«Спартак» (АМН-590951) – российский бронированный автомобиль с повышенной защищенностью
«ВПК-Урал» или «Спартак» (АМН-590951) – российский бронированный автомобиль с повышенной защищенностью, разработанный Военно-промышленной компанией. Впервые был представлен на форуме «Армия-2019».
Бронеавтомобиль предназначен для войск национальной гвардии, а также для формирований специального назначения Вооруженных сил. Находится на вооружении Росгвардии и ВС РФ.
Демонстрировался во время парада на Красной площади в 2023 и 2024 годах. Особенностью данного автомобиля является то, что он может выдержать взрыв восьми килограммов тротила.
В августе 2022 г. на международном военно-техническом форуме «Армия» впервые продемонстрировали обновленный вариант броневика «ВПК-Урал» с прежним индексом и новым названием «Спартак». От базового образца новая машина отличалась конструкцией броневого корпуса и дополнительной защитой отдельных элементов.
Всего через несколько месяцев, в ноябре, стало известно, что бронеавтомобили АМН-590951 применяются в ходе Спецоперации по защите Донбасса. По данным СМИ, ссылавшихся на источники в армии, в эксплуатации находятся машины «ВПК-Урал» с дополнительной защитой.
В марте 2023 г. бронеавтомобиль «Спартак» стал экспонатом профильной выставке «Экспотехностраж-2023». Машина демонстрировалась в сером цвете Росгвардии.
Тактико-технические характеристики «Спартак» (АМН-590951):
К форуму «Армия-2023» компания-разработчик подготовила еще одну новинку, так же получившую имя «Спартак» и индекс АМН-59097. Это был трехосный автомобиль с грузовой площадкой, выполненный на агрегатах существующего броневика. В качестве полезной нагрузки выставочный образец получил артиллерийскую установку с 57-мм автоматической пушкой.
«ВПК-Урал» («Спартак») может быть колесной базой для установки различного оборудования. На базе него может устанавливаться установки РСЗО, такие как Торнадо-Г.
На бронеавтомобиле используется сварной бронекорпус с моторным отсеком и общим объемом для размещения экипажа и пассажиров. Часть агрегатов корпуса прикрыта дополнительными листами бронирования. Лобовая проекция обитаемого отсека корпуса защищена от 14,5-мм пуль; прочие проекции выдерживают обстрел из 12,7-мм систем. Моторный отсек и агрегаты шасси имеют защиту от бронебойно-зажигательной 7,62-мм пули.
Броневик оснащен турбированным дизельным двигателем мощностью 312 л.с. и 5-ступенчатой механической коробкой передач. Трансмиссия распределяет крутящий момент по всем колесам. Максимальная скорость на шоссе достигает 100 км/ч, запас хода – 1000 км. Машина способна подниматься на 400-мм стенку и преодолевать другие препятствия. Водные преграды пересекаются только по бродам.
Обитаемый отсек корпуса вмещает 10 мест. В его передней части в два ряда помещены кресла водителя и трех пассажиров, развернутые вперед по ходу движения. Доступ к этим местам обеспечен собственными дверями в бортах. Еще шесть кресел установлены в корме вдоль бортов; посадка осуществляется через кормовую дверь.
На крыше корпуса предусмотрен люк с посадочным местом для вооружения. Предлагается установка защищенной турели под пулемет, оснащенной противопульным бронированием и остеклением. Возможен монтаж других устройств, в т.ч. дистанционно управляемых модулей. В бортовом остеклении ставятся амбразуры для использования личного оружия экипажа и десанта.
Главным плюсом проектов «Спартак» и «ВПК-Урал» следует считать широкое использование готовых агрегатов и компонентов, заимствованных у коммерческой автомобильной техники. При всех преимуществах производственного и эксплуатационного характера, такие агрегаты обеспечивают требуемый уровень технических характеристик. Кроме того, на одной базе построили сразу две машины с отличающимися шасси и рабочими параметрами.