Город Тюмень в конце XVIII века
Тюмень в XVIII в. изменялась качественно: после пожара 1766 г. ее отстроили вновь уже по генеральному плану, и была в этом отношении одним из первых городов России и первым в Сибири. В городе появились первые каменные здания - церкви, два «гражданских» - винный склад и двухэтажное здание магистрата, позже названное «присутственными местами», тюремный замок.
Тюмень практически перестала быть «пашенным городом», она стала городом ремесленников и купцов. Основным видом промышленности была обработка кож: вырабатывалась в основном юфть из шкур крупного рогатого скота. В 1789-1791 гг. в Тюмени было 142 семьи кожевников, из них 25 семей купеческих, 96 - цеховых, 21 - мещанских. Произошла специализация по обработке кожевенного сырья: более богатые обрабатывали дорогое сырье: кожи яловые, опойку, выростку; мастера победнее обрабатывали овечьи и козьи шкуры. Настоящую юфть стали делать со второй половины XVIII в. Возникло разделение труда: шкуры обрабатывали строгальщики-надомники по заказам крупных хозяев.
К 1792 г. в Тюмени работало 114 сапожников. Среди них тоже было разделение труда по операциям изготовления обуви. Выросло и количество мыловаров с 4 в 1720 г. до 12 в 1792 г. М. Чулков писал в 1775 г., что «мыло...тюменское за самое лучшее почитается».
В Тюмени появилось много неизвестных ранее ремесел: канатчики, вязальщики чулок и рукавиц, стекольщики, часовщики, пильщики, модистки, красильщики и набивщики холстов, колбасники, шляпники, ковровщики и др.
Клееварный завод был открыт в Тюмени в 1729 г. В. Конушиным. Он вырабатывал до 1200 пудов клея в год, перерабатывая до 8000 пудов кожевенной мездры (отходов производства) и обрезков. За год сжигали 30 кубических саженей дров. Работали наемные рабочие - 10 человек. В конце XVIII в. клей большими партиями отправлялся во Францию.
В XVIII в. в Тюмени сформировался своеобразный тип купца-промышленника, владельца какого-либо производства, а не купца-коммерсанта, получавшего доходы с перепродаж. Однако и у первых, и у вторых первичное накопление капиталов шло медленно. Чтобы сколотить приличное состояние, нужны были десятилетия напряженного труда и такие черты характера, как прижимистость, скупость, жадность, жестокость; были случаи получения первичного капитала и преступным путем. Например, Переваловых подозревали в грабежах и разбое на Сибирском тракте. Купцы, откупавшие рыбные «пески» на севере, не стесняясь обирали аборигенов, закабаляя их на многие годы, опутывая долгами.
Многие купцы и промышленники не занимались одним делом, а были, так сказать, многостаночниками: торговали хлебом, рыбой, скотом, чаем, пушниной, водкой, брали подряды на поставку продуктов в казну, занимались рыбной ловлей на севере, ямщиной, нанимая ямщиков на своих лошадей и транспортные средства.
Для торговли, строительства и других видов хозяйственной деятельности нужны были грамотные люди. Официальных школ в Тюмени ни в XVII, ни в первой половине XVIII в. не было. Грамоте детей обучали специально нанимаемые «учителя» из священнослужителей, писарей и других грамотных людей. Первая тюменская школа для детей церковнослужителей была открыта только в 1761 г. при уездном духовном правлении. Просуществовала она всего пять лет. В 1780 г. при Свято-Троицком монастыре открыли славяно-русскую школу, тоже для детей священнослужителей.
Первая светская школа для детей всех сословий под названием Малое народное училище открылась 24 ноября 1789 г. в доме известного в Тюмени богатого купца-кожевника Прасолова, исполнявшего должность бургомистра Тюмени. В течение двух лет детей обучали письму, чтению, священной истории, рисованию и нумерации (арифметике). В разные годы набиралось от 20 до 65 детей. С этим учебным заведением Тюмень вступила в XIX в. Солдатских и казачьих детей обучали в Тобольской гарнизонной школе.
На конец XVIII в. в Тюмени проживало около 6000 человек. Купца Прасолова следует считать первым тюменским благотворителем, или меценатом, как стали говорить позже. В XIX в. в Тюмени уже было много богатых людей, жаловавших часть своего имущества или денег на общественные городские потребности.
В XVIII в. в Тюмени среди прочих церковных праздников по-прежнему почитались «девяты» - девятое воскресенье после Пасхи. Сведения о празднике «На Ключе» дошли до ушей бывшего митрополита Сибирского Филофея Лещинского, который в те годы оставил по состоянию здоровья церковную должность и жил в монастыре под именем схимника Феодора. Однажды в разгар праздника он неожиданно приехал на Ключ и застал нетрезвый народ, «предававшийся бесчинствам». Феодор пытался «своими архипастырскими отеческими словами» призвать тюменцев к благоразумию, но, видимо, это ему не удалось. По распоряжению Феодора Ключ засыпали землей, запретили носить туда иконы.
После смерти Филофея в 1727 г. тюменцы опять стали ходить на Ключ с иконами из женского монастыря, а когда его при Екатерине II закрыли, то крестный ход отправлялся из церкви Архангела Михаила. Постепенно крестные ходы прекратились, на Ключе остались только очень многолюдные народные гулянья. Территория Большого Городища в то время была почти не застроена, так что погулять было где. Гуляния «на Ключе» проводились в «девяты» до начала XX века.
Длительные праздничные периоды приходились на Святки - между Рождеством и Крещением, Масленицу - неделя перед Великим постом и Пасхальную неделю («Красная Горка») - от Пасхи до Радуницы (родительского дня). В Святки гадали о будущем, играли в карты, щелкали кедровые орехи, катались на лошадях и с ледяных гор. На Масленицу также катались на лошадях, ходили и ездили в гости к родственникам, устраивали свадьбы. В конце недели изготовляли и при большом стечении народа сжигали чучело Зимы - в эту пору уже появлялись в природе признаки приближения весны. На Пасхальной неделе качались на качелях, катались на каруселях, играли в лапту и другие подвижные игры на весеннем воздухе.
Новый год, введенный Петром I, приходился на Святки, и потому долго не выделялся в особый праздник. Это был скорее официальный праздник, чем семейный, каким он стал только в XIX веке.
К середине XVIII в. у тюменских богатеев стали входить в моду балы и маскарады, но староверческое купечество сторонилось их. Тюменцы уже прилежно молились «стеклянному божку» - потребляли алкогольные напитки. К услугам простонародья в 1724 г. имелось 9 кабаков. Власти строго запрещали домашнее изготовление спиртных напитков. В документах начала XVIII в. имеются сведения, что такими делами занимались в основном проживавшие в Тюмени пленные шведы, сосланные сюда Петром I. Конечно, и тюменцы приобщались самогоноварению.
Весной 1792 г. в лавке купца Ивана Колмакова появился в продаже невиданный товар - «турецкий горох» - кофе в зернах. Продавался он впридачу с розовым маслом. Тюменцы не имели представления о его приготовлении. Имя первого кофевара Тюмени сохранилось в анналах истории благодаря рапортам городского брандмайора и околоточного (полицейского): мещанин Андриян Кондрашкин сын «варил кашу на пробу» из двух горстей турецкого гороха и «поливал ее розовым маслом, напустив дыму и несносной вони на всю округу».
Источник: Иваненко А.С. Четыре века Тюмени. Очерки живой истории старинного сибирского города. — Тюмень: Радуга-Т, 2004. — 368 с.