Тура для сплава леса
Еще в XIX веке Тура использовалась как транспортная артерия для сплава леса к Тюмени. Лес рубили по ее берегам от районов «Республиканец», «Красный Октябрь», фанерокомбинат и др.
В областном архиве находится документ: постановление президиума исполкома Тюменского горсовета РК и НД от 10 ноября 1935 года. В нем записано: «…река Тура в результате проводившегося ряда лет молевого сплава совершенно засорена утонувшим лесом и превращена на территории района из судоходной в явно непроходимое самоходными судами состояние, что является тормозом для развития грузоперевозок района в период весенних полевых работ, и особенно во время сдачи хлеба государству». Власти обязали Гортоп немедленно извлечь лес в пределах района со дна реки. Частичная очистка была сделана.
При молевом сплаве часть бревен теряет плавучесть, тонет. Этот топляк делает дно реки в буквальном смысле деревянным.
До конца XX века деревянным дно у Туры было возле ДОКа «Красный Октябрь», фанерокомбината. В 1970-х годах там были «запани»- огромные карманы, огражденные деревянными бонами, куда сбрасывали бревна и хранили до переработки. Не все они были достаточно терпеливыми и плавучими. В сухие годы Тура сильно мелеет, и тогда «утопленники» выглядывают на белый свет. По распоряжению экологов топляк собирают на отмелях, но дно реки так и не почищено основательно.
На утонувших бревнах в первую очередь разлагается кора, выделяются в воду фенол и другие ядовитые вещества. Рыбы и прочие водные организмы уходят с «деревянных» мест, река на больших пространствах становится мертвой.
В последнее время лесопереработка в Тюмени резко сократилась, а лес если и возят то на баржах и складируют его на сухих берегах. Использован материал из книги А.С. Иваненко «Прогулки по Тюмени», Тюмень, «Слово» -1999 год.