Раскольники на тюменской земле
Раскольники - сторонники древней веры, не принявшие церковной реформы московского патриарха Никона в 1653-1660 гг. Тогда от русской православной церкви отделились так называемые старообрядцы. Они выступали против пышности церковных обрядов, считали, что наносить крестное знамение (креститься во время молитвы) надо двумя пальцами (перстами), а не тремя.
Против реформ Никона выступила значительная часть московского и периферийного духовенства, возглавил их протопоп Аввакум Петров (1620-1682 гг.). Энергичного проповедника «древлего благочестия» сослали в Тобольск, а потом в Восточную Сибирь (Джунгария). В 1653 г. он проехал с семьей через Тюмень в Тобольск, а в 1663 г. возвратился обратно в Москву. После 15-летнего заключения в земляной тюрьме в Пустозерске Аввакум был заживо сожжен 14 апреля 1682 г.
Против раскольников были предприняты крутые меры, репрессии на всех уровнях жизни. Тогда они двинулись в самые отдаленные и глухие места Российской империи, в том числе и в Сибирь. Здесь возникла разветвленная сеть раскольничьих скитов, пустыней. Тюмень не осталась в стороне: в самом городе многие люди разных сословий - от рядовых мещан до именитых купцов - были старообрядцами, немало крестьян и казаков в окрестных деревнях также исповедовали старую веру. Императора Петра I старообрядцы считали антихристом, отказывались от исполнения его указов. В ответ на резкие действия властей старообрядцы устраивали массовые самосожжения или убегали еще дальше в леса и степи. Петр I разрешил им исполнять церковные обряды по-старому, но за это старообрядцы должны были платить двойную подушную подать (две дани, отсюда пошло название «двоедане», «двоеданы» - так называли тех, кто принял предложение царя). Однако значительная часть раскольников предпочла смерть. В кострах самосожжения в тюменских деревнях Зырянской и Другановой в 1722-1724 гг. погибли сотни крестьян и горожан Тюмени.
Во время ревизии 1743-1747 гг. раскольники уже активно записывались в двойной подушный оклад. В результате оказалось очень много сторонников древней веры. Тобольская консистория стала требовать от местных священников обращения староверов в новую веру. Опять начались самосожжения в самых близких к Тюмени селах и деревнях: 18 апреля 1746 г. -в с. Успенском, в августе 1750 г. - в д. Зайковой, 22 марта 1751 г. - в д. Гусевой, Гилевой, Кулиге, 12 апреля 1751 г. - в д. Березовой, в 1763 г. - в д. Кулаковой, где в огне погибли и жители Тюмени - старообрядцы, крестьяне и ямщики - 50 душ.
При Екатерине II гонения за веру прекратились. 8 октября 1782 г. по всей России специальным указом отменили двойной подушный оклад для старообрядцев, сам термин «раскольник» был изъят из официального употребления. Однако и к Екатерине II раскольники относились резко отрицательно, обзывали ее ругательными словами.
Источник:Иваненко А.С. Четыре века Тюмени. Очерки живой истории старинного сибирского города. — Тюмень: Радуга-Т, 2004. — 368 с.