Топ-100

«Минск» М103 — легкий дорожный одноместный мотоцикл

Опубликовал: dokaspez, 23-07-2024, 17:02, Техника и вооружение , 102, 0

«Минск» М103 в Автомобильном музее УГМК (5 февраля 2023 г.)

«Минск» М103 — легкий дорожный одноместный мотоцикл из семейства мотоциклов «Минск» производства Минского мотоциклетно-велосипедного завода. Выпускался с 1961 по 1964 год. Предшественник — модель М1М, преемник — «Минск» М104.

Минский мотовелозавод с 1956 г. производил модели М1М. М1М — был самым дешевых мотоциклов того времени. Эта неприхотливая и довольно надежная машина сослужила хорошую службу жителям села, она была первым мотоциклом для многих начинающих водителей.

К октябрю 1961 года коллектив предприятия выпустил 500 машин М-103. С 1962 г. завод полностью перешел на выпуск новой модели. Двигатель практически остался прежним. Еще раньше была изменена конструкция цилиндра и головки цилиндра. Более развитое оребрение позволило снизить рабочую температуру головки примерно на 60—80°.

Много нареканий вызывало слабое крепление рычагов переключения передач и кикстартера. На мотоцикле М-103 применен гораздо более надежный способ крепления рычагов.

Для увеличения долговечности двигателя разработан новый масляный воздушный фильтр. Принцип действия его таков. В нижней части находится слой масла, над которым расположен фильтрующий пакет с капроновой набивкой. Воздух, проходя над маслом, оставляет в нем более тяжелые частицы пыли, а остальные — задерживаются в фильтрующем пакете.

При езде по шоссейным дорогам воздушный фильтр необходимо промывать и заливать свежим маслом через каждые 1000—1500 км пробега. Если же на дорогах много пыли, то надо делать это через каждые 300—500 км. В фильтр заливают 40 см3 автола.

Новый фильтр потребовал корректировки карбюратора К-55. Совместно с работниками Ленкарза конструкторы подобрали диаметр диффузора — 22 мм, вместо 20 мм. Изменено также проходное сечение жиклера—пропускная способность его - 145 см3/мин. Карбюратор для двигателя М-103 получил название К-55-Д.

Новый карбюратор и воздушный фильтр дали возможность без снижения мощности (5 л. с.) уменьшить удельный расход топлива до 380—390 г/элсч, а следовательно, — и расход его на 100 км пути. При езде по асфальтированной дороге со скоростью 50 км/час (без пассажира) он составляет 2,2 л.

Рама для мотоцикла М-103 разработана заново. Она отличается изменением конфигурации задних трубок. Это повысило ее жесткость в целом и придало более строгий вид. Багажник устанавливается теперь без передних растяжек.

Передняя вилка на М-103 телескопическая, бесштоковая, с гидравлическим амортизатором. Ход передней вилки 130 мм, пружины сделаны диаметром 22,8 мм из проволоки 3,5 мм. В вилку заливается 200 см3 смеси, состоящей из 70% автола АКЗп-6 и 30% осветительного керосина. Испытания показали высокие эксплуатационные качества новой передней вилки. Она придает мотоциклу устойчивость, повышает надежность крепления переднего колеса и создает лучшие удобства для водителя.

Задняя подвеска включает новую маятниковую вилку, изготовленную из труб 32х2 с усилителями в задней части перьев, и новые пружинно-гидравлические подвески. Изменилась также конструкция деталей натяжения задней цепи. Для установки заднего колеса и регулировки натяжения цепи служат серьги.

Техническая характеристика мотоцикла М-103:


Задние подвески имеют ход 70 мм. Все усилия воспринимает пружина диаметром 45 мм из проволоки 60С2А диаметром 6 мм. Для гашения колебаний и предотвращения металлических ударов при крайних ходах подвески установлен гидравлический амортизатор двустороннего действия. В подвеску заливается 32 см3 веретенного масла АУ.

На мотоцикле М-103 для езды с пассажиром предусмотрено изменение жесткости задних подвесок с помощью полуколец, которые переставляют из нижней канавки нижней трубки амортизатора в верхнюю. Для этого необходимо сжать пружину подвески, подняв нижний защитный чехол. Задние подвески соединены с рамой при помощи резиновых сайлентблоков.

Колеса на мотоцикле М1М были со спицами разной длины, которые часто обрывались. На мотоцикле М-103 применены сварные ступицы из штампованных деталей, причем спицы имеют одинаковую длину. Между фланцами ступицы устанавливается декоративное гофрированное кольцо. Для облегчения монтажа и демонтажа шин обод заменен новым, с более глубоким профилем. Все это повысит жесткость колеса.

Изменены тормозные колодки. Они сделаны шире — 30 мм при прежнем диаметре — 120 мм. Благодаря этому улучшается эффективность торможения, да и сами колодки долговечнее. Владельцев М1М не устраивала установка задней звездочки с тормозным барабаном на заклепках. Практически при ее износе приходилось заменять все колесо. Сейчас задняя звездочка с тормозным барабаном крепится к ступице шестью болтами М6х1. Колеса у мотоцикла М-103 невзаимозаменяемые. Размер шин остался прежним — 2,5—19.

Крылья новой формы изящнее старых. К тому же они удобнее в производстве — их изготовляют профилированием из стальной ленты.

Электрооборудование осталось прежним, с генератором Г-401 переменного тока. Жизнь показала надежность системы с переменным током (без аккумулятора) для легких мотоциклов. Изменения, внесенные в конструкцию самого легкого мотоцикла, не увеличили его веса.

М-103 выпускали в одноместной версии. Хотя допустимая нагрузка мотоцикла оставляла 150 килограмм. Дополнительно приходилось приобретать подножки, а также седло для пассажира. Модель М-103 стала одним из самых массовых мотоциклов, которые ДОСААФ использовал для подготовки водителей категории «А».

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Январь 2025 (4)
Декабрь 2024 (26)
Ноябрь 2024 (57)
Октябрь 2024 (55)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (39)
Календарь
«    Январь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов с сайта ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.