«Москвич-415С» - экспериментальный внедорожник
В середине 1950-х годов на МЗМА (АЗЛК), под руководством инженера И. А. Гладилина был спроектирован автомобиль, получивший обозначение Москвич-415.
По основным узлам и агрегатам — мостам, коробке передач и раздаточной — автомобиль унифицировали с Москвичом-410. Ориентировались на новый только готовящийся к производству 45-сильный двигатель Москвича-407. Передний мост подвесили на шестилистовых рессорах, задний — на девятилистовых. Раму и кузов создали заново. Автомобиль с очень малыми свесами и короткой (2030 мм) базой отличала хорошая геометрическая проходимость. Дорожный просвет составлял 220 мм.
Первый этап испытаний в Подмосковье провели весной 1959 года, второй (доработанных машин) — летом — ранней осенью. Улучшенные образцы прошли около 5000 км по асфальту, свыше 7000 по проселкам и чуть больше 2000 по городу. Прототипы показали очень неплохую экономичность: на ровной дороге на скоростях 50–70 км/ч расходовали 10,4–11 л/100 км, в городе — 14,8 л, на проселках — до 19 л.
На шоссе «Москвичи» развивали 101–106 км/ч. Кузов и рама тоже требовали усиления. Но в целом машины отработали нормально.
Первый экземпляр был изготовлен в 1959 году. Тогда же изготовили и второй образец. Специалисты МЗМА (АЗЛК) построили усовершенствованные прототипы Москвич-415 с открытым кузовом и Москвич - 416 с закрытым кузовом. Машины сохранили прежний «407-й» мотор мощностью 45 л. с., но получили новые мосты и четырёхступенчатую коробку передач вместо трёхступенчатой у Москвича 4х4.
Решение Министерства обороны по итогам испытаний было положительным: после доработок конструкции Москвич-415 мог использоваться в Вооруженных силах в качестве автомобиля связи, штабной или служебной машины. Кроме того, внедорожник был бы полезен и в сельском хозяйстве. В ноябре 1959 года Советское правительство утвердило запуск модели в серию — выпуск планировали организовать на новосибирском заводе «Сибсельмаш», однако уже в феврале 1960 года подготовку производства приостановили из-за организационных проблем и противоречий между предприятиями и ведомствами.
В 1960 году появился прототип Москвич-416, отличающийся закрытым кузовом и компоновкой салона. Обе машины успешно прошли заводские испытания. Позднее появились версии с двигателем М-408.
Однако, из-за отсутствия интереса отраслевого министерства к конструкции, и полной загрузке производственных мощностей завода, серийное производство налажено не было. На МЗМА продолжали доработку машин, готовили чертежи для производства. Но в 1960 году судьба автомобиля была предрешена.
Не только 415-й и 416-й, серийные полноприводные седан и универсал вскоре сняли с производства.
Проект закрылся, но спустя десяток лет АЗЛК решил вновь вернуться в теме компактного внедорожника и в 1973 году сделал прототип Москвич-415С — тот же открытый «415-й», но с измененным оформлением передка, более мощным мотором Москвич-412 и новой коробкой передач.
У модели Москвич-415С появился оригинальный передок, который оснащался прямоугольными фарами как у Москвича 2140, а также указателями поворот как у 408-го Москвича. За освещение дороги отвечали мощные фары, а для удобства водителя была спроектирована подножка.
Задняя часть Москвич-415С была накрыта съемным тентом, а для посадки пассажиров использовалась откидная панель. В качестве колес устанавливались шины И-51 от автомобиля Москвич 410.
Внутри Москвич-415С: руль, панель приборов, 2 рычага (коробки и раздатки), рычаги регулировки воздухозаборника, насоса омывателя, воздушной заслонки и управления светом. Под ногами располагался классический отопитель. В кузове находились две лавочки, готовые разместить до 4 пассажиров.
Под капотом устанавливался 402 мотор, который впоследствии был заменен на агрегаты от Москвича 407 и 412. Последнюю модификацию мотора дефорсировали до 70 лошадиных сил, что позволяло заливать в него низкооктановый 72-й бензин.
В качестве карбюратора использовался КА-126N. За передачу крутящего момента отвечала 4-ступенчатая механическая коробка переключения передач КП-9, а также раздаточная коробка.
Корпус масляного фильтра, а также катушка зажигания были приподняты и закреплены на внутреннюю часть правого крыла. Автомобиль был способен преодолевать брод глубиной до 50-60 см. Шасси устанавливались от автомобиля Москвич-410. Из новшеств — это мощная лонжеронная рама с поперечинами.
Изначально на Москвич-415 устанавливался один топливный бак, который располагался под водительским сидением. Однако, на модификации Москвич-415С можно установили второй бак, который разместили под сидением переднего пассажира. Расхода топлива составлял порядка 10-15 литров на 100 км по обычной дороге и до 20 литров на 100 км по бездорожью.
Согласно заявлениям автопроизводителя, данная модель была способна разгоняться до скорости в 100 километров в час.
Тем временем похожие машины строили в Ижевске, а вскоре, отреагировав на очередное правительственное задание, работы начали и в Тольятти. Через 4 года – в 1977 году началось производство внедорожника ВАЗ 2121 «Нива».
Экспериментальный внедорожник «Москвич-415С», построенный в единственном экземпляре в 1973 году, сегодня можно увидеть в Музее автомобильной техники УГМК в Верхней Пышме.