Памятник уроженцу Тобольска Александру Алябьеву
18 января 2021 года в сквере на Базарной площади Тобольска был торжественно открыт памятник русскому композитору Александру Александровичу Алябьеву.
Фигура Александра Алябьева занимает место около церкви Захарии и Елизаветы. Автор бронзового памятника – заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Сергей Григорьевич Мильченко.
Памятник Александру Алябьеву появился в Тобольске в 2017 году. Он был установлен в ботаническом саду «Ермаково поле», в декабре 2020 года статуя была перевезена на отреставрированную Базарную площадь и установлена возле церкви Захария и Елизаветы.
Место установки памятника выбрано не случайно. В приходе церкви с 1828 года ссыльный, лишенный чинов музыкант проживал и совершал регулярные покаяния.
Александр Александрович Алябьев (4 августа 1787 г., Тобольск — 22 февраля 1851, Москва) — русский композитор, пианист, дирижер.
В XIX веке пользовался большим успехом, написал около 200 романсов, 6 опер, 20 музыкальных комедий, множество других музыкальных произведений. Среди лучших произведений Алябьева — романсы «Соловей» (1826 г.) на слова А. А. Дельвига, «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи Пушкина, «Вечерний звон» на слова И. Козлова, «Нищая» на стихи П. Беранже в переводе Дмитрия Ленского.
Алябьев Александр Александрович родился в Тобольске в семье гражданского губернатора Александра Васильевича Алябьева.
В 1796 году семья переехала в Петербург, где отец получил должность в Берг-коллегии — Горном ведомстве, а Александр Алябьев брал уроки музыки у Иоганна Генриха Миллера. В 1801 году начал службу унтер-шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии (1801 г.) в Санкт-Петербурге, затем шихтмейстером 14 класса (1803 г.) в Москве. В 1810 году опубликовал первые музыкальные сочинения — романс и вальсы.
Александр Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии в 1813—1814 годов (3-й Украинский казачий полк — 1812 год, Иркутский и Ахтырский гусарский полк — 1813—1814 годы). Участвовал во взятии Дрездена, организованном партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым. При взятии Дрездена был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, в боях на Рейне и взятии Парижа. Награжден орденом св. Анны 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й степени и медалью «В память войны 1812 года». Окончил войну в чине ротмистра. Продолжил военную службу в Петербурге, где в 1815 году сочинил одно из самых ранних своих произведений — гусарскую песню «Один еще денек».
В 1823 году Алябьев в чине подполковника вышел в отставку с мундиром и полным пенсионом. Проживал в Москве и Санкт-Петербурге. В это время сблизился с писателем Михаилом Загоскиным, композитором Алексеем Верстовским.
В начале 1825 года Алябьев был арестован по подозрению в убийстве помещика Тимофея Мироновича Времева. Это происшествие описано А. Ф. Писемским в романе «Масоны» (1880—1881). Несмотря на недоказанность обвинения, был приговорен к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Основной причиной сурового приговора послужила, по-видимому, близость Алябьева к декабристским кругам. Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи Алябьева.
Весной 1827 года суд определяет Алябьева на место жительства в город Тобольск. Услышав приговор, подсудимый расхохотался. Отправили на родину. Однако ему предстояла отнюдь не смешная гражданская казнь. Алябьева лишили дворянства. Он стоял на эшафоте при большом скоплении народа, а над его головой ломали шпагу, с мундира срывали эполеты и ордена и бросали в костер.
Здесь в Тобольске, он организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал как дирижер и пианист. К этому времени относятся широко известные романсы Алябьева, опубликованные в сборнике «Северный певец» (1828, 1831), и ряд оркестровых произведений.
В 1832—1833 годах Алябьев жил на Кавказе, нес послушание регента Свято-Троицкого собора г. Ставрополя. В 1833—1834 годах жил в Оренбурге.
Оренбургский губернатор Василий Перовский, озабоченный судьбой Алябьева, подает Николаю I ходатайство о пересмотре дела композитора. Наконец просьба Перовского удовлетворена, и в 1835 году ссыльному музыканту разрешено вернуться в Московскую губернию, но без права проживания в самой столице.
Живо интересуясь музыкой народов России, композитор записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни, составил и опубликовал (совместно с историком-фольклористом М. А. Максимовичем) сборник «Голоса украинских песен» (1832, издан в 1834). Лишь в 1843 году Алябьев получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Здесь он снова входит в театральную среду, пишет музыку к драматическим спектаклям. В 1847 году завязывается его дружба с А. С. Даргомыжским.
Алябьев был женат с 1840 года на Екатерине Александровне Офросимовой, урожденной Римской-Корсаковой (15.08.1800 —1854), с которой композитора связывала давняя симпатия. Своих детей у Алябьевых не было, но они заботились о Леониле Пассек (сестре Вадима Пассека, историка Симонова монастыря), которую будущая жена композитора взяла на воспитание около 1831 года.
Умер композитор в Москве 22 февраля 1851 года, похоронен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых.
В 1920—1930-е годы некрополь Симонова монастыря был разрушен. 24 февраля 2009 года состоялась торжественная церемония открытия памятного креста на символической могиле композитора Александра Алябьева в Москве, у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.
Первый памятник А. А. Алябьеву находится с 1998 года в селе Рязанцы, Московской области, скульптор Н. Ф. Венгрин.
Адрес: улица Мира, Тобольск, Тюменская область. Координаты: 58.196272, 68.244293