Топ-100

Становление казначейской системы в Тобольской губернии

Опубликовал: zampolit, 26-04-2017, 16:03, Путешествие в историю, 1 254, 0

В 1719 г. губернии были разделены на провинции, во главе которых были поставлены воеводы с такими же правами и обязанностями по отношению к провинциям, какие имели губернаторы по отношению к губерниям. Сибирская губерния включала пять провинций: Тобольскую, Енисейскую, Иркутскую, Вятскую и Соликамскую. Губерния, как и провинция, состояла из городов, города — из дистриктов — из слобод, слободы — из деревень. Города были пяти классов. Непосредственное наблюдение за сбором доходов в каждой губернии имел земский камерир (надзиратель сборов), назначавшийся камер-коллегией. Хотя он и был под контролем губернатора, «... но считался знатнейшим камерным служителем в губернии».

Земскому камериру были подчинены земские комиссары. Замеченные в финансовом управлении недостатки земский камерир исправлял сам или сообщал о них губернатору. Земский камерир выполнял свои обязанности через земскую контору, которая находилась в главном губернском городе, при губернской канцелярии. Камерир должен был находиться в конторе все дни недели, за исключением воскресных и праздничных дней, по 6 часов ежедневно; за каждый пропущенный день с камерира взыскивался штраф в размере двух рублей.

Должность земских комиссаров была установлена 28 января 1715 года, по одному земскому комиссару в каждый уезд «для управления всяких сборов и земских дел». Главной обязанностью земского комиссара был сбор доходов в его уезде. В помощь земскому комиссару назначались земский писарь, несколько подчиненных нижних комиссаров, мостовой надзиратель.

Для приема, хранения, выдачи казенных сумм учреждены были рентереи, которыми заведовали ренмейстеры, или казначеи. Губернские и провинциальные рентмейстеры назначались штатс-контор-коллегией. Они подчинялись губернаторам или воеводам и земским камерирам, законные требования которых они обязаны были исполнять, а о незаконных доносить земскому фискалу и штатс-контор-коллегии. Право суда над рентмейстерами имел один Сенат — высшее правительственное учреждение. Обязанности рентмейстера заключались в приеме, хранении и выдаче сумм, которые поступали в «земскую казенную» (рентерею) от земских комиссаров, откупщиков государственных доходов и других лиц.

Он следил по данным ему земским камерирам книгам за сроками, назначенными для взноса денег упомянутыми лицами, и если деньги вносились неисправно, то рентмейстер сообщал об этом земскому камериру, а в наиболее важных случаях губернатору. Рентерея и рентмейстер находились в том самом городе и даже доме, где была земская контора надзирателя сборов, чтобы этот последний всегда мог контролировать действия рентмейстера.
Становление казначейской системы в Тобольской губернии

Рентмейстерская и земская конторы были открыты в Тобольске в 1722 г., и если в России все рентмейстерские конторы (за исключением Выборгской) просуществовали до 1726 года, Тобольская рентерея была упразднена в 1763 г. одновременно с Сибирским приказом.

В то же самое время продолжалась централизация управления в финансовой сфере, что выразилось в расширении и развитии экспедиции государственных доходов. Малоизвестно, что самое непосредственное участие в подготовке соответствующих документов принимал знаменитый русский поэт и государственный деятель, сенатор Гаврила Романович Державин.

В 1775 году одновременно с учреждением Казенных палат были учреждены должности уездного казначея для каждого уезда или округа губернии. Уездный казначей определялся государственным казначеем на три года по представлению Казенной палаты.

«Уездный Казначей заведывал приемом и хранением всех казенных доходов своего уезда. Он принимал деньги от плательщиков немедленно, по очереди, и выдавал им квитанцию в получении.

Для хранения денежной казны существовали определенные правила. Деньги хранились в каменных кладовых, безопасных от кражи и огня; при каждой кладовой содержалась дневная кладовая записка, в которой обозначалось, когда и сколько денег положено или вынуто, и кто в кладовую входил; денежная казна свидетельствовалась в кладовых ежемесячно, о чем каждый раз рапортовалось Казенной Палате; Губернатор же мог всегда сам или через уполномоченных свидетельствовать казну уездного казначея.

Уездный казначей был обязан посылать в Казенную палату следующие ведомости о своем уезде: 1) все ли казенные доходы собраны, или 2) отчего доход не собран, 3) куда доходы употреблены, 4) есть ли за штатным расходом остаток, 3) где те остатки, 6) все ли денежные суммы налицо и в той ли монете, в какой они поступили в приход».

Кроме Казенной палаты, уездный казначей подчинялся также государственному казначею, губернскому казначею, губернатору и губернскому правлению.

В связи с тем, что «учреждения» 1775 года вводились в Сибири позже, чем в центральных районах страны, Тобольская казенная палата учреждена в 1782 г. Входила в состав частного губернского правления. Ведала казенными землями, оброчными статьями и лесами губернии, казенными фабриками и заводами, соляными промыслами, казенными подрядами и заготовками, окладными и неокладными сборами (денежными, натуральными, подушными, оброчными, земскими, ясачными, рекрутскими и проч.), винной и соляной монополией, контролировала расходование денежных сумм губернским казначейством, осуществляла перепись населения.

В 1782 году дано было наставление уездным казначеям: «как и какою методою ... единообразно отправлять им возложенную на них должность».

Очевидно, что столь частые реорганизации вряд ли достигали цели, ради которой были задуманы. Размышляя о результативности перемен в устройстве государственных служб, известный историк Сибири П.А. Словцов сделал следующий вывод: «... обращаясь к первой коренной мысли, что будто бы они (перемены — прим, авт.) решены для уменьшения государственных расходов, когда во всех сибирских казначействах едва ли от того сбережено 5000 р., история страны убеждает в одной истине, что при частой перемене выдумываемых распоряжении умы жителей становятся равнодушными к нововведениям».

Именно благодаря рутинной работе — сбору медяков за различные подати, ясачных платежей в виде мягкой рухляди с последующими заботами о ее сохранности, скрупулезному учету собранного создавалась финансовая мощь государства Российского. Если взять аналогию с человеческим организмом, то уездные казначейства выполняли функции кровеносной системы государства.

Руководитель Федерального казначейства Т.Г. Нестеренко отмечает, что «одним из самых примечательных изменений в организации управления централизованными финансовыми органами стал вывод казначейских экспедиций Сената из ведения генерал-прокурора и подчинения их государственному казначею». Должность государственного казначея — первая высшая самостоятельная должность в сфере управления финансами была введена 4 декабря 1796 г.

Окончательно централизованная система управления финансами сложилась после перехода от коллегиального руководства к министерскому. В 1802 году важнейшим преобразованием императора Александра I стало учреждение министерств, в том числе Министерства финансов.

Территориальными органами Министерства финансов на губернском уровне стали Казенные палаты, на уездном — казначейства. Казенные палаты раскладывали на население налоги, вели учет поступления налогов и расходов. Казначейства принимали и хранили средства, поступающие в казну в виде налогов, выдавали денежные средства на финансирование мероприятий, осуществляемых на местах. С 1817 года они ведали казенными магазинами, торговавшими алкогольной продукцией, контролировали винокуренные заводы.

В свою очередь за деятельностью Казенных палат и казначейств наблюдали губернаторы.

В 1802 г. первым министром финансов был назначен граф Алексей Иванович Васильев, с 1796 г. по 1800 г. занимавший должность государственного казначея. Более совершенное воплощение финансовая система получила с 1811 г. По предложению М.М. Сперанского управление финансами было распределено между тремя ведомствами — Министерством финансов, Государственным казначейством и Государственным контролем.

2 февраля 1821 года указом императора Александра I образован департамент Государственного казначейства Министерства финансов. Согласно закону, департаменту подчинялись губернские, областные, окружные казначейства и «вообще Казенные палаты по делам до приходов и расходов казначейств относящиеся». Министерство финансов во время этой реорганизации возглавлял граф Дмитрий Александрович Гурьев. С этого времени в Российской империи окончательно сложилась структура управления казначейскими органами.

Главными функциями департамента Государственного казначейства были следующие:
«1. Осуществление движения казенных сумм по приходам и расходам всех казначейств.
2. Главное счетоводство этих приходов и расходов.
3. Заведывание монетной и пробирной частями.
4. Предварительная проверка финансовых смет всех министерств и главных управлений.
3. Составление росписи доходов и расходов.
6. Дела по рассмотрению составляемых Министерством и главными управлениями проектов положений, уставов и других законоположений, следствием введениям в действие которых могли стать новые казенные расходы».

Производивший в 1819 г. ревизию Тобольской казенной палаты М.М. Сперанский сделал следующее заключение: «При обозрении Казенных палат или так называемых экспедиций не найдено во внутреннем их производстве никаких важных упущений, кроме медленности в канцелярском исполнении от недостатка исполнителей. Число нерешенных дел, от одного года к другому остающихся, хотя и значительно, но легко изъясняется отдаленностью и многосложностью сношений.

Число недоимок, зависящих от действия местного начальства, вообще умеренно, а в сравнении с другими губерниями успех во взыскании их можно назвать даже отличным».

По мере утраты значения мягкой рухляди в платежах в казне начали преобладать денежные поступления. В первой половине XIX века такое положение можно считать свершившимся фактом.

Летом 1838 года «денежная казна» в Тарском казначействе составила 33159 руб. 3 1/2 коп.; в Тюкалинском — 80689 руб. 39 коп.; Ишимском — 77402 руб. 33 коп.; Курганском — 153929 руб. 98 3/4 коп.; Ялуторовском — 139983 руб. 9 коп.; в Тюменском — 165575 руб. 38 коп.

В то время освидетельствование казначейств проводил лично губернатор Повало-Швейковский.

Хотя историки и отмечают, что он не проявлял большого рвения в служебных делах, его отношение к порядку в казначействах иначе как ревностным не назовешь. Обревизовав в течение двух месяцев — июня и июля 1838 года — состояние Тарского, Тюкалинского, Ишимского, Курганского, Ялуторовского и Тюменского казначейств, он обратил внимание, что «... в Тюкалинском казначействе сундук денежной найден без печати казначея; в казначействе не вывешено таблицы о количестве податей и прочего и не прибито к дверям выписки из правил о квитанциях; в статьях приходного журнала замечены почистки, поправки и приписки».

В Тарском казначействе от его внимания не ускользнуло, что «... ассигнации не были складены: а) по достоинству и б) по пачкам; гербовые бумаги 30-копеечного клейма до 2000 листов найдены в кладовой лежащею на мешках медной монеты в нескольких пачках в плохих бумажных обертках; по журналу приходов во всех почти статьях не означено, какою монетою поступают в казначейство деньги; на стене в оном не вывешено таблицы о количестве податей и повинностей, платимых разными состояниями народа, о сроках платежа и пени и о податном курсе на звонкую монету, и на дверях не прибито вывески из правил для квитанций, изданных в 1824 году; строение кладовой деревянное, старое и находится весьма близко от обывательских зданий и потому не может считаться безопасным от огня».

В Тюменском казначействе его возмутило, что мешки с медною монетою от долгого лежания на земляном полу почти сгнили.

В 1840 году председатель Тобольской казенной палаты барон Врангель в порядке контроля по устранению недостатков предыдущей ревизии все казначейства нашел в удовлетворительном состоянии. Несмотря на разбросанность по большой территории и бездорожье, ревизии казначейств проводились регулярно и большей частью находили все «в исправности».

Столь пристальное внимание к деятельности казначейств, в том числе и со стороны высшей губернской власти, давало свой положительный результат, и постепенно, шаг за шагом, казначейская система губернии превращалась в слаженно работающий механизм.

Рассказ о деятельности казначейств будет неполным, если не упомянуть об их участии в вопросах регулирования денежного обращения. При отсутствии развитой системы безналичных расчетов естественным образом на первый план в заботах казначейств о денежном обращении выступали вопросы транспортировки и хранения денег.

Уездные казначеи обязаны были заботиться не только о правильном подсчете требуемого для данной местности количества денежных знаков и обеспечении их безопасного хранения, но и сопутствующих этому мероприятиях — упаковке и транспортировке.
В Тобольск начала XVIII века стекалось не только много пушнины, но и денежных знаков, в том числе иностранных. Известный исследователь П.А. Словцов отмечал такой факт, «... что в Сибири, и особенно в Тобольске, много серебра и золота, которых, однако ж, не везут в Россию по известному, конечно, опасению, чтобы в Верхотурье не расстаться с металлами за пошлины с придачею казенных товаров». Дело в том, что в то время ценность золота против серебра определялась произвольно в соотношении в 6 1/12, тогда как в Европе это соотношение составляло от 13 1/2 до 14.
Транспортировка денег, в первую очередь медной монеты, требовала целого комплекса мероприятий. Нужно было обеспечить тарой для перевозки. В качестве упаковки выступали специальные деревянные бочонки, рассчитанные на 200—300 медных монет весом 13 пудов 20 фунтов. Уникальный документ удалось обнаружить в Тюменском архиве:

«Октября 2 1834 г. Ишимскому окружному казначейству.
По рапорту ишимского окружного начальника от 18 сентября за № 788, исправляющему должность председателя Казенной палаты, поручику от денежного казначейства предписать оному окружному казначейству, дабы к удостоверению купцов Епанчакова и Постникова, взяв прежнего приготовления бочонок, в коих хранится сибирского чекана монета, при виде их положить в него на низ рядом три мешка, которые займут места в бочонке каждый не более 3-х вершков в вышину; наверх их такое же количество, что составит уложенных 130 рублей. Остальные 130 рублей по два мешка составят три ряда, а всех рядов будет пять, которые в вышину уложатся в пятнадцать вершков. Следовательно, останется в бочонке пустоты еще на пять вершков; буде же по узкости дна не уложится в бочонок по три рядами мешка, то судя по вышине бочонка, долженствующего быть в один аршин с четвертью, допустить можно укладку с самого низу по два мешка в ряд, кои займут в вышину только 18-ть вершков.

Предписание о помещении в каждый бочонок трехсот рублей сделать на тот конец, дабы два бочонка в 600 рублей составили самую умеренную тяжесть для одного вида, от 250 рублей. Двух бочонков на вид недостаточно, а трех много. По произведенному же таким образом личному опыту не нужно будет добавлять платы к нарушению условия за возвышение бочонка и прибавку веревки, о коих присяжные и сторожа по объявлении им сего, как и купоривания, много раз к месту скажут, что всегда на увязку бочонка представлялось подрядчиками два конца веревки, в Тюмени и на Зрешенках покупаемой. Если бы господа чиновники сделали опыт по местному дознанию, то не затруднились бы писать представление к ущербу казны, надбавки на цены относящегося, и не было медленности в приготовлении укупорки, за чем особенно должен то блюсти окружной казначей, как прежде, так и ныне. (Подпись:) Губернский казначей Иван Петров».
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (40)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.