Памятник на месте гибели супругов Рудаковых
Летом 1920 года сопротивление отдельных групп дезертиров наблюдалось в Алапаевском уезде. Одной из банд у деревни Береснево, за рекой Тагил, руководил колчаковский прапорщик Василий Толмачев, другой – по берегам Вязовки – еще один колчаковец Афанасий Мугайский.
Идейным вдохновителем группировок был белогвардеец Тюнин. 20 апреля у деревни Камельской они убили милиционеров Гавриила Санина, Петра Михайлова, Константина Кислицина и трех красноармейцев. 26 апреля на том же месте расправились с коммунистом Михаилом Клементьевым, который возвращался с проведенного им собрания на ссыпном пункте. Бандиты старались объединить в отряды тех, кто скрывался по лесам и хуторам и выступал против Советской власти. Всех симпатизирующих красным жестоко наказывали – били розгами, сыпали на раны соль. Был расстрелян даже 60-летний старик Григорий Рыбаков за то, что два его сына ушли с Красной Армией. Как-то за ночь расстреляли и сбросили в каменноугольную шахту 8 человек.
Для разгона банд в Алапаевске и Синячихе был сформирован отряд под руководством Евгения Ивановича Рудакова. Он родился в 1890 году, работал на заводе, входил в боевую дружину рабочих. За приверженность идеям социализма и изготовление бомб для борьбы с царским режимом был арестован и осужден на 5 лет каторги. После революций вступил в Красную гвардию, а с изгнанием Колчака с Урала перешел в милицию.
В 1920 году Рудаков стал первым начальником милиции Топорковской волости. Перед ним поставили задачу выявить и разбить белогвардейские банды, укрепить Советскую власть в далеких деревушках. Задача была трудной. Бандиты крепко засели в лесах, были обеспечены продовольствием. Рудакову удалось распылить главные силы бандитов. Часть крестьян, в основном юноши из окрестных деревень, сдались на милость милиции. В этот момент главари банд решили, что Рудакова нужно ликвидировать.
Роковая встреча состоялась 24 июня 1920 года. В тот день Рудаков вместе со своей беременной супругой Клавдией выехал из Алапаевска в село Топорково, оставив 8-летнюю дочь Манефу с бабушкой. Он вез для своих подчиненных жалованье – 60 тысяч рублей. Засаду преступники устроили на Старухином болоте около 13-го километра Верхнесинячихинского тракта. Как только милиционер приблизился к месту, его окружили со всех сторон. После недолгой беседы бандиты учинили над Рудаковым дикую расправу. Милиционеру нанесли 14 сабельных ран и 4 штыковые. Не пощадили и Клавдию Николаевну – ей было нанесено 17 сабельных ран. Некоторые части тел были отчленены.
Найти убийц стало делом чести для милиционеров. Вместе с красноармейцами они прочесывали леса и вскоре получили информацию от крестьянина деревни Шипицино, что дезертиры могут находиться в деревне Каменке. Сводный отряд отправился туда и заметил по дороге всадника, который, пришпорив коня, попытался скрыться в лесу, но его нагнали. Это был Афанасий Мугайский. На нем был плащ Рудакова, его часы и список членов отряда. Во время обыска Мугайский пытался бежать и был убит. Вскоре при облавах были задержаны остальные бандиты. Из руководящего состава – Василий Толмачев, братья Иконниковы, Илья Берестаев, Терентий Богданов и настоятельница женского монастыря Евгения Гигина.
В июле 1920 года в своем рапорте начальник Алапаевской уездной милиции Аркадий Коновалов писал: «Около городского дома РКП собралось 2500 человек... В 5 часов 30 минут 9 июля трупы Рудаковых были направлены на братскую могилу для погребения. На братской могиле много говорило ораторов, сделаны ружейные залпы. Арестованные мною бандиты стояли у гробов Рудаковых лицом к толпе.
Обвинительный акт назывался «дело 113». Именно столько человек предстало перед Екатеринбургским военным трибуналом за убийство Рудаковых и других представителей власти. Из «доклада о ликвидации остатков банд» губотдела милиции: «113 человек предстали перед военным трибуналом. К смертной казни приговорены 10 человек, в их числе – Василий Толмачев, Терентий Брехов, братья Иван и Николай Иконниковы, настоятельница монастыря Гигина и другие». Был объявлен вне закона и заочно приговорен к расстрелу капитан Тюнин. Остальных подсудимых ждали разные сроки тюремного заключения. К докладу приложили акт губернского трибунала об исполнении приговора: «7 сентября 1920 года в 12.30 раздался залп возмездия, в 12.50 была засыпана последним комом контрреволюционная могила».
Сегодня о кровавых событиях тех лет напоминают стелы и обелиски. Многие из них посвящены сотрудникам правопорядка. Один из героев Евгений Рудаков похоронен на площади Революции в Алапаевске, где сооружен мемориал героям гражданской войны. Стела в его честь возведена и на месте гибели – за ней следят сотрудники местного ОВД. Именем милиционера названа одна из улиц Алапаевска, на здании отдела внутренних дел висит мемориальная доска, открытая в память о нем. Имя одного из первых свердловских милиционеров, погибших в борьбе с криминалом, также занесено на мемориальную доску ГУ МВД РФ по Свердловской области «Навечно в строю». Памяти Рудакова в Алапаевском районе уже много лет посвящен областной турнир по греко-римской борьбе.
Адрес: муниципальное образование Алапаевское, Свердловская область. Координаты: 58.054383, 61.705287