Первые ссыльные в Тюмени и Тобольске
Опубликовал: lomsecret, 16-03-2015, 19:09, Путешествие в историю, 4 338, 0
Ссылка в Сибирь началась вскоре после присоединения ее к Российскому государству. Первыми ссыльными были жители города Углича, которые 15 мая 1591 года, узнав об убийстве сына Ивана Грозного Димитрия, ударили в набатный колокол и расправились с теми, кого заподозрили в убийстве. После произведенного следствия по приказу Годунова с угличанами жестоко расправились: кого казнили, кого заточили в тюрьмы, большую часть горожан выселили в Сибирь, в город Пелым на реке Тавде. Почти полторы сотни угличан сослали в Тобольск.
Путь от родного города до Тобольска они одолели пешком и тащили на себе церковный набатный колокол, который когда-то созвал горожан ко дворцу царевича. Колокол тоже был наказан: ему отбили «ухо» и вырвали «язык» (било), по пути в изгнание его секли плетьми. Масса колокола, по современным меркам, около 312 кг. В 1593 году колокол доставили в Тобольск по северной дороге вдоль реки Тавды мимо Тюмени. Вернулся колокол в Углич уже через Тюмень в 1892 году по разрешению Александра III.
В 1616 году в Тобольскую ссылку через Тюмень проехала невеста Михаила Федоровича, первого из династии Романовых. Его избрали царем в 16 лет, а в 20 лет задумали женить. Выбрали невесту из старинного рода Хлоповых- Марию Ивановну, сменили ей имя на Анастасию и поселили жить в царском доме до свадьбы. Однажды после обеда у Анастасии случилась тошнота. Все быстро прошло, и врачи заявили, что это не опасно, но родственники царя уверяли, будто невеста неизлечимо больна. Это мнение утвердила и боярская дума.
Семью несостоявшейся царицы разогнали кого куда: отца с матерью – в Вологду, Анастасию с бабушкой и другими родственниками – в Тобольск, где она и пробыла три года. После их поселили в Нижнем Новгороде. В 1623 году царь Михаил вновь хотел жениться на Анастасии. Проверили ее здоровье, оно оказалось хорошим, но воспротивилась мать царя, и свадьба не состоялась.
В конце 1617 года в Тюмень из Москвы прибыл в ссылку князь Михайло Белопольский, воевода города Вязьмы. Перед отправкой в Сибирь его высекли кнутом за то, что испугался польского войска под руководством королевича Владислава и бежал вместе с другим воеводой Пронским, сдав Вязьму полякам без боя. Отбыв ссылку, князь вернулся в столицу и вновь в ранге воеводы воевал в 1633 году против того же Владислава. Видимо, ссылка сделала его более храбрым воином.
Следующей ссыльной XVII века в Тюмень была неудавшаяся невеста царя Алексея Михайловича Ефимия Всеволожская со всеми родственниками. Известный историк С.М. Соловьев так описал это событие: «В начале 1647 года Алексей Михайлович задумал жениться. Из 200 девиц выбрали шесть самых красивых, из этих шести царь выбрал одну: дочь Рафа, или Федора Всеволожского. Узнав о своем счастьи, избранная от сильного потрясения упала в обморок, из этого тотчас заключили, что она подвержена падучей болезни, и несчастную вместе с родичами сослали в Сибирь, откуда уже в 1653 году перевели в дальнюю их деревню Касимовского уезда».
Федор Всеволожский в 1649 году был поставлен воеводой в Верхотурске, но через два года возвращен в Тюмень, здесь он и умер.
Сосланный в Сибирь лидер раскольнического движения сторонников старой православной веры протопоп Аввакум Петров (1620-1682) с семьей проезжал через Тюмень в 1653 году, а в 1663 году возвратился обратно в Москву. В Тюмени он не задерживался, был здесь проезжим путешественником.
Эти люди проторили дорогу сотням тысяч ссыльных, которых в последующие века провозили, прогоняли через Тюмень в глубь Сибири.
В конце 50-х годов XVII века в Тюмени и окрестностях появились так называемые раскольники-люди, не принявшие церковных реформ патриарха Никона в 1653-1655 годы. Распространению раскола способствовал протопоп Аввакум, когда жил в Тобольске и служил приходским священником, монах Иосиф Истомин, были и другие мало известные проповедники. По их призыву в тюменские леса бежали раскольники из разных мест европейской России, в том числе из скитов на реке Керженец, из под Брянска. Особенно увеличилось количество беглых после 1683 года.