг, постоянно пополнял ими библиотеку медресе, расположенную внутри двухэтажной каменной мечети.

Мечеть эта была также построена на средства Сейдукова. В библиотеке медресе насчитывалось более 2200 томов рукописных и печатных книг. Среди рукописей встречались старинные, уникальные издания, исторические памятники. Многие редкие книги были выписаны Сейдуковым из Бухары и Туркестана, а также привезены им из разных городов арабских стран во время его поездки в хадж в 1880 г. Шакирдам своего медресе, перешедшим на последний курс (7-й год обучения) Сейдуков выдавал в порядке поощрения по 10 руб. Наиболее способных выпускников медресе он посылал учиться в Мекку, Бухару, Египет, Стамбул и Казань. Многие шакирды на средства Сайдукова обучались в медресе Кашгара, Троицка, Стерлетамака и других городов. На средства же Сейдукова в Ембаево было построено и женское медресе.

Встречались и другие меценаты из сибирских бухарцев, поддерживавшие исламское образование и учебные заведения. Это были тарские купцы Айтикины, семипалатинские и тюменские купцы Мирсалимовы. Одним из известных тобольских купцов и меценатов был Айтмухаметов Тухтасын-хаджи Сафаралеевич (1845–1915). Он родился в д. Нижние Аремзяны Тобольского уезда, жил в г. Тобольске, занимался торговлей, являясь купцом 2-й гильдии мануфактурных товаров и пушнины. На рубеже XIX–XX вв. в Тобольске на свои средства построил на месте деревянной каменную мечеть из красного кирпича.

По настоянию Т. Айтмухаметова деревянное здание старой мечети было использовано под постройку здания медресе при мечети. Им также построена деревянная мечеть в д. Нижние Аремзяны. В 1913 г. бухарец Т. Айтмухаметов участвовал в праздновании 300-летнего юбилея Дома Романовых в составе делегации от Тобольской губернии как почетный гость от мусульманского населения.

Тухтасын-хаджи был одним из учредителей Тобольского магометанского общества, пользовался известностью и авторитетом среди жителей г. Тобольска и татарского населения Тобольской губернии, был ревнителем просвещения среди мусульманского населения, гласным Думы, членом учетного комитета в Государственном банке, казначеем общества мусульман-прогрессистов. Большой вклад в распространение просвещения среди татар Тобольского округа внес зять Т. Айтмухаметова – Халил-ишан (1864–1931). Он родился в ю. Турбинских в 1864 г., получив образование в Троицком медресе у известного Зайнуллы-ишана, возвратился в родную деревню, где начал религиозную и просветительскую деятельность. Он открыл в ю. Турбинских на свои средства медресе. Здесь учились шакирды из городов Тобольска, Тюмени, Тары и др. Число учащихся достигало 300 чел. Он построил водяную мельницу, обучил специалистов кожевенному делу и шитью сапог, организовал мастерскую. В медресе, кроме религиозных предметов, преподавался русский язык и другие светские предметы.

Богатые предприниматели были заинтересованы в подготовке специалистов и фактически полностью взяли на себя функцию обеспечения реформированных (джадидских) медресе. Прогрессивные устремления бухарского и татарского купечества поддержать новометодные учебные заведения, были связаны, прежде всего, с их экономическими интересами. Тюрко-мусульманскому сообществу требовалась современная система образования, которая, наряду с богословием, учила бы практическим предметам: бухгалтерии, географии, русскому и иностранным языкам. Татарские общественные деятели были заняты вопросом конкурентоспособности народа, прежде всего, в экономическом плане.

Российские законы и языковой барьер были препятствием на этом пути. В России православным отдавалось предпочтение. В то же время были определенные преимущества в торговле с Востоком, где тюркский язык и ислам содействовали успешной коммерции, особенно до присоединения Туркестана к Российской империи. В связи с этим началась переоценка некоторых понятий ислама. Разрабатывались собственные учебники, готовились преподаватели, понимающие особенности российской среды, создавалась система вакуфов (фондов) для финансирования медресе.

Новая система образования дала толчок развитию культуры и экономики, а впоследствии повлияла и на политическую жизнь татар, что выразилось в создании российской мусульманской партии и депутатской фракции в Государственной Думе.

Источник: «История и культура татар Западной Сибири», Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «Артифакт», 2015. – 728 с. + 56 с. цв. вкл.
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.