На поезде от Оловянной до Борзи
Опубликовал: zampolit, 30-01-2013, 11:34, Железнодорожная история, 13 616, 4
Река Онон у Оловянной
Длина участка 99,3 километра. Временное движение поездов начато 5 июля 1901 года, а регулярное пассажирское и грузовое движение открыто 1 июля 1903 года. 4 декабря 2012 года участок был полностью электрифицирован, по этому поводу Борзю посетили высокие гости.
Два железнодорожных моста на 6444 километре. До станции Ясногорск река извивается с правой стороны по ходу поезда.
Харанорская ГРЭС
Железнодорожный мост через Онон начали строить в 1897 году, рабочие жили в землянках и палатках. Пиломатериалы, кирпич, конструкции моста, рельсы и другие необходимые грузы для строительства завозились через Суэцкий канал, морями вокруг континента, затем по Амуру и Шилке.
Взорванный железнодорожный мост через Онон
В годы Гражданской войны железнодорожный мост был взорван Красной армией при отступлении, а затем и отступающей Белой Армией. Впоследствии восстановленный, мост уже не имел прежних кружевных металлических форм и прежнего великолепного архитектурного решения.
Станция Ясногорск – Забайкальский (разъезд № 73)
6455 километр, вокзал с северной стороны, Поселок при станции – Ясногорск, возник в середине 1970-х годов в связи со строительством Харанорской ГРЭС, около железнодорожного разъезда № 73, статус поселка городского типа получил в 1981 году. Население около 10 тысяч человек.
Расположен на правом берегу реки Турга, рядом ее впадения в Онон. В поселке средняя школа, 2 детских сада, филиал Калангуйского ПТУ, культурно-досуговый центр, районная больница, дом-интернат, почта, церковь, рынок, магазины.
6464 километр, вокзал с северной стороны. Расположена в долине реки Турги. Основан в 1904 г. во время русско – японской войны.
Вид на бывший госпиталь в военном городке
С 1929 года в Ясной формировались эскадроны 15-й и 22 –ой кавалерийских дивизий.
В 1939 году дислоцировались 22-й гвардейский ночной бомбардировочный Красноярский ордена Суворова авиаполк, 33-я химическая танковая бригада и 13-й отдельный минометный батальон.
Погрузка танков на станции Ясная
В довоенное время на полигоне между 74-м и 75-м разъездом (Ясной и Ясногорском) проводились испытания химического оружия. С декабря 1960 по 1991 год в Ясной стояла 47 ракетная дивизия (с 4 октября 1991 года снята с боевого дежурства и расформирована), с 1992 по 2009 год 131 гвардейская Лозовская Краснознаменная мотострелковая дивизия. В настоящее время воинских частей нет.
Бырка. 6480 километр, вокзал с северной стороны, рядом со станцией расположены армейские склады. Поселение возникло с связи со строительством ветки Карымская – Маньчжурия.
Мирная. Станция построена в 1901 году, вокзал находится с южной стороны. 6487 километр. Ранее поселок процветал как военный городок. В разное время здесь были расквартированы:
- 63 Слонимско -Померанский Краснознаменный орденов Суворова и Кутузова 2 степени мотострелковый полк;
-25 гвардейский Нежинский ордена Б. Хмельницкого 2 степени мотострелковый полк;
- 930 гвардейский Келецкий самоходный артиллерийский полк, 11 мотострелковой дивизии.
- 90 гвардейский Митавский танковый полк;
-268 гвардейский Ельнинский Краснознаменный танковый полк;
- 272 гвардейский Смоленский Краснознаменный ордена Суворова 2 степени мотострелковый полк;
- 873 Минский ордена А. Невского самоходный артиллерийский полк 2 танковой дивизии.
После вывода воинских частей от гарнизона остались руины.
Безречная. 6496 километр, вокзал с южной стороны.
Еще один брошенный военный городок. В годы войны на станции Безречная располагалось 7 госпиталей. По примерным подсчетам на кладбище станции Безречная захоронено около 3,5 тысяч бойцов и офицеров. На сегодняшний день установлено 511 имен тех, чьи останки и по сей день покоятся в братских могилах. Местные жители помнят, что здесь располагались:
- части 122 гвардейской Волгоградско-Киевской ордена Ленина Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова мотострелковой дивизии, до середины 1967 года;
- 11 гвардейская Нежинско - Кузбасская ордена Суворова 2 степени мотострелковая дивизия с 1968 по сентябрь 1992 года;
- 205 отдельная вертолетная эскадрилья с 1976 по 1989 г., в 1985 была в Афганистане, выведена в 1988 в Хадабулак;
- 22 Краснознамённый Халхингольский истребительный авиационный полк 50 отдельного гвардейского корпуса ПВО;
- отдельный реактивный артиллерийский полк;
- 257 автомобильный ремонтный завод, прибыл в 1980 году из Киева;
- 2 гвардейская Тацинская Краснознаменная ордена Суворова танковая дивизия - с 1990 - 2005 годы.
Хада – Булак, военный городок вертолетного полка
6510 километр, вокзал с южной стороны. Небольшая станция, где в 1939 году была расквартирована 22 –я кавалерийская дивизия.
Хадабулакский психоневрологический дом-интернат
Шахтерская (разъезд № 78)
6518 километр, южная сторона. Станция в пределах поселка Шерловая гора. Обслуживает Харанорский угольный разрез. Она стала главной погрузочной станцией Забайкальской железной дороги, отсюда уходило к потребителям 420- 450 вагонов угля ежесуточно.
Шерловая (разъезд № 79)
6525 километр, небольшой вокзал с южной стороны, с этой стороны и большое озеро Харанор. Поселок, образовавшийся при станции, разделен железной дорогой на две части (западную и восточную). Западная часть представляла собой военный городок.
Разрушенный военный городок
На сегодняшний день территория и жилой фонд военного городка, в связи с выводом воинских частей, заброшена. Восточная часть застроена малоэтажными жилыми домами усадебного типа, имеет линейную структуру, сформирована вдоль основной ул. Линейная и железной дороги «Карымская – Забайкальск».
В состав городского поселения «Шерловогорское» входят четыре участка жилой застройки – центральный поселок Шерловая Гора, Шерловая 1 (Харанор), Вершина и поселок железнодорожной станции Шерловая. Расстояние от центрального поселка до железнодорожной станции составляет 6,8 км. Городское поселение «Шерловогорское» входит в состав районной системы расселения муниципального района «Борзинский район» и тяготеет к ее центру - городу Борзя, с которым поддерживает административные, трудовые и культурно-бытовые связи. Расстояние до г. Борзя по автомобильной дороге составляет 20 км, от ст. Шерловая до Борзи по железной дороге – 17 км; до ближайшего большого города, краевого центра г. Читы по автомобильной дороге – 353 км, по железной дороге от станции Шерловая - 326 км.Зун- Торей. Вокзал с северной стороны, 6536 километр Трансиба.
Борзя
6542 километр Трансиба, вокзал с северной стороны, районный центр, крупная железнодорожная станция.