Топ-100

Деревня Родники была селом Клепининским Ирбитского уезда

Опубликовал: lomsecret, 26-02-2024, 14:19, Путешествие в историю, 56, 0

Деревня Родники находится на правом берегу реки Реж в 15 километрах от города Артемовский.

Населенный пункт основан между 1710 и 1716 годами в результате слияния деревень Клепининой и Одиной. Клепинина - по имени основателя села – Клепы. В 1939 г. лектор Иван Никифорович Королев составил подробный доклад о Лягушинском колхозе, упомянул он там и о переименовании деревни Кляпининой в Лягушино, выражая этим знания о селе живущих в то время людей: «Деревня Лягушино начала именоваться с 1900 г., ранее она была Клепинина, но проезжая, исправник утопил лошадей, ему их вытаскивали мужики. Исправник был озлоблен, приехал в участок и написал приказ о переименовании деревни Клепининой в деревню Лягушину, т. к. в таком болоте могут жить только лягуши, отсюда и произошло название деревни».

В 1800 г. в деревне Кляпининой — 43 дома, м.п. 142 и ж.п. 170. Фамилии жителей: Салымовы, Олковы, Чащины, Кузнецовы, Кляпинины, Быстровы, Евтюгины, Шабунины, Стригановы, Кротовы, Бочкаревы, Рукомойкины, Восковы, Хлебины. В 1805 г. прихожане Мироновской церкви – государственные крестьяне, приписные к казенным Гороблагодатским и к Нижнетагильским господина Демидова заводам. Имели пропитание от хлебопашества и от заводских работ.

В 1890-1900 гг. в деревне числился молитвенный дом, в Кляпининой было 76 дворов, 304 м.п. и 320 ж.п. В 1902 г. была деревянная часовня, в ней отправлялись богослужения в день Вознесения Господня 12 сентября и в день памяти св. Праведного Симеона 26 декабря.

В 1892-1895 гг. учительницей школы грамоты деревни Кляпининой была дочь Мироновского священника Елисавета Евгениева Луканина. В 1900-1907 гг. учителем и законоучителем был сын диакона Сергий Никаноров Суворов. В 1900 г. в школе училось 25 учеников, за год до этого окончили курс учения 4 мальчика.

В 90-х годах XIX столетия в деревне началась постройка каменной церкви. Лягушинцы настаивали строить в самом центре деревни, а окольные деревни — Липина и другие - у деревни Одиной, в результате Лягушинцы победили и начали строить церковь в центре деревни, а другие деревни участвовали в строительстве.

Солидные средства на строительство церкви выделены купцом из Ирбита Дунаевым, попечительство при постройке церкви было возложено на местного купца Николая Федоровича Рукомойкина. Рукомойкин имел кирпично-известковое производство, занимался торговлей. 12 июня 1900 г. крестьянин деревни Лягушиной Димитрий Ольков написал прошение в Консисторию о выдаче ему сборной книжки для достройки Лягушинской церкви. После доставления всех документов, которые удостоверяли необходимость сбора пожертвований, 12 сентября 1900 г. Олькову разрешили сбор пожертвований в пределах Екатеринбургской епархии.

Однопрестольная каменная церковь была достроена в 1906 году, освящение в честь Вознесения Господня состоялось 19 октября 1906 г. Церковным старостой на 1907-1909 годы был избран и утвержден крестьянин Петр Кляпинин. В 1911 г. старостой стал И. П. Клепинин, в 1914 г. Петр Ольков, а в 1917 г. Федор Павлович Ольков.

В селе работал фельдшерский пункт, в 1909-1910 гг. медицинским фельдшером был Иосиф Захариевич Кротов.

До 1910 года церковь была приписана к церкви села Мироновского. Епархиальное Начальство не позволяло открывать самостоятельный приход, пока не будут соблюдены условия жизни священнослужителей — дома, жалованье и земля. К 1910 г. все это было соблюдено: священнику назначено жалованье от прихожан 300 р., псаломщику 100 р., построено два церковных дома, выделено 2 десятины земли под сенокос. 5 ноября 1910 г. был открыт самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика.

Первым священником стал Алексий Иаковлевич Чирков 58 лет, а псаломщиком — Феодор Самсонович Сенцов 24 лет.

Священник Алексий Чирков родился в Верхне-Тагильском заводе 2 февраля 1853 года, сын священника. В 1870 г. уволен из Далматовского духовного училища. С 1871 по 1883 г. был псаломщиком при церкви с. Калиновского Камышловского уезда, с 1883 по 1888 г. был диаконом в том же селе. С 1888 по 1907 год — священник единовеческих церквей Каслинского и Верх-Исетского заводов. Был учителем пения при Каслинской народной школе. С 1907 по 1910 г. - священник Симеоновской церкви Булзинского хутора Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря. Награжден скуфьей. Весной 1910 г. уволен за штат. Точное время определения к церкви с. Клепининского не известно. Умер и погребен при Вознесенской церкви, так же как и главный попечитель строительства церкви Николай Федорович Рукомойкин.

Псаломщик Феодор Сенцов учился в Епархиальной школе для псаломщиков. 9 ноября 1906 г. допущен к исправлению должности псаломщика в с. Кабанское Шадринского уезда. 3 декабря 1910 г. определен на должность псаломщика при церкви деревни Лягушиной. Был учителем пения в Лягушинской школе, при чем его ученики пели на клиросе Вознесенской церкви во время богослужений. В 1927-1930 годах служил священником Петропавловской церкви села Арамашковского Режевского района. После смерти священника Чиркова в Лягушино рукоположен диакон Сусанского завода Константин Иванович Попов 48 лет.

Константин Иванович Попов родился в с. Ключиках Осинского уезда 20 октября 1869 г., сын псаломщика. Ему не исполнилось трех лет, когда 16 сентября 1872 г. умер его отец, псаломщик Ново-Ипатовской церкви Екатеринбургского уезда Иоанн Макарьевич Попов. Его, с двумя старшими сестрами Александрой и Марией, и двумя братьями - близнецом Александром и младшим Сергеем, воспитывала мать Елена Иоаннова. Она служила позже просфорней в Тиминском селе Екатеринбургского уезда. В 1885 г. был уволен из 1 класса Пермской Духовной Семинарии по малоуспешности. С декабря 1885 по 1887 г. состоял помощником учителя в земской школе. С октября 1887 г. по 23 декабря 1888 г. состоял церковником при Екатеринбургской Крестовоздвиженской церкви.

23 декабря 1888 г. указом ЕДК определен к Сретенской церкви села Пышминско-Экономического Камышловского уезда для исправления псаломщической должности. 23 июня 1889 г. посвящен в стихарь Поликарпом епископом Екатеринбургским и Ирбитским. Женат был на Антонине Павловне Словцовой, дочери диакона Пышминско-Экономического села. 22 октября 1890 г. родилась дочь Елизавета. 15 декабря 1892 г. определен диаконом к церкви Сусанского (Нейво-Шайтанского) завода. 20 декабря 1892 г. рукоположен в сан диакона. С 9 января 1893 г. - диакон при церкви Сусанского завода. В 1915 году числился при том же заводе диаконом. В 1918 году служил священником в с. Клепининское Ирбитского уезда.

В 1926 году было 164 хозяйства, в которых проживало 707 жителей.

В 1929 году в Лягушино был организован колхоз «Свободный труд». В то время в колхоз вошли многие, даже зажиточные, некоторые из них даже стояли у руководства. По этой причине раскулаченной и высланной оказалась только одна семья. У другой части зажиточных было отобрано имущество, они сами разъехались по селам Егоршинского района, часть из них позднее возвратилась, имущество им было возвращено, и они были приняты в колхоз. Это Александр Андреевич Кузнецов, Афанасий Васильевич Клепинин, Вениамин Николаевич Ольков.

По постановлению Малого Президиума Уральского Областного Исполнительного комитета от 13 февраля 1930 г. Вознесенская церковь, как и церкви по всей области, была закрыта. На второй день после закрытия церкви, забелив иконы, в бывшем храме показывали спектакль. В Лягушино было организовано массовое сожжение домашних икон, которые отдавались добровольно. Те храмы, от которых инициативная группа ездила для ходатайства в Москву во ВЦИК, по указу из Москвы были открыты, таких оказалось две трети от общего количества храмов епархии, те же, от общин которых вовремя не были посланы уполномоченные — больше не открывались.

Церковь была закрыта одной из первых по району и на это обратил внимание областной совет Союза Воинствующих Безбожников. В колхоз приехал представитель по налаживанию антирелигиозной работы, и был поднят вопрос о переименовании колхоза «Свободный труд» в колхоз «Воинствующий Безбожник им. Ем. Ярославского» - по решению собрания колхоз был переименован. До марта 1930 г. было проведено 15 антирелигиозных вечеров, на которых присутствовало около 1000 человек. В 1930 г. к празднованию Октябрьской революции колхозники по решению собрания Областному Совету СВБ направили подарок — 3 воза пшеницы. Возчики были: Аркадий Вениаминович Ольков и Антон Иванович Евтюгин.

По сообщению колхозников, в тот период проводилась неплохо антирелигиозная работа, поэтому Свердловский областной совет СВБ, как лучшей ячейке СВБ дали переходящее красное знамя, врученное в 1931 г. в только что оборудованном клубе в старой церкви. С того времени от Областного Совета СВБ началось регулярное шефство. Во время проведения с/х работ, посевной или уборочной, выезжали представители и оказывали помощь. Представителями были: Треногин, Колотова, Смолин, Козлов, Клепинин. Козлов и Щепкин читали лекции. Неоднократно колхозники были сфотографированы и засняты на кинопленку. Последнюю съемку проводили в ноябре 1938 г. В то время представителем от Облсовета СВБ был Михаил Ильич Клепинин.

Антирелигиозная работа в колхозе стояла на первом месте, однако сам колхоз в 1939 г. числился среди отсталых, что объяснялось отсутствием хорошего руководства. «В 1936-37 гг. председателем колхоза был Налимов — беспартийный, который был пьяница и чрезвычайно груб, были даже случаи избиения колхозников, а «мат» - это было модное слово, но его в 1937 г. арестовали органы НКВД и до сих пор не возвратился, даже неизвестно где находится. В 1936 г. был председатель Григорий Петрович Клепинин из батраков, член ВКП(б). Работу начал налаживать, но его постигло несчастье, заболел и отпилили ногу, ходит на костылях. В 1938 г. заступил председателем Григорий Егорович Клепинин из средняков, но человек разложившийся, пьяница, с ним работал счетоводом Костров — пьяница, разложившийся, и встали на путь чуть ли не полного развала». В 1938-1939 гг. правление колхоза было отдано под суд, где было оштрафовано на 2270 р.

В Воскресенском храме хорошо сохранились старинные фресковые росписи, а также часть иконостаса. Значительную лепту в возрождении храма внесла известная исполнительница русских песен, заслуженная артистка России, Татьяна Петрова, чье детство прошло в Лягушиной. С 15 лет, когда она выдержала конкурс в Государственный Уральский народный хор, и до наших дней Татьяна Юрьевна радует людей своим пением, возрождая русскую национальную культуру.

В 1962 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР деревня Лягушино переименована в Родники.

Один из источников:
- https://istoria-ekat-ep.ucoz.ru/publ/stati_o_khramakh/istorija_voznesenskoj_cerkvi_sela_klepininskogo_ljagushino_rodniki_artemovskogo_rajona/2-1-0-141

Адрес: деревня Родники, Артемовский городской округ, Свердловская область. Координаты: 57.468638, 61.754846

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Июнь 2024 (11)
Май 2024 (42)
Апрель 2024 (37)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (35)
Январь 2024 (37)
Календарь
«    Июнь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.