Раскольники на тюменской земле

Опубликовал: lomsecret, 16-03-2015, 21:28, Путешествие в историю, 2 119, 0
Раскольники на тюменской земле

Весь XVIII век в Сибирь продолжалось переселение людей разных сословий, в основном крестьян. Среди переселенцев были люди разных вероисповеданий, в том числе и христиане называвшиеся староверами (раскольниками, двоеданами, кержаками, старообрядцами). Это все были одни и те же сторонники древней веры, не принявшие церковной реформы московского патриарха Никона в 1653-1660 годах. Тогда от русской православной церкви отделились так называемые старообрядцы. Они выступали против пышности церковных обрядов, считали, что наносить крестное знамение (креститься во время молитвы) надо двумя пальцами (перстами), а не тремя. Их еще называли раскольниками.

Против реформ Никона выступила значительная часть московского и периферийного духовенства, возглавил их протопоп Аввакум Петров (1620-1682). Энергичного проповедника сослали в Тобольск, а потом в Восточную Сибирь (Джунгарию). В 1653 году он проехал с семьей через Тюмень в Тобольск, а в 1663 году возвратился обратно в Москву. После 15-летнего заключения в земляной тюрьме в Пустозерске Аввакум был заживо сожжен 14 апреля 1682 года.

Против раскольников были предприняты крутые меры, репрессии на уровнях жизни. Тогда они двинулись в самые отдаленные глухие места Российской империи, в том числе и в Сибирь. Здесь возникла разветвленная сеть раскольнических скитов, пустыней. Тюмень не осталась в стороне: в самом городе многие люди разных сословий – от рядовых мещан до именитых купцов – были старообрядцами, немало крестьян и казаков в окрестных деревнях также исповедовали старую веру. Императора Петра I старообрядцы считали антихристом, отказывались от исполнения его указов. В ответ на резкие действия властей старообрядцы устраивали массовые самосожжения или убегали еще дальше в леса и степи.

Петр I разрешил им исполнять церковные обряды по-старому, но за это старообрядцы должны были платить двойную подушную подать (две дани, отсюда пошло название «двоедане», «двоеданы»- так называли тех, кто принял предложение царя). Однако значительная часть раскольников предпочитали смерть. В кострах самосожжения в тюменских деревнях Зырянской и Другановой в 1722-1724 годах погибли сотни крестьян и горожан Тюмени.

Во время ревизии (переписи) 1743-1747 годов раскольники уже активно записывались в двойной подушный оклад. В результате оказалось очень много сторонников старой веры. Тобольская консистория стала требовать от местных священников обращения староверов в новую веру. Опять начались самосожжения в самых близких к Тюмени селах и деревнях: 18 апреля 1746 года – в селе Успенском, в августе 1750 года – в деревне Зайковой, 22 марта 1751 года – в деревне Гусевой, Гилевой, Кулиге, 12 апреля 1751 года – в деревне Березовой, в 1763 году – в деревне Кулаковой, где в огне погибли и жители Тюмени- старообрядцы, крестьяне и ямщики – 50 душ.

При Екатерине II гонения за веру прекратились. 8 октября 1782 года по всей России специальным указом отменили двойной подушный оклад для старообрядцев, сам термин «раскольник» был изъят из официального употребления. Однако и к Екатерине II раскольники относились резко отрицательно, обзывая ее ругательными словами.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Июль 2020 (9)
Июнь 2020 (32)
Май 2020 (45)
Апрель 2020 (39)
Март 2020 (36)
Февраль 2020 (41)
Календарь
«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.