Топ-100

Казначейства Тобольской губернии в годы Гражданской войны

Опубликовал: zampolit, 23-04-2017, 18:31, Путешествие в историю, 1 081, 0

Причины такого положения очевидны: растущие военные расходы, пособия эвакуированным, разрыв хозяйственных связей, снижение производства, денежный голод, нарушение налоговой дисциплины, и как следствие — снижение поступлений в бюджет.

Колчаковское правительство, кроме борьбы с большевиками, имело еще одну большую заботу — где взять деньги? Финансовая хроника того времени передает эту постоянную озабоченность об увеличении доходной статьи достаточно хорошо: «...На днях, по предложению Верховного правителя тарифным советом при Министерстве финансов был рассмотрен вопрос об установлении, по ходатайству командующего Сибирской Армией генерала Гайда, особых исключительных тарифов на перевозку пассажиров всех трех классов в поездах №№ 1—4 на участках Омск — Екатеринбург и Омск — Пермь, через Тюмень и Кунгур. Тарифный совет, рассмотрев этот вопрос, нашел возможным увеличить эти тарифы против действовавших до 1 апреля сего года на 100% и ввести их в действие с 1 мая как исключительные тарифы.

...Верховным правителем утвержден принятый Советом Министров 9 апреля текущего года закон об увеличении ставок патентного сбора с водочных заводов и заведений с продажею крепких напитков — в размере от 5 до 10 раз. Выданные до настоящего времени патенты на 1919 год и выдаваемые вновь на сей год подлежат дополнительной оплате, пропорционально времени опубликования сего закона.

...По представлению министра финансов Совет Министров постановил распространить действие закона Временного Сибирского правительства об установлении в Сибири государственной карточной монополии».

Что касается карточной монополии, то до революции только казначейства имели право продавать игральные карты.

Несмотря на вновь изобретаемые платежи в бюджет, денег все равно не хватало.

Констатация того факта, что «...сумма на текущем счете департамента Государственного казначейства составляется из поступающих в кассы государственных доходов и по операции по выпуску 5% обязательств Государственного казначейства. За счет этого счета производятся все расходы по Государственному казначейству», раскрывает, что основным источником доходов казны стал печатный станок.

Относительная стабилизация денежного обращения начала наблюдаться в первой половине 1919 г., когда благодаря мерам колчаковского правительства из оборота стали изыматься денежные суррогаты, в первую очередь «керенки», и стали вводиться в оборот единые для всей Сибири денежные знаки.

В связи с изъятием «керенок» случались и забавные вещи. Министерство внутренних дел в начале мая 1919 г. обратило внимание на то, что крестьяне некоторых уездов Тобольской губернии уплачивают уже земские сборы за вторую половину 1919 года, стремясь таким образом избавиться от «керенок».

Весна 1919 года серьезно осложняла выполнение закона от 16 апреля 1919 г. об изъятии из обращения казначейских знаков достоинством 20 и 40 рублей — «керенок». Невыполнимым закон делали весенняя распутица и, самое главное, невозможность «оповещения кочующих в отдаленных районах обоих уездов инородцев, прибывающих на сборные пункты для уплаты ясаков в конце года – в декабре месяце».

Между тем на руках у кочевников имелись большие сбережения в том числе и в «керенках». Дальнейшую судьбу этих сбережений легко себе представить. Предположительно, одним из последних денежных знаков стал казначейский знак достоинством в 50 коп., выпущенный в обращение в июне 1919 года – незадолго до падения власти Колчака.

Колчаковское правительство совершенно справедливо рассматривало денежное обращение и как средство политической борьбы. Не случайно после решения Сибирского правительства об изъятия из обращения «керенок» среди населения Сибири стали распространяться слухи о большом количестве поддельных обязательств Государственного казначейства, более того, стали появляться списки с номерами якобы поддельных обязательств.

Государственный банк сделал по этому поводу заявление, что все это злостная провокация, а казначейские работники проводили среди населения активную разъяснительную работу. Всего же при Колчаке в целях ликвидации денежного кризиса были выпущены казначейские знаки достоинством в 1,5 и 10 рублей и краткосрочные обязательства Государственного казначейства купюрами в 5000, 1000, 500, 250, 100, 50 и 25 рублей.

При Сибирском Временном правительстве Колчака решался вопрос о расширении системы казначейства. Так, рассматривалась необходимость открытия казначейства в Обдорске (г. Салехард).

В своем обосновании о необходимости открытия казначейства в Обдорске податный инспектор Березово-Сургутского участка дал обстоятельную характеристику хозяйственной жизни Севера губернии. Податного инспектора поддержала Обдорская земельная управа:

«Здешний Низовой край только что начинает развиваться в экономическом отношении и ему принадлежит будущее. В последнее пятилетие непомерный рост денежных оборотов в связи с промышленным кризисом отразился и здесь. До 1914—1915 гг. все торговые обороты края достигали полтора —два миллиона рублей, тогда как теперь, например, за 1919 год весь оборотный бюджет только Обдорского края ожидается свыше 15 миллионов. В зависимости от этого требуется во много раз больше денежных знаков, чем требовалось раньше. Недостаток денежных знаков ощущался и раньше и много вредил правильному развитию торгово- промышленной жизни, теперь же это особенно заметно. Ввиду этого Обдорская земская управа вновь возбуждает ходатайство о том, чтобы в Обдорске было открыто отделение казначейства, мотивируя свое ходатайство следующими соображениями:
1) ближайшее казначейство отстоит от Обдорска на 500 верст (Березовское). Ввиду этого приходится крупные суммы денег очень многим торгово-промышленным лицам провозить при себе, что сопряжено со многими неудобствами и большим риском.
2) Все торгово-промышленные предприятия края, — а их насчитывается до 200 — парализованы в своей деятельности отсутствием казначейства, потому что в нужное время нет возможности достать денежные знаки. Это происходит потому, что самый разгар деятельности в применении капитала есть весна и осень. Осенью приобретается пушнина, а весной каждый старается запасти денежных знаков на промысла для закупки рыбы и для расчета рабочих на 5 месяцев. Между тем как раз, как во время весны, так и во время осени двухмесячные распутицы прекращают сообщение с Березовом и Тобольском, и на почте лежат переводы на сотни тысяч рублей без всякого движения, так что торговая жизнь края почти совсем замирает. Привезти с собой из Тобольска большую сумму денег может только крупный предприниматель, поэтому вся средняя промышленность находится в зависимости от количества обращающихся денежных знаков.
3) Хотя в Обдорске с прошлого года и открыта почтово-телеграфная контора, через которую и можно делать денежные переводы из крупных центров, но эта контора, к сожалению, имеет в своем распоряжении слишком незначительные суммы до 15—20 тысяч рублей для выплаты денег, тогда как переводы достигают сотен и более, и нередко приходится ждать выплаты по таким переводам до 2-х месяцев. Как же может при таких условиях налаживаться развитие края в промышленном и торговом отношении.

У большинства кочевников-зырян, имеющих тысячные стада оленей, в последнее время особенно стали скапливаться от продажи рыбы и пушнины большие суммы денег, которые они возят с собою по тундре и нередко даже теряют при своих постоянных переездах, потому что нет вблизи казначейства. Если бы оно было, то несомненно, что эти сбережения стали бы вкладываться в сберегательную кассу. Дело в том, что хотя при Обдорской конторе и есть сберегательная касса, но условия выдачи денег для здешнего населения совершенно не применимы, потому что контора может выдать не более 300 рублей в сутки, и чтобы получить большую сумму денег, пришлось бы ждать месяцами, что для кочевника невозможно в силу его образа жизни.

Вот те главные положения, наличность которых требует для развития края вообще в экономическом отношении, а в частности и в культурном, открытии на Севере Тобольской губернии казначейства или хотя бы отделения его. Для таких местностей, как Хэ, Ныда, лежащих ниже Обдорска по течению Оби, отсутствие казначейства в Обдорске является непреодолимым тормозом и совершенно закрывает путь эволюции в утилизации производительных сил края и его природных богатств.

Ввиду изложенного, управа просит обратить серьезное внимание на возбуждаемый вопрос и разрешить его в самом ближайшем будущем в положительном смысле».

Департамент Государственного казначейства в Омске дал согласие на открытие казначейства в Обдорске, но окончательное установление Советской власти в августе 1919 года поставило заключительную точку в богатой истории казначейской системы края.
После Октябрьской революции 1917 года большевики отвергли весь более чем столетний опыт работы Министерства финансов России. В октябре 1917 года был создан Наркомат финансов республики.

Старые чиновники Министерства финансов, служащие банков и казначейств увольнялись с выплатой им единовременного месячного оклада. Последние упоминания о казначействах относятся к осени 1918 года. В 1921 году был принят целый пакет декретов по финансовому делу. Они были опубликованы в газете «Известия» за подписями Ленина и Бонч-Бруевича. Губернским Советам предоставлялось право устанавливать для лиц, принадлежащих к буржуазному классу, единовременные «чрезвычайные революционные налоги».
Были расформированы казначейства, их функции теперь выполняли новые финансовые органы.

В период с 1918 по 1922 год был принят ряд законодательных актов о государственном (федеральном) и местных бюджетах. Они определили самостоятельность последних, закрепили за ними некоторые виды доходов и установили систему процентных отчислений от государственных прямых налогов в распоряжение губернских исполкомов.

На местах развернули работу финансовые отделы исполкомов местных Советов. 31 октября 1918 года СНК утвердил положение об организации финансовых отделов губернских и уездных исполкомов, положив тем самым начало окончательному растворению старых финансовых органов на местах в общем советском аппарате. Казенные палаты, а также существовавшие тогда органы местных самоуправлений упразднялись.

Кассовые функции казначейств, согласно постановлению о слиянии казначейства с учреждениями Народного банка, отошли к местным отделениям Народного банка. Заведование финансовым делом принадлежало отныне губернским финотделам.

В соответствии с новыми правилами, «все налоговые, сметные, кассовые и финансовые дела» возлагались на губернский исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Штат финансового отдела при губисполкоме состоял из заведующего, его заместителя и коллегии финоргана. Губфинотдел формировался из подотделов: сметно-кассового, прямых налогов и пошлин, косвенных налогов, секретариата. Финотдел уездного исполнительного комитета включал два подотдела — сметно-кассовый и налоговый. Губфинотделы работали под непосредственным руководством своих исполкомов, а в ведомственном плане были подчинены Наркомфину РСФСР.

Своеобразным напоминанием о существовавшей в дореволюционной России казначейской системе были государственные казначейские билеты СССР достоинством 1, 3 и 5 рублей, которые имели хождение до 90-х годов XX столетия.
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (28)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.