Этностойбище «Увас Мир Хот» в деревне Кыштырла
Этностойбище «Увас Мир Хот» - название переводится с хантыйского как «Дом северных людей» находится в деревне Кыштырла.
Чум – один из главных «экспонатов» интерактивного музея под открытым небом и место притяжения гостей всех возрастов.
В музейном варианте жилища ненцев сердца чума – печка – ставится только зимой. В одном чуме может жить две семьи, поэтому перед сном он превращается в «многокомнатный»: к стенкам привязаны ткани разного цвета, вечером снизу их отвязывают, и получается перегородка (полог). Иногда чум превращается в баню.
Ненцы – кочевники, по весне начинается каслание оленей. Чум разбирается, и вся семья отправляется вслед за своими кормильцами. За сезон они могут сменить место жительства десятки раз, столько же нужно собрать и разобрать жилище. При хорошей погоде на это уходит в среднем 1,5 часа.
У каждого жителя тундры есть несколько имен. Настоящее знают только самые близкие родственники. Их может быть два, три и так далее. Все это для того, чтобы запутать злых духов. Сейчас второе имя коренные народы Севера выбирают проще – то, что указано в паспорте. Истинным именем ненца называют только дома, в тундре.
У ненцев даже детские музыкальные игрушки окутаны поверьями. Так, выфка - две тоненькие дощечки, соединенные между собой ниткой, - может поднять сильный ветер. Инструмент издает звук, похожий на вой ветра. Играть на нем разрешают максимум полчаса, иначе можно призвать ветер и испортить погоду.
Если ненцы кочевники, то ханты и манси ведут полуоседлый и оседлый образ жизни. Они – охотники и рыбаки. На этностойбище гости могут зайти в «Юх хот» - хантыйскую избушку. Это деревянный дом, в которых проживают ханты и манси. Обычно она рассчитана на одну семью, но не редко со временем делают пристрои, в которые селятся родители, братья, сестры со своими семьями. В избе находятся полати (кровать), печка, кухонный уголок (берестяная и деревянная посуда), люлька, хантыйская одежда, детская одежда, обувь, туес большой под одежду, бубен, варган, «нарц юх» (поющая лодка), керосиновая лампа. Изготовлен мастером Усановым Юрием в 2012 г.
У входа в избу стоит главный «транспорт» охотников зимой – подбитые мехом лыжи – волокуши. Двигаются они только вперед. Из-за откатывания лыж охотник может промахнуться, а это значит, что семья останется без пропитания. Хлеб выпекают в глиняной печи. Печка без дымохода, костер разводится внутри. Хлеб пекут на углях, прикрепляя к внутренней стенке печки. Изготовлена Лянтиной Ольгой в 2012 году.
Трепетно относятся в стойбищах и к обласам – лодкам-долбленкам из цельного ствола дерева. В «Увас Мир хот» их несколько. Тот, что из осины обычно используют для хозяйственных нужд, а облас из кедра – для состязаний. Любопытно, что при этом ханты и манси в большинстве своем не умеют плавать, зато прекрасно ловят рыбу. «Хоп сай» - навес для обласов, изготовлен Когончиным Вячеславом в 2012 г.
Особая роль в стойбище отводится к лабазам. В них хранят рыбацкие сети, демисезонную одежду, кедровые орехи, травы для чая, продукты: мука, сахар, крупы и многое другое. Особенность хантыйских кладовок в том, что стоят они на ножках в виде шляпки гриба, а лестницу приставляют только когда нужно зайти в лабаз, все это чтобы грызуны не пробрались наверх. Изготовлен Усановым Юрием (2012 г.)
Еще один «экспонат» в этностойбище – охотничий домик. Хантыйские угодья тянутся на много километров. Охотник может в них заночевать, поэтому в них есть все необходимое: печка, стрелы, луки, шкуры, метательные топоры, береста, керосиновая лампа, печка, консервы с едой. Каждый охотник обязательно оставляет что-то после себя: еду, патроны. Изготовлена в 2013 году мастером Усановым Юрием.
Рядом возвышаются языческие идолы, увешанные разноцветными ленточками, как и окружающие их деревья. Туристы повязывают свои ленточки – «на удачу», здоровье и другие собственные желания.
Каждую весну в этностойбище празднуют «Вороний день» - один из почитаемых праздников у ханты и манси. В представлении обских угров ворона ассоциируется с женским духом, а вороний день – с солнцем. Сама птица считается покровительницей женщин и детей. Обские Угры связывают прародительницу Калтащ Анки, помогающей при родах, с небесной Девой Матерью, принимающей облик вороны.
Программа каждый год насыщенная – театрализованное представление об истории праздника, традиционные обряды, например, гостей окуривают дымом чаги, чтобы очистить от недобрых мыслей, болезней и грехов. Не обходится и без угощений национальными блюдами, игр и спортивных состязаний.
На территории Тюменской области, без национальных округов, проживает немногим более полутора тысяч представителей коренных народов Севера. Из них более 100 ведут традиционный образ жизни в 12 этностойбищах в Уватском районе.
Стойбище «Увас Мир хот» (Дом Северных людей) открыли в 2018 году. В 2019 году этностойбище получило Президентский грант (более 1 млн руб.) на развитие комплекса.
Адрес: Прохладный переулок 2, деревня Кыштырла, Тюменский район. Координаты: 56.907974, 65.792995. Договориться об экскурсии можно по телефону 8 932 47 400 20 Малых Ирина Юрьевна.