Переулок Кольцова на Малом Городище
На генеральном плане Тюмени 1765 года будущая улица Семакова проложена прямой как струна от реки до оврага. Такой она осталась и теперь, но укоротилась до улицы Герцена, где за которой уже в Советское время ее кусочек назвали переулком Кольцова, известного русского поэта XIX века.
Алексей Васильевич Кольцов родился 3 октября 1809 года в Воронеже в семье прасола, слывшего во всей округе честным партнером и строгим домохозяином. Мать Прасковья Ивановна (1784—1861), добрая, но необразованная женщина, не владела даже грамотой.
С 9 лет Кольцов постигал грамоту на дому, проявив такие способности, что летом 1820 года поступил в первый класс двухклассного уездного училища, минуя приходское училище, а также подготовительный класс. Первоначальное его обучение отмечено успехами. Отучившись четыре месяца, Кольцов был забран отцом из училища, и вовлечен в отцовские дела. Василий Петрович считал, что этого образования сыну вполне хватит, чтобы стать его помощником.
В училище Алексей полюбил чтение, первые прочитанные им книги были сказками. Эти книги он покупал на полученные деньги, лакомства и игрушки, полученные от родителей. Позже Алексей стал читать различные романы, которые брал у своего товарища — Варгина, также являвшегося сыном купца. Особенно будущему поэту нравились произведения «Тысяча и одна ночь» и «Кадм и Гармония» М. М. Хераскова. После смерти в 1824 году Варгина Алексей Кольцов получил в наследство его библиотеку — около 70 томов. Эти книги положили начало кольцовской библиотеке. В пятнадцатилетнем возрасте Кольцов приобретает сборник стихов Ивана Дмитриева. При знакомстве со стихами Дмитриева Кольцов более всего был потрясен самим фактом существования литературной стихотворной речи, отличной как от прозы, так от народной поэзии.
Под влиянием поэзии Дмитриева, Кольцов начинает сочинять стихи. В шестнадцать лет Кольцов пишет первое стихотворение «Три видения». Поскольку Кольцов на тот момент не владел правилами стихосложения, он взял одно из стихотворений Дмитриева и по образу его и подобию сделал свое. На деньги отца покупаются стихи: за Дмитриевым последовали Ломоносов, Державин, Богданович.
Кольцов нашел литературного наставника в лице воронежского книготорговца Дмитрия Кашкина, который в начале 1820-х годов открыл первый в Воронеже книжный магазин. Книжная лавка Кашкина, располагавшаяся на улице Пушкинской, на углу Щепной площади, стала своего рода клубом. Кольцов показал Кашкину свои первые опыты. Кашкин, признав эти опыты неудачными, всячески поощрял стихотворство Кольцова и подарил юноше теоретический труд Василия Подшивалова по стихосложению: «Русская просодия, или Правила, как писать русские стихи, с краткими замечаниями о разных родах стихотворений», впервые изданный в 1808 году. Кроме того, в течение пяти лет Кольцов пользовался безвозмездно библиотекой Кашкина, где кроме книжных новинок были и раритетные издания. Наиболее нравившихся авторов юный Кольцов покупал. Из самых любимых оказались Дельвиг, Жуковский и Пушкин.
Скоро его стихи начали расходиться в списках. Кольцов общался с подобными ему поэтами-самоучками, участвовал в деятельности литературных кружков, которые создавали эти поэты. В 1827 году Кольцов познакомился со студентом Воронежской духовной семинарии Андреем Сребрянским, лидером литературно-философского кружка, действовавшего при семинарии. Сребрянский сразу стал наставником Кольцова, а также читателем, критиком и редактором его стихов. В августе 1829 года Кольцов знакомится с профессором Воронежской семинарии Александром Дмитриевичем Вельяминовым, преподававшим в ней философию и физико-математические науки, а также занимавшимся сочинениями и переводами. Благодаря Вельяминову для Кольцова открылась библиотека Воронежской духовной семинарии, которая занимала третье место после библиотек Новгородской и Троице-Лаврской семинарий. Также Кольцов пользовался и личной библиотекой Вельяминова.
В 1829 году Кольцов через Кашкина знакомится с Василием Сухачевым. Встреча с Сухачевым была довольно мимолётной, но Кольцов успел проникнуться к нему доверием и показать ему свои стихи. В 1830 году в «Листках из записной книжки В. Сухачева» было помещено без указания авторства стихотворения Кольцова: «Не мне внимать», «Приди ко мне», «Мщение». Под своим именем Алексей Кольцов опубликовал стихи в 1831 году в московской газете «Листок».
В том же году Кольцов знакомится с Николаем Станкевичем. Благодаря ему стихотворение Кольцова «Русская песня» («Я затеплю свечу…») было напечатано «Литературной газетой», во главе которой стояли Дельвиг, Вяземский, Пушкин.
В 1835 году усилиями Станкевича и В. Г. Белинского был издан первый сборник его стихотворений «Стихотворения Алексея Кольцова», ставший единственным, изданным при жизни поэта.
В начале 1836 года Кольцов снова поехал в Москву и оттуда в первый раз в Санкт-Петербург по тяжебным и торговым делам отца. Благодаря Станкевичу он познакомился с Жуковским, Вяземским, Владимиром Одоевским и Пушкиным, который опубликовал в своем журнале «Современник» стихотворение Кольцова «Урожай». После выхода стихотворений «Молодая жница», «Пора любви» и «Последний поцелуй» Кольцовым заинтересовался Михаил Салтыков-Щедрин. Он называл главной особенностью этих стихов «жгучее чувство личности». Но особенно значимым для него была встреча с Виссарионом Белинским, отношения к которому впоследствии перешли в дружбу.
Разъезжая по торговым делам отца, Кольцов встречался с различными людьми, собирал фольклор. Его лирика воспевала простых крестьян, их труд и их жизнь.
3 августа 1838 года умирает Андрей Сребрянский. 25 июня 1840 года умирает Николай Станкевич. Кольцов всё более тяготится ремеслом купца, отдаляется от своих прежних друзей в Воронеже. У него начались ссоры с отцом, который не одобрял литературное творчество сына.
В результате депрессии и длительной чахотки Кольцов умер в возрасте тридцати трёх лет в 1842 году. Поэт был похоронен на Митрофаньевском кладбище в Воронеже.
В 1856 году в пятом выпуске журнала «Современник» была опубликована статья Н. Г. Чернышевского, посвященная творчеству А. В. Кольцова.
Именем А. В. Кольцова в Воронеже названы сквер, гимназия, библиотека, Воронежский государственный академический театр драмы и улица.
Могила А. В. Кольцова сохраняется в Литературном некрополе недалеко от Воронежского цирка. На надгробии ошибочно приведена дата смерти поэта. На самом деле он умер не 19, а 29 октября.
До 1940 года переулок носил название Самарский, в соответствии с Протоколом № 33 от 17.10.1940 г. заседания Исполнительного Комитета городского Совета депутатов трудящихся переименован в переулок Кольцова. На улице не больше десятка частных домов с огородами, сараями, гаражами и банями.