Стены и башни Тобольского кремля
Стены и башни Софийского двора, замечательный памятник русского крепостного зодчества XVII в., были заложены при Павле I в конце 1680-х гг., окончены при митрополите Игнатии к 1699 г.
Каменные стены высотой 4,3 м и протяженностью 620 м опоясали Софийский двор по максимальному периметру, местами опасно приблизившись к бровке Троицкого мыса. Строили ограду те же московские каменщики, которые возводили Софийский собор.
Среди них был потомственный строитель и «башенных дел мастер» Герасим Шарыпин, а также опытный подмастерье Гаврила Тютин. Работали двумя бригадами одновременно. Известно, что Гаврила Тютин руководил строительством северной и восточной сторон крепости, соорудив «стену и пять башен», включая Северные ворота. Герасим Шарыпин трудился над южной и западной стенами «у строительства трех башен, Софийской колокольни и столовой палаты».
Всего было сооружено девять башен (с учетом одной проездной) — шесть круглых в плане, две квадратные, а одна, на юго-западном углу крепости, имела первоначально восьмигранную форму. Двое ворот вели на территорию крепости: Святые ворота с запада и Северные ворота в центре прямой северной стены. Помимо двух главных ворот документы упоминают о Водовзвозных воротах, устроенных в башне восточной стены, обращенной к Никольскому взвозу.
По данным В. И. Кочедамова, все круглые башни были одинаковой высоты — до верха зубцов около 17 м. Разделенные внутри сводами и деревянными настилами на ярусы, они имели отверстия-амбразуры для подошвенного, среднего и верхнего боя. Тело башен вверху расширялось, образуя навесные машикули. Их завершения представляли высокие кирпичные шатры, покрытые черепицей и украшенные коваными железными флюгерами и флагами. Квадратные башни не имели навесных машикулей. Для верхнего и нижнего боя в них были устроены узкие щелевидные бойницы, а посредине — круглые отверстия-стрельницы. У основания верхнего боя проходил зубчатый карниз. Завершения также были шатровые.
Стены крепости, соединявшие башни, не отличались массивностью и имели простую конструкцию: к лицевой стороне, толщиною в полтора кирпича, с внутренней ее стороны была приставлена аркада (ширина пролета около 4-х м, глубина аркады — не более 1 м), по верху которой проходил настил боевого хода. В арочных нишах на высоте человеческого роста находились круглые стрельницы. Снаружи стена с трех сторон была гладкой, с простым валиком, проходившим под зубцами. Южная, обращенная к нижнему городу стена была богаче декорирована. Помимо валика на уровне боевого хода ее украшали рельефные филенки.
За всю историю существования кремлевские стены и башни Софийского двора претерпели значительные изменения как по своим формам, так и по месту расположения. В настоящее время в структуре ограды имеются четыре башни, близкие к древним первоначальным формам, это три круглые башни — Орловская наугольная, Южная и Павлинская и одна квадратная в восточной стене. Южная круглая башня представляет особую ценность, поскольку является единственной хорошо сохранившейся башней из числа построенных в 1680-х гг. московскими каменщиками при митрополите Павле I. По ее образцу была восстановлена в 1970-х гг. Орловская круглая башня.
Ближайшая от Софийского собора Павлинская башня, с которой началось возведение каменных стен Софийского двора, была перестроена в 1714 — 1716 гг. по проекту С. У. Ремезова одновременно со строительством рентереи. В настоящее время объем башни сохранился не на полную высоту: ярус навесного боя разобран.
Декоративный юго-западный павильон появился в последней четверти XVIII в. Первоначально на юго-западном углу ограды стояла монументальная Грановитая башня, известная по изображениям на чертежах С. У. Ремезова, а также на чертежах первой половины XVIII в. В 1750 г. на месте Грановитой башни было построено одноэтажное здание новых архиерейских покоев, протянувшееся своими фасадами как в сторону взвоза, так и по южной стене Софийского двора. В 1773 — 1775 гг., когда возвели новое трехэтажное здание архиерейского дома, старые кельи сломали. С ними исчезла и крепостная стена юго-западного угла Софийского двора. Ее заменили легким деревянным штакетником, изгиб стены выпрямили, а новую решетку завершили на мысу небольшим четырехгранным павильоном.
Аналогичный ему юго-восточный павильон возник в 1887 г. после обрушения старой круглой башни. Юго-восточная наугольная башня, бывшая первоначально круглой, полностью перестроена по проекту Ф. Уткина подрядчиком П. Савиным в 1790-х гг. в процессе реконструкции всего юго-восточного участка крепостной ограды одновременно с конюшенным корпусом. В отличие от своей древней предшественницы новая юго-восточная круглая башня получила «облегченный» павильонный характер форм в стиле классицизма с открытым бельведером и пологим куполом. На видовую площадку вела когда-то наружная деревянная лестница.
Встроенная в восточный контур крепостных стен Квадратная башня является доминирующим сооружением восточной ограды, просматривается изнутри Софийского двора, а также с Никольского взвоза. Известно, что первая башня в этой части стены, возведенная в 1690-х гг. бригадой каменщиков под руководством Г. Тютина, располагалась восточнее нынешней, ближе к береговой бровке. Вскоре, под угрозой сползания в обрыв, она была отодвинута на запад и перестроена в больших размерах так, что крепостная стена стала составной частью фасада башни. Источники свидетельствуют, что башня использовалась не только для боевых целей, но и для хозяйственных нужд и входила в состав комплекса восточных Водовзвозных ворот в качестве «сушила каменного».
В последней четверти XVIII в., в процессе реконструкции восточной части ограды, эти сооружения были разобраны, а «сушила с погребом» присоединили к корпусу архиерейских конюшен. К началу XX в. от сушила уцелел лишь подвал-погреб с каменным сводом. Впоследствии именно сушило было восстановлено архитектором Ф. Дубровиным в образе монументальной квадратной башни с деревянным крыльцом-всходом.
Ограда архиерейского двора в настоящее время представляет собой симбиоз фрагментов, относящихся к различным историческим эпохам. Самый древний из них, выполненный московскими каменщиками в конце XVII в., сохранился почти случайно, поскольку он оказался слитым с восточным фасадом восточной квадратной башни. К этапу формирования кремлевского ансамбля, связанному с деятельностью С. У. Ремезова, относится участок крепостной стены, соединяющей Павлинскую башню с корпусом рентереи. Этот фрагмент датируется 1714 — 1716 гг.
К середине XVIII в. относится северное прясло стены со Святыми воротами. Наиболее ответственная южная сторона ограды возводилась в разное время. Ее восточное прясло между юго-восточной круглой наугольной башней и декоративным юго-восточным квадратным павильоном сооружено в последней четверти XVIII в. П. Савиным. Два другие прясла, симметрично прилегающие к двум сторонам южной круглой башни, воссозданы в 1960 — 70-х гг. в процессе научной реставрации, производимой по проекту архитектора Ф. Дубровина. Часть западной ограды с воротами, стоящими к северу от Софийского собора, принадлежит ко второй половине XIX в.
Северные Святые ворота первоначально имели вид многоярусной проездной арки. В середине XVIII в. в процессе реконструкции целого ряда построек Софийского двора, производимой митрополитом Антонием Нарожницким, проезд северной башни был закрыт, а в трехэтажном здании этой башни расположилась семинария. Взамен закрытых, в восточной половине северной стены устроили новые Святые ворота. Их архитектурному облику было придано большое значение ввиду той роли, которую они играли в религиозной жизни Тобольска: ежегодно через них осуществлялся внос святой чудотворной иконы Божией Матери из окрестного Абалакского монастыря.
Ворота выполнены в виде своеобразной декоративной стены, прорезанной широким арочным проемом и увенчанной очень высоким нарядным фронтоном-картушем барочного абриса. Особенно выделяется в этой композиции фронтон, в котором «рваная» причудливая линия общего контура сочетается со спиралевидными завитками волют. С внутренней (южной) стороны плоскость тимпана вокруг ниши-киота заполнена лепным вьющимся растительным орнаментом. Декоративные «китайские» вазоны над средней частью и на боковых тумбах фронтона поставлены здесь после реставрации по аналогии с декоративными завершениями консисторского корпуса. Помимо внешних стен, в комплекс ансамбля входит внутренняя ограда, представляющая собой легкий деревянный штакетник на каменном фундаменте с промежуточными каменными столбами, увенчанными декоративными вазонами. Фрагменты старой ограды сочетаются с фрагментами, относящимися к недавно проводимой реставрации.
Источник: Елена Михайловна Козлова-Афанасьева; Архитектурное наследие Тюменской области: Научный каталог. Тюмень: ООО «Издательство Искусство», 2008.488 с., 1502 илл.