Топ-100

Тюмень в начале XX века

Опубликовал: murashka, 17-01-2024, 15:26, Путешествие в историю, 132, 0

Дом музей Машарова

В книге «Список населенных мест Тобольской губернии», изданной в 1904 г., дан развернутый паспорт тогдашней Тюмени. О ней там сообщается следующее:

«Тюмень - уездный город. Основан в 1586 г. Расположен по обоим берегам р. Туры при впадении в нее речки Тюменки. Заселенная площадь города включает в себе 32 кв. версты. Число дворов 4215. Число жителей 29690, в том числе мужчин 13933, женщин 15757. Улиц и переулков 110. Площадей 4. Бульваров 2. Православных церквей 16. Часовен 4. Православный мужской монастырь. Реальное училище. Женская прогимназия. Городское мужское 4-классное училище. 6 мужских и 3 женских приходских училища. 7 церковноприходских школ. 2 библиотеки. 1 читальня. Метеорологическая станция. Музей. Одно частное периодическое издание «Сибирская торговая газета». 3 типографии. 3 аптеки. 7 врачей. 2 повивальные бабки (акушерки - А. И.). 5 фельдшеров. 4 фельдшерицы. 3 ветеринара. Городская богадельня. Родильный дом. Сиропитательное заведение. 271 торговая лавка. 1 аптекарский магазин. 12 казенных винных лавок. Театр. Извозчиков легковых 95, ломовых 63. Телефон. Ярмарка с 5 июня по 20 июля. Тюремный замок. 4 кладбища. Освещение улиц керосиновое».

В этом же 1904 г. тюменский уездный исправник Калугин дал такие пояснения на «вопросный лист Тобольского губернского статистического комитета»: в реальном училище было 12 преподавателей и 227 учеников, в женской прогимназии было 10 учителей и 389 учениц. Высших учебных заведений в Тюмени не было, реальное училище считалось «средним» учебным заведением, вроде современного техникума.

В городе было 2 библиотеки: городская с читальным залом и комитета попечительства о народной трезвости.

Одна городская больница имела 40 кроватей (теперь говорят - коек), врачей было 7, в том числе один вольнопрактикующий (частник).

Театр Текутьева был единственным в Тюмени. Музей только при реальном училище, тот, что создали И. Я. Словцов и Н. М. Чукмалдин. В Тюмени было три типографии и шесть фотографий.

К концу XIX в. в Тюмени сформировались свои рабочие окраины: Сараи Большие (или Копыловские) и Малые (или Угрюмовские) - они находились за железнодорожной веткой между станциями Тюмень и Тура, - там были кирпичные заводы названных владельцев; пространство между ул. Новой (Профсоюзной) и названной веткой от ул. Царской до Туры, Городище Большое, Кузницы, Заречье, Затюменка.

В Тюмени было мало промышленных рабочих, так как было мало заводов. В мастерских преобладали сезонники, крестьяне, было много неквалифицированных рабочих - грузчиков, ямщиков и т.п.

Рабочие жили тяжело: их трудовой день длился 12-14 часов и больше. В 1897 г. царское правительство издало указ о его снижении до 11,5 часов, однако частные владельцы предприятий Указ не выполняли. Условия труда были тяжелыми: помещения были то холодные, то очень жаркие и душные, шумные, слабо освещенные, поэтому на предприятиях отмечался высокий травматизм, болезни. Все тюменские купцы-промышленники были беспощадными эксплуататорами рабочего народа, скупо оплачивали труд взрослых, а дети работали часто бесплатно, «за учебу».

Однако в ряду тюменских заводчиков было «не без урода». Таким «уродом» был лесозаводчик Карпов. Он по личной инициативе ежегодно увеличивал заработок своим рабочим и считал, что это способствует росту его прибылей, так как рабочие работали прилежнее. К сожалению, его взгляды на оплату труда не разделяли другие «хозяева жизни» Тюмени.

В начале XX в. в Тюмени возникли новые промышленные предприятия. В 1900 г. Николай Дмитриевич Машаров (1865-1922 гг.) учредил торгово-промышленное «Товарищество Н.Д. Машаров и К°», купил у А.Г. Заколяпина небольшую чугунолитейную мастерскую и основал завод по изготовлению сельхозмашин, запасных частей к ним. Завод быстро рос и развивался, появились цехи: чугунолитейный, гвоздарный, кузнечный, эмалировочный, токарно-слесарный, имелась котельная с паровым котлом, паровой молот, завод освещался электричеством, станки работали на электроприводе. Через 10 лет завод выпускал не только различные хозяйственные изделия из чугуна, эмалированную посуду и всевозможные гвозди, но и принимал заказы на изготовления по чертежам и рисункам любых литых из чугуна и меди и кованных деталей ко всевозможным машинам, что указывало на высокий уровень технических возможностей предприятия.

Н.Д. Машаров родился в семье крестьянина Шайтанской волости Екатеринбургского уезда Пермской губернии. Родители его в 1883 г. переехали в Тюмень. Николай Машаров работал юнгой и капитаном на пароходах братьев Кухтериных, которым он так приглянулся, что они отдали за него свою сестру Екатерину с хорошим приданым. В 1898 г. речник женился и вскоре сошел на берег, занялся промышленным производством. В «Товарищество Н.Д. Машаров и К» входили богатые, именитые люди города. Видимо, знавшие деловую хватку молодого предпринимателя: В.Л. Жернаков и И.И. Сергеев - купцы, М.Е. Дементьев, Г.А. Андреев, торговый дом «П.И. Гилева сыновья», внесшие в общее дело от 6 до 10 тыс. рублей. Два срока - с 1907 по 1915 г. Н.Д. Машаров избирался «гласным» городской думы.


Дом музей Машарова

Дом, купленный Н.Д. Машаровым к свадьбе, сохранился на ул. Ленина, там с 1994 г. располагается филиал областного краеведческого музея «Дом Машарова». В 1919 г. его национализировали и назвали «Механик», позже он стал станкостроительным. К 2023 году на месте завода построили жилой комплекс "Машаров".

Судьба Н.Д. Машарова неизвестна. По одной версии, он ушел с колчаковцами на восток и где-то погиб. По другой - был расстрелян ЧК в Екатеринбурге в 1922 г.

31 августа 1904 г. выдано свидетельство Обществу спичечных фабрик Воронцова и В. Логинова на строительство в Зареке на берегу Туры спичечной фабрики, которая выпускала и фанеру. Это был филиал екатеринбургской фабрики предпринимателей. Фабрика построена, видимо, в 1905 г. и производила продукцию отличного качества, отмеченную медалями международных выставок начала века. Это было крупнейшее спичечное предприятие в Сибири.

Раньше Тюмень обходилась мелкими водяными и ветряными мельницами для производства муки, а в начале XX в. появились в городе механизированные мельницы: В.Л. Жернакова на ул. Ишимской (Орджоникидзе), А.И. Текутьева на южной окраине Тюмени, братьев Шадриных на р. Бабарынке.

Самая крупная и современная мельница, построенная на американский манер еще в 1893 г., принадлежала А.И. Текутьеву. Оборудование было российское и зарубежное, для размола использовались вальцевые станки, продукты дробления зерна просеивались на рассевах, с этажа на этаж полуфабрикаты перемещались самотасками (транспортерами). На фабрике работало полторы сотни рабочих (к сожалению, мельница не сохранилась).

Первый спиртзавод в самой Тюмени построило товарищество «Н. Тартаковский и Ко» на р. Бабарынке в 1907 г., здесь же вырабатывались дрожжи. Однако производство оказалось невыгодным, и в 1910 г. товарищество построило мучную мельницу, тоже по «американскому образцу», как и у А. И. Текутьева, но вскоре продало ее братьям Шадриным. Мельница работала до 1990 г., в 1962 г. ее перевели на электрический привод. Здание сохранилось до сих пор.

Первым водочным заводом был «казенный винный склад» неподалеку от вокзала ст. Тюмень. Здесь производство тоже было механизированным: машина мыла посуду, подавала под наполнение, наполняла бутылки, наклеивала этикетки. Завод работал до 1942 г., когда его перевели в здание Ильинской церкви, а в помещениях расположили завод пластмасс. Еще до 1917 г. к зданиям подвели железнодорожную ветку.

Развивалась лесопереработка. Лесопильные заводы Тюмени изготовляли доски, балки, брус, шпалы. На берегу Туры ниже пристаней были лесозаводы братьев Кыркаловых (крупнейший в Тюмени), Агафонцева, Романова, в Заречье - Новоселовых, Карпова, «Курбатова У. С. наследники». И. А. Носков владел столярным предприятием, где в 1911 г. работало около 300 рабочих. Это были крупные лесоперерабатывающие предприятия, но было немало мелких, занимавшихся традиционным производством транспортных средств - всевозможных телег, саней, лодок, бочек и т.п. Леса вблизи Тюмени были уже основательно порублены, поэтому лес-кругляк сплавляли к Тюмени с верховий Туры от Туринска и Верхотурья или снизу - с берегов Тобола.

К кожевенному заводу Колмогоровых, крупнейшему в России, в начале века прибавилось «Акционерное общество кожевенного производства В. А. Собенникова в Тюмени», «Товарищество кожевенного производства и торговли «Братьев Плишкиных». Резко сократилось количество мелких «домашних» кожевенных «заводов».

Зареченские промышленники построили к своим предприятиям водопровод из Туры, но об очистке стоков своих предприятий по-прежнему не беспокоились.

В 1910 г. городская Дума постановила проложить новый водопровод, чтобы водозаборные сооружения находились выше города по течению Туры, в районе монастыря.

Строительные работы начались в 1913 г. В 1914-1915 гг. построили водонапорную башню на краю Базарной площади, где она стоит и теперь. В 1915 г. новый водопровод с металлическими трубами начал работать. За постоянную заботу о строительстве водопровода в 1916 г. бывшему городскому голове Павлу Ивановичу Никольскому присвоили звание Почетного гражданина города Тюмени. Водопровод работал до 1938 г.

В начале XX в. в Тюменскую думу стали поступать предложения об устройстве электрического освещения в домах и на улицах, освещавшихся газовыми и керосиновыми фонарями. Свои услуги предлагали Н. А. Мясников, С. Н. Щербаков и Ф. Ф. Поль из Омска. Дума в 1908 г. объявила конкурс и на заседании 29 сентября этого же года выбрала более интересный проект Ф. Ф. Поля: он обещал построить электростанцию на 2000 ламп, сделать это быстро и брать за освещение совсем недорого.

Дело «завертелось» быстро, С. Н. Щербаков - конкурент Поля по проекту - становится его компаньоном, к ним присоединяются И. В. Джонс (тюменец) и В. П. Бурков (житель г. Каинска, теперь г. Куйбышев Новосибирской области), тюменский купец В. Л. Жернаков. В июле 1909 г. городскую электрическую станцию уже приняла специальная комиссия. В Тюмени на улицах сразу прибавилось деревянных столбов с навешенными проводами: до этого были только телефонные.

Станция находилась в середине квартала современных улиц Челюскинцев – Ленина – Кирова - Республики. Электрическое освещение получал центр Тюмени до современных улиц Челюскинцев - Первомайской и Торговой площади. В 1910 г. город выкупил электростанцию у ее создателей и владельцев «товарищества тюменских электростанций» - Ф. Ф. Поля, С. Н. Щербакова, В. П. Буркова, И. В. Джонса, В. Л. Жернакова. Дума решила расширить электростанцию, приобрела для нее новое место на пересечении улиц Спасской и Войновской (Ленина и Кирова). Здание построили к 1912 г. В 30-е гг. его надстроили вторым деревянным этажом и превратили в жилой дом. Весной 2002 г. его разобрали под строительство современного дома «повышенного уровня жизни».

Продолжало деятельность «Западно-Сибирское товарищество пароходства и торговли» («Товарпар»), основанное в конце XIX в. местными купцами И. И. Игнатовым, А. И. Трапезниковым, москвичом И. И. Казаковым, купчихой из Казани В. П. Карповой, но из него вышел тоболяк А. М. Плотников. Товарищество держало монополию на перевозке товаров и людей по рекам Западной Сибири. Биржевая торговля появилась в Тюмени в 1910 г. с учреждением первой товарной биржи, где торговали зерном, сахаром, мукой, маслом и другими местными товарами. Продолжала работать летняя ярмарка в Тюмени. В городе работало около 450 торговых заведений: лавок, магазинов и т.д.

В 1913 г. в Тюмени было зарегистрировано 82 промышленных предприятия. Существенно увеличилось население: если в первом году XX в. в городе жило 29651 человек, то в 1914 г. - уже 42550 человек. Тюмень заняла пятое место среди городов Сибири по числу жителей и обогнала в этом губернский Тобольск.

И в начале XX в. через Тюмень продолжали двигаться в Сибирь ссыльные и переселенцы, количество которых резко увеличилось в годы столыпинской реформы 1906-1910 гг.

В 1891 -1904 гг. транссибирская железная дорога строилась из Челябинска через Курган, Омск к Тихому океану. Тюмень оказалась в транспортном тупике. Сама собой напрашивалась идея продолжения железнодорожного пути от Тюмени до Омска, чтобы связать Екатеринбург и промышленный Урал с хлебной Сибирью. Однако была партия сторонников строительства дороги из Екатеринбурга на Курган через Шадринск. Тюменские купцы приложили все свое влияние и, возможно, капиталы, чтобы убедить в столице нужных людей в строительстве дороги Тюмень-Омск.

2 сентября 1902 г. городская дума решила обратиться к министру финансов С.Ю. Витте с просьбой о постройке железной дороги Тюмень-Омск, пользуясь тем, что министр проезжал по Сибири. Поручили составить докладную записку А.И. Текутьеву и известным гражданам города: С.И. Колокольникову, А.С. Колмакову, М.А. Вяткину и Т.А. Андрееву. Они же в Челябинске вручили ходатайство и записку министру 21 октября. Несколько позже А.И. Текутьев с двумя сопровождавшими ездили в Питер с новым ходатайством о дороге.

Летом 1905 г. изыскатели во главе с инженером Г. В. Андрияновым провели разведку трассы. В апреле 1909 г. комиссия по новым железным дорогам утвердила проект «Тюмень- Омск». Тюменцы с городским головой А.И. Текутьевым соблазнили комиссию тем, что вдоль этой дороги можно поселить более 150 тысяч переселенцев из центральной России, а в те годы А.П. Столыпин активно переселял в Сибирь все новые и новые партии крестьян.

Обиженные шадринцы жаловались в Государственную Думу, будто А.И. Текутьев «дал гешефт» (подарок -А.И.) в 100 тыс. рублей, а они столько дать не смогли. Андрей Иванович в докладной записке в Думу открещивался от этого упрека, что «он такой нахальной суммы для гешефта не мог бросить потому, что местность Тюмень-Омск для общего народного блага сама за себя говорит и без гешефта».


Ялуторовский вокзал

Летом 1909 г. началась отсыпка пути на Ялуторовск. Начальником работ был инженер С. Беэрь. В Екатеринбурге находилось управление стройки. 1 ноября 1913 г. линию Тюмень - Омск приняли в эксплуатацию, и Тюмень получила выход на восток.

Однако постройка железной дороги Тюмень-Омск имела и негативные последствия для города, так как он «перестал быть конечным железнодорожным пунктом и его значение как центра хлебной и вообще крестьянской торговли, стягивающего груз гужевой доставки, пало». Без работы осталась огромная армия ямщиков, шорников и других рабочих, обслуживавших гужевой транспорт.


Владимирское сиропитательное заведение

В 1911 г. Тобольскую губернию поразила засуха, случился недород хлеба, в Тюмень хлынули толпы голодных. Владимирское сиропитательное заведение было переполнено и не могло принять «детей на прокормление», богадельня «не в состоянии более вмещать желающих туда попасть». 22 ноября 1911 г. городская дума постановила учредить бесплатные столовые для бедных, открыть продовольственно-врачебный пункт, продавать бедным муку по низкой цене. Открыли подписку по сбору средств на содержание бесплатных столовых среди жителей Тюмени. Возглавил работу по организации помощи голодающим городской голова П. И. Никольский.

В городе в 1911 г. появилась специфическая услуга для населения - «приют для опьяневших», или по-нынешнему - вытрезвитель. Располагался он в полуподвале Народного дома (ул. Ильинская - 25-е Октября, 13 теперь). Приют был бесплатным, вмещал 13 человек, их там отпаивали рассолом, давали нюхать нашатырь и слушать граммофон «для возвращения трезвого взгляда на явления жизни». Плату за посещение «приюта» стали брать с 1913 г.

Начало XX в. отмечено в Тюмени появлением новой спортивной игры - футбола. В 1912 г. 16-летний парень Костя Пятчин из газет и журналов узнал об этой игре, мяч выписал через магазин из Питера и организовал первую команду. Ребята сшили себе оригинальную форму: суконные брюки клеш, черные атласные рубашки с белыми бантами и черные же фетровые шляпы (тогда взрослым парням ходить по улице в коротких брюках считалось крайне непристойным, шокирующим публику явлением). Команды различались по цвету нарукавных повязок. Игра понравилась как игрокам, так и публике. Через пару лет тюменские футболисты провели первый товарищеский матч с игроками г. Шадринска.

В 1913 г. году «местные магометане возбудили перед губернской администрацией ходатайство об открытии в г. Тюмени русско-татарского училища» и отпуске 1500 рублей на строительство здания школы. Дума постановила «открыть с будущего года такую школу в Тюмени».

В конце июня 1914 г. по пути в родное село Покровское приехал в Тюмень известный «друг» царствующего дома Романовых Григорий Ефимович Распутин. 28 июня он прибыл в свое село, а назавтра к нему срочно вызвали хирурга: его опасно ранила в живот кинжалом некая Хиония Гусева, добравшаяся до Покровского специально для осуществления своего замысла из г. Царицина (теперь Волгоград). Из Тюмени хирург Владимиров и медсестра Федорова мчались на тройке быстрее ветра, срочно меняя лошадей на ямских станциях в Борках и Созоново, чтобы оказать помощь «другу» императорского дома.


Городская больница где лечили Распутина

В Тюмень тяжело раненного Распутина привезли 3 июля на пароходе «Ласточка» и доставили в городскую больницу (бывшая третья городская на ул. Даудельной). Пролежал здесь Григорий Ефимович до 17 августа, так как рана плохо заживала.

Более месяца Тюмень была в центре внимания всей России. Сюда наехали толпы столичных журналистов, телеграф едва справлялся с приемом сочувственных телеграмм. Были беспокойные телеграммы от царя Николая II и царицы. В больнице Распутина посетил тобольский губернатор, архиерей, масса друзей и знакомых из Москвы, Петербурга. Тобольска и других городов. Местная газета призывала горожан «гордится, что нашу Тюмень посетило столько столичных знаменитостей».

В те дни, когда Распутин лежал в тюменской больнице, Россия вступила в войну с Германией. Николай II советовался по этому поводу с Распутиным, который был решительно против войны и всячески отговаривал царя. Хотя авторитет Распутина в царской семье был очень высок, Николай II не внял его уговорам и ввязался в войну. После, уже в 1916 г., Распутин сожалел, что в ответственные дни оказался далеко от Николая II. Он был уверен, что мог бы убедить царя держаться в стороне от воюющих.

Покушавшуюся на Г.Е. Распутина X. Гусеву посадили в тюменскую тюрьму. Суд состоялся только 3 июля 1915 г. в Тобольске. Женщину признали душевнобольной и поместили в лечебницу. Оттуда ее выпустили в марте 1917 г. по распоряжению А.Ф. Керенского, тогда министра юстиции Временного правительства. Удостоверение об освобождении подписал Тобольский губернский комиссар В. Пигнатти.

1 августа 1914 г. началась война, которую позднее историки назовут Первой Мировой.

В России ее вначале называли Второй Отечественной (первой считали войну 1812 г. с Наполеоном). Резкого всплеска великорусского шовинизма и ненависти к немцам в Тюмени не наблюдалось, хотя добровольцы идти на защиту Отечества были.

Уже 10 сентября тюменская дума обсуждала вопрос, где разместить 6000 пленных солдат и 60 офицеров? Где брать на это деньги? 17 октября городская управа обсуждала положение об устройстве госпиталя для раненых и больных воинов. Торговый дом «И. П. Колокольникова Н-ки» обязался устроить на свой счет госпиталь на 50 кроватей в здании коммерческого училища. На средства города и пожертвования богатых жителей намеревались открыть госпиталь на 75 кроватей. В марте 1916 г. дума обсуждала предложение члена продовольственной комиссии Н. И. Беседных о введении распределения продуктов питания по карточной системе, однако никакого решения принято не было, поскольку члены думы (гласные) о таком деле не имели никакого представления, им было трудно понять: как это продукты питания, которых в Тюмени всегда хватало для всех (правда, не в одинаковой мере), вдруг выдавать по карточкам.

Многие тюменские купцы получили военные заказы и наживались на них весьма неплохо. В архивах сохранились документы, например, о поставке тюменским купцом Михалевым свежей и соленой рыбы для армии по завышенным ценам; кожевенное товарищество «Братья Плишкины» было поймано на поставке в армию недоброкачественных сапог: в их задники вместо кожи поставили бересту.

Еще в начале 90-х гг. XIX в. в Тюмени появился цирк-театр. Ему отвели место на краю Рыночной площади, в конце XIX-начале XX в. цирк работал и зимой, отапливался печами. С 1910 г. цирковая труппа стала постоянной.

В начале XX в. в Тюмени работало реальное, коммерческое, ремесленное училища, женская гимназия, уездное училище и несколько двух- трехклассных приходских школ. При каждом учебном заведении в конце ХIХ-начале ХХ вв. работали благотворительные общества помощи бедным учащимся. Первое такое общество попечения об учащихся в уездном и начальных училищах появилось в 1883 г., следующее общество вспомоществования нуждающимся учащимся Тюменской женской гимназии - в конце 1889 г., общество вспомоществования бедным учащимися частного училища бр. Колокольниковых - 1911 г.

Таким образом богатая часть тюменского общества помогала бедным, но способным ученикам получить образование и хорошее место в жизни. Члены обществ работали бесплатно, на общественных началах. Они заботились о внесении платы за учение, добывали на это средства у богатых горожан, бесплатно выдавали учебники и пособия, или продавали их по дешевой цене, снабжали учеников одеждой, обувью, устраивали дешевые или бесплатные столовые. Наиболее способные за счет обществ получали не только среднее, но и высшее образование. Некоторых учеников богатые горожане брали на полное содержание.

22 сентября 1902 г. купец гильдии и городской голова А.И. Текутьев на свои средства в своем театре впервые показал тюменцам кинофильм, или, как тогда говорили, «иллюзион». Однако первый кинотеатр открылся в Тюмени только в конце 1910 г., когда А.И. Ромашов построил свой «Вольдемар» на 380 зрителей на ул. Царской (здание не сохранилось). Вскоре открылись кинотеатры «Палас», «Весь мир», «Био», «Прогресс», «Модерн», «Гигант».

В начале XX в. велосипедов в Тюмени было еще мало, они исчислялись штуками, тем не менее, по решению Думы, владельцев их обложили дорожным сбором. По городам путешествовали спортсмены, хорошо освоившие новый транспорт, с показательными выступлениями. В начале августа 1906 г. двое велосипедистов - Караев Б.П. и Петров Н.Я. - заехали в Тюмень. Это были велосипедные асы. «Сибирская торговая газета» писала, что «Б.П. Караев считается первым фигуристом России и лучшим ездоком Санкт-Петербурга на скорость. Н.Я. Петров имеет более 300 призов, выигранных в разных городах России».

13 августа на ипподроме состоялись первые в истории Тюмени показательные выступления опытных велосипедистов и состязания их с местными любителями. От Тюмени участвовали Бобиков, Брандт, Вершинин, Рекелькам, Шмыров, Комаровских и др. В гонках на одну и десять верст победили гости. Через сутки -15 августа - состязания продолжались. И тут заезжие знаменитости оконфузились: тюменец Бобиков обогнал и далеко опередил их. По условию, победителю заезда полагался золотой жетон, но Петров обещал выдать приз по окончанию соревнований. Однако публика с трибун потребовала выдать золотой приз немедленно. У Петрова обещанного жетона не оказалось, и он предложил Бобикову взамен пять рублей. Бобиков отказался. Описывая это событие, газета сообщала, что «чемпионы сбежали с ипподрома». Так закончились первые тюменские велогонки.

В Тюмени продавали велосипеды купцы И. Альтшуллер и И. Брандт, все они были иностранного производства.

Первый автомобиль появился в Тюмени весной 1907 г. Ездил на нем инженер Беднарский (Бернарский) Эдуард Максимилианович, руководивший работами по расчистке фарватера Туры и Тобола. Один из выездов закончился аварией: у перекрестка улиц Царской (Республики) и Телеграфной (Красина) тюменские непуганые лошади, увидев и услышав непонятную тарахтящую повозку, рванули в галоп по Телеграфной, другой экипаж испуганные лошади опрокинули, человек вывалился наземь и чудом остался жив.

Городская дума в 1911 г. разработала и утвердила первые правила езды по Тюмени на велосипедах, автомобилях и мотоциклетах.

Осенью 1913 г. арендатор Загородного сада М.А. Шмыров просил городскую управу о разрешении открыть с 1914 г. маршруты автомобилей-такси от сада до железнодорожного вокзала и Затюменки, обещал брать умеренную плату. Обращение осталось без последствий.

Некоторые старожилы Тюмени вспоминали, что легковой автомобиль имели в 1913- 1914 гг. купцы Колокольниковы.

19 июня 1912 г. один из первых российских летчиков А. А. Васильев (1882- 1918 г.) провел на ипподроме показательные полеты на французском самолете, тогда говорили - на аэроплане. Так тюменцы познакомились еще с одной технической новинкой века - авиацией.

Это событие подробно описал корреспондент «Сибирской торговой газеты»: «Один за другим все выше и выше описывал Васильев плавные круги над полем... Четвертый круг. Плавный поворот к трибунам. Мотор выключен, винт замедлил ход. Красивым плавным скольжением самолет Васильева опустился на землю. Аплодисменты и выкрики «Браво» нарушили притаенную тишину. Небольшой антракт. И сразу второй взлет на фоне уже темнеющего неба. Еще выше, метров на 300-400, поднимается на машине уверенный в себе авиатор и описывает в вышине грандиозную восьмерку... Волшебная птица и ее властелин снова на пыльной земле. Коснувшись ее, «Блерио» на секунду подпрыгнул вверх, словно не хотел снова опускаться из свежих волн высоты в тюменскую пыль... Обыватели города, на мгновенья побывав мечтой в небесах, тоже опустились на матушку-землю и поплелись по родным улицам в надоедливую пыль и грязь, возвращаясь к суете мелких обывательских делишек».

В конце XIX - начале XX в. Тюмень была «гитарной столицей» России: здесь жил и работал Алексей Максимович Афромеев (1868-1920 гг.) - общественный деятель, педагог, музыкант, издатель сборников нот для игры на семиструнной гитаре «Музыка гитариста», «Аккорд», «Школа игры на гитаре», учебника «Заочные уроки игры на гитаре», выдержавшего более 20 изданий, общероссийского журнала «Гитарист», а также газеты «Ермак» с 1912 по 1918 гг. Он имел магазин нот «Сибирская лира». Газета «Ермак» была очень популярна в городе, так как быстро откликалась на все события тогдашней жизни. Ее издатель старался держаться нейтральной позиции в партийных спорах. Дом А. М. Афромеева находился на углу ул. Республики и Подаруевской (Семакова), его снесли в середине 60-х гг. XX в., когда построили новое здание пединститута (университета).

В начале века пассажиров по городу развозили легковые извозчики на 17 фаэтонах и бричках. Проезд стоил дорого, например, из Заречья до железнодорожного вокзала возили за 50-75 коп. (для сравнения - 100 куриных яиц стоили 5 коп.). Таксу устанавливала городская дума. Существовали правила поведения пассажиров и извозчиков. «Пассажир должен вести себя чинно, семечек подсолнуха не лузгать, по сторонам не плевать и находиться в трезвом духе». Пьяных возить запрещалось. Дамам и девицам нельзя было махать шляпами и косынками, громко хихикать и по возможности воздерживаться от громкого чихания.

Извозчики должны были иметь опрятный вид, носить на видном месте номерную бляху, везя пассажиров - не материться и не производить непотребных жестов. Им разрешалось брать чаевые до рубля, кроме платы за проезд.

В 1912 г. в Тюмени общественность отмечала столетие Первой Отечественной войны 1812 г.; в феврале 1913 г. - 300-летие Дома Романовых (к юбилею в Петербурге выпустили медаль с изображением первого Романова Михаила Федоровича и Николая II); в 1914 г. - столетие со дня рождения М.Ю. Лермонтова. По этим случаям проводились молебствия, литературные и музыкальные вечера в учебных заведениях, клубах и других общественных местах.

К Рождеству 1912 г. перед зданием городской думы впервые установили елку высотой 27 м, доставленную из Тугулымского лесничества. Украшали ее солдаты местной военной команды стеклянными шарами и шариками, китайскими хлопушками, картонными и ватными фигурками зверей и рыб, были также свечи, медовые коржи и пряники.

Известный исследователь Зауралья, путешественник К. Носилов в 1914 г. писал о Тюмени: ... «трущобой» я знал лет 25 назад и г. Тюмень. Скромненькие постройки, полная неподвижность улицы и только одни блестящие золотыми крестами красивые храмы. Теперь храмы, с развесистыми душистыми летом липами, как бы спрятались за высокие новые строения, и по улицам выросли многоэтажные дома, предъявившие право на внимание.

Царская, главная, улица, где еще 25 лет назад, мне рассказывали, не только благодаря колоссальной грязи находили галоши, разную обувь, но даже погибших в ней людей, вероятно, попавших в пьяном виде в грязную кашу, ныне не узнаваема: вся обстроена, словно по рисунку, громадными красивыми зданиями, представляющими чудный проспект, нижние этажи все заняты богатыми магазинами, улица давно вымощена и представляет в этом отношении уголок Петербурга, а залитая ночью электричеством, уже совсем местами переносит в эту северную столицу».

Источник: Иваненко А.С. Четыре века Тюмени. Очерки живой истории старинного сибирского города. — Тюмень: Радуга-Т, 2004. — 368 с.

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • +1
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Январь 2025 (4)
Декабрь 2024 (26)
Ноябрь 2024 (57)
Октябрь 2024 (55)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (39)
Календарь
«    Январь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов с сайта ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.