Топ-100

Как строилась и расширялась Тюмень в XX веке

Опубликовал: murashka, 16-01-2024, 13:54, Путешествие в историю, 129, 0

Улица Полевая

В начале XX века на Большом Городище было заселено не боле двух улиц. За железной дорогой Екатеринбург-Тюмень построек практически не было. В начале XX в. купец Семенкин построил там лесопилку и собственный жилой дом - двухэтажный, с мезонином. При Советской власти дом и завод национализировали и назвали «Большевик». Первую улицу вдоль железной дороги тоже называли «завод «Большевик» (теперь Волгоградская). В память о заводе осталась небольшая улочка Большевиков.

За железнодорожной веткой между ст. Тюмень и Тура располагались кирпичные заводы Угрюмова и Копылова, кузницы в начале Сибирского тракта, начал формироваться механический завод Н. Д. Машарова, бойни, Табор - место торговли скотом и сырыми кожами, на берегу Туры находились переселенческие и холерные бараки. В Заречье было заселено четыре ближних к реке улицы. Там еще в 1888 г. городская Дума запретила строить жилье: Затюменка заканчивалась улицей Полевой. Таковы были границы города в начале XX в.


Деревянный дом № 25 по ул. Холодильная для рабочих завода АТЭ - ныне снесен (3 апреля 2019 г.)

В первые сорок лет XX в. Тюмень незначительно расширила свою территорию. Город застроился на юг вдоль Сибирского тракта почти до современной ул. Холодильной, которая в 40-е гг. называлась Односторонкой к мельнице (что до 1917 г. принадлежала ялуторовской купчихе Е. Д. Гусевой, теперь там находится сетевязальная фабрика). Удлинялась улица Республики. Сформировался микрорайон Сараи из двух «Слободок»: Труда и Мартовских дней 1919 года. Существенно расширилось Большое Городище - к 1940 г. оно застроилось почти до самой железной дороги.


Деревенский дом на Болотникова (8 апреля 2019 г.)

Затюменка продвинулась на запад до ул. Болотникова, дальнейший рост здесь был остановлен военными городками, занимавшими обширную территорию от ул. Толстого до железной дороги и до ул. Комбинатской. В начале 30-х гг. XX в. на западной границе, на берегу оврага Бабарынки построили деревообрабатывающий комбинат (ДОК), а в пойме за монастырем - электростанцию и лесозавод «Красный Октябрь», но это была епархия главного управления лагерей (ГУЛАГа), его поселок не считался частью Тюмени, и юрисдикция городских властей гуда не распространялась. В начале 30-х гг. от ст. Тюмень сюда проложили ветку железной дороги.


Улица Комбинатская

В 1924-1926 гг. через Туру в центре города построили деревянный постоянный мост. Исполнилась «голубая» многовековая мечта тюменцев - берега Туры надежно соединились. От моста еще в 1911 -1912 гг. переселенческим управлением была построена так называемая «Парфеновская дамба» - прямая поднятая на 1,5 м над поймой насыпная дорога, названная ул. Мостовой (теперь - ул. Щербакова). На пути от Туры до д. Парфеновой в низких местах построили три балочных моста длиной 22, 39 и 100 погонных метров. Дорога по дамбе в половодье не затоплялась. Чтобы она была проезжей и в сезоны дождей и весенне-осенней непогоды, по левой стороне устроили колейную деревянную лежневую дорогу из толстых досок. На Парфеновской горке в 1927 г. проложили прямую дорогу через лес до д. Мысовской - начало Тобольского тракта. В д. Парфеновой участок дороги назывался ул. Трактовой.

Само Заречье выросло мало. Во-первых, мешали пойменные болота, во-вторых, считалось, что климат Заречья вреден для жизни, и планировалось в 40-е гг. перенести все жилье на высокий берег Туры. В Заречье «запрещается всякое новое жилое строительство... разрешается только промышленное строительство складов древесины, кожсырья и т.д.», - сообщала газета «Красное знамя» в начале 30-х гг. В 1935 г. на основе спичечной фабрики «Пламя» построили фанерный комбинат, а в 1937 г. 260 м ул. Мостовой покрыли щебнем.

В 1924 г. за железной дорогой напротив станции Тюмень железнодорожники начали строить жилой поселок. Наиболее интенсивно шло строительство в 1931-1935 гг., когда наркомом путей сообщения был А. А. Андреев (1895-1971 гг.). Поселок назвали Андреевским, а в 1954 г. переименовали в пос. Калинина. К 1940 г. застройка продвинулась до ул. Декабристов и Большевиков.


Улица Декабристов (11 мая 2017 г.)

Сектор свободной городской территории между железной дорогой Тюмень-Омск и трактом на Червишево называется Крестьянскими местами. Застройка здесь началась в 20-е гг. XX в., поселялись приезжавшие в Тюмень крестьяне после восстания 1921 г. и позже. К 1940 г. Крестьянские места застроились до ул. Папанинцев.

В 1932 г. вдалеке от Тюмени построили машинно-тракторную станцию (МТС), где начинается современная улица Авторемонтная: мастерские, общежития, административный корпус, училище механизации.


Деревянный дом на Авторемонтной (29 апреля 2019 г.)

В 1933-1934 гг. на самом высоком месте в окрестностях Тюмени, на водораздельном поднятии между Турой и Пышмой началось сооружение аэропорта «Тюмень» (теперь «Плеханово»). Население Тюмени в 1939 г. достигло 79,2 тыс. человек.

После окончания Отечественной войны в Тюмени возобновилось жилищное строительство. Практически все оно шло за счет личных средств жителей, государство очень мало финансировало застройку Тюмени, так как в европейской части страны восстанавливались разрушенные в годы войны города и заводы.


Улица Калинина (4 апреля 2019 г.)

Начал бурно расстраиваться поселок Калинина (тогда еще Андреевский) вдоль Червишевского и Московского трактов, улицы Калинина, в сторону аэропорта. Здесь люди строили дома на свои средства, а поскольку их было мало, то дома получились неказистыми. Однако они героически держатся до сих пор, составляя основу Тюмени.

Расстраивались Крестьянские места. Далеко вдоль коренного берега Туры продвинулась застройка в районе судостроительного завода. Удлинились в сторону Туры ул. Горького, Холодильная. Началась застройка нечетной стороны ул. Республики между ул. Холодильной и Мельникайте. Стали формироваться ул. Минская и Киевская - здесь для своих рабочих строили дома сетевязальная фабрика и геологоразведочная экспедиция.


Улица Энергетиков (5 апреля 2019 г.)

В начале 50-х гг. XX в. была отведена обширная строительная площадка для ТЭЦ и хранения торфа - ТЭЦ должна была работать на этом местном топливе. Выделили место и для рабочего поселка Энергетиков на перекрестке современных улиц Энергетиков и Пржевальского. К ТЭЦ со стороны пос. Боровского построили узкоколейную железную дорогу для доставки торфа (ее разобрали в середине 60-х гг.).

В 1954 г. началось строительство комбината железобетонных изделий (теперь Домостроительная компания - ДСК) на окраине д. Войновки. Рядом построили рабочий поселок для строителей. В 1956 г. территорию комбината, д. Войновку и д. Мысовскую включили в черту г. Тюмени. Между городом, заканчивавшимся вблизи современной ул. Мельникайте, и д. Войновкой был огромный пустырь, где тюменцы пасли скот и садили картофель. Прежде здесь были поля военного совхоза с центром в д. Войновке.

В начале 50-х гг. построили новый мост через р. Бабарынку в конце ул. Полевой, началась застройка левого берега речки. Селились здесь без официального разрешения властей. С 1956 г. на пойме отводили землю для коллективного садоводства - нарезали «дачи» «мичуринцам».


Пруд в доме отдыха Оловянникова

В конце 40-х гг. стал формироваться второй поселок ДОКа справа от дороги к дому отдыха Оловянникова (теперь ул. Барнаульская). В 1954 г. появились первые застройщики современного поселка РТС (ремонтно-технической станции). Здесь жили работники мастерских МТС (машинно-тракторной станции), где ремонтировали тракторы, автомобили, сельхозтехнику. К середине 60-х гг. поселок в основном застроился в его современных границах.

В 1956 г. Тюмени разрешили построить мост через Туру в створе ул. Челюскинцев. В ее начале на берегу реки располагался пищепромкомбинат, где делали газированные воды, дешевые конфеты - леденцы, вермишель. Его переселили на противоположную окраину Тюмени в район современной больницы железнодорожников, где даже улицу назвали Горпищекомбинатовской. В состав города вошел поселок ДОКа «Красный Октябрь».

Произошли изменения и в центре Тюмени: на месте Рыночной площади сформировался новый деловой, административный центр города и области: в 1956 г. построили обком партии (ул. Володарского, 45), в 1964 г. - Дом Советов (облисполком) (ул. Республики, 52). В 50-е гг. застроен квартал, очерченный улицами Хохрякова-Орджоникидзе-Ленина-Первомайской. Рынок переселили в квартал улиц Герцена-Орджоникидзе-Некрасова-Северной.

В середине 60-е гг. началась застройка Дома Обороны, продолжавшаяся до конца 80-х гг., и пространства между ул. Мельникайте и Пермякова. Обширный микрорайон КПД (крупнопанельные дома) собрали из деталей завода крупнопанельного домостроения. Стройка здесь продолжалась до начала 80-х гг.

После присоединения к Тюмени Новых Юрт и Парфеновой стали бурно застраивать бывшие колхозные поля. Ул. Трактовая была переименована в ул. Дружбы, и ее начал застраивать фанерокомбинат брусовыми двухквартирными домами для своих рабочих.


Дом на улице Ватутина (18 апреля 2019 г.)

Строились тут и другие организации, шла частная застройка до современной ул. Ватутина. В 60-80-е гг. самостроем сформировался обширный микрорайон между Велижанским и Салаирским трактами. Тюменцы называют его Большой Нахаловкой, так как многие селились тут без разрешения властей, самовольно (нахально). Здесь живут цыгане, бросившие кочевую жизнь. Дома многих цыган выглядят очень богато.

В эти же годы существенно расширилась Зарека. С постройкой нового моста в створе ул. Челюскинцев она стала более доступна. Справа от улицы-дамбы, что насыпали от моста до ул. Щербакова в 50-е гг., на высоких гривах поймы стали селиться люди тоже в основном без официального разрешения. Здесь улица от улицы отделены обширными низинами, заросшими болотными травами. Микрорайон этот в обиходе называют Малой Нахаловкой.

В 60-70-х гг. XX в. на правом берегу Туры напротив пос. Мыс построили лесобазу «Тура», где разделывали лес для строек страны. Вблизи в середине 50-х гг. построили элеватор. От станции Тура туда проложили железную дорогу. Позже построили оптовую товарную базу «Северная», газораздаточную станцию и др.


Здание заводоуправления КСК (19 апреля 2019 г.)

60-е гг. отмечены формированием на южной окраине Тюмени промышленной зоны, где расположились заводы турбомеханический, медицинского оборудования и инструментов, «Электрон», камвольно-суконный комбинат (КСК), троллейбусный парк, заводы блочнокомплектных устройств, санитарно-технических заготовок. Здесь они слились с комбинатом крупнопанельного домостроения и заводами ЖБИ на ул. Чекистов.

Строительство жилья велось практически только за счет государства. В горисполкоме сформировалась очередь на получение бесплатного жилья, но в нее не включали тех тюменцев, которые имели хоть и ветхое, но свое жилье. Так что квартиры в благоустроенных домах получали практически только приезжие, а не коренные тюменцы, которым новое жилье доставалось или в случае сноса старых домов под новое строительство, или какими-либо «темными» путями. Новая Тюмень строилась там, где не было деревянной застройки прошлых лет и веков, занимая пустыри, земли сельскохозяйственного назначения. Вся часть Тюмени от улицы Мельникайте и далее до границы города построена на полях бывшего военсовхоза, располагавшегося в д. Войновке, и колхоза д. Букиной. Большая часть пос. Калинина от Червишевского тракта до аэропорта «Плеханово» слева от улицы Зои Космодемьянской и Интернациональной также построена на месте бывших огородов, выпасов, свалок мусора.

В середине 60-х гг. на ул. Бабарынке от оврага до д. Ворониной в пойме Туры все пространство заняли садоводческие товарищества, а на высоком берегу - объекты строительной индустрии: керамзитовый и кирпичный заводы. Сюда от ст. Утяшево проложили железную дорогу. В это же время начали осушать Тарманские болота, чтобы добывать торф для ТЭЦ. В конце ул. Мельникайте через Туру построили мост, насыпали дамбу через пойму, и по ним проложили узкоколейную железную дорогу в сторону пос. Мелиораторов (ММС) и далее на болото. Строили с 1965 г. железную дорогу на Тобольск, но мост через Туру у д. Субботиной ко времени окончания строительства дороги (1969 г.) был еще не готов. Тогда от станции Войновка проложили железнодорожную ветку мимо ТЭЦ, на мост в начале ул. Мельникайте, а на левом берегу возле пос. Тарманы повернули ее к ст. Туринской на дороге Тюмень-Тобольск. Через мост и дамбу было две железнодорожных колеи: узкая - для перевозки торфа и широкая для всех остальных грузов.

В 1965-1968 гг. построили второй аэропорт Тюмени - «Рощино». К нему из Тюмени проложили в 1976-1981 гг. скоростную дорогу, названную Рощинским шоссе.

Вблизи него за бывшим домом отдыха им. Оловянникова еще в середине 60-х гг. началось строительство учебного и жилого городка сельскохозяйственного института. Занятия начались в 1968 г., тогда же построена улица, названная в начале 70-х гг. Институтской, когда там построили здания научных институтов: ветеринарной энтомологии и арахнологии, Западно-Сибирского филиала ИНН гидротехники и мелиорации им. А.Н. Костикова.

В начале 70-х гг. строители приступили к возведению жилых домов за железной дорогой Тюмень-Омск, где сформировались 1, 2, 3 микрорайоны. Одновременно развернулось строительство жилья на Червишевском тракте, расстроились Крестьянские места. В середине 70-х гг. приступили к строительству Первого, а чуть позже и Второго Южных микрорайонов по периферии Крестьянских мест. В это же время обновлялась ул. Республики от ул. М. Тореза до Холодильной, здесь снесли ветхое жилье вдоль ул. Горького.


Улица Харьковская

Новые дома возводились на ул. Харьковской и 50 лет Октября, Профсоюзной. Нетронутыми оставались Зарека, Малое и Большое Городища, Затюменка, пос. Калинина. В поселке с середины 60-х гг. развернулась застройка обширного пустыря вдоль железной дороги от ул. Парковой в сторону аэропорта «Плеханово». К концу 70-х гг. многоэтажные дома закрыли от проезжающих по железной дороге старый деревянный пос. Калинина. Въезд в Тюмень со стороны Москвы стал вполне современным. В эти же годы снесено ветхое жилье военного времени на ул. Белинского и Таврической и построены многоэтажные кирпичные и панельные жилые дома.

С середины 70-х до начала 90-х гг. застраивался микрорайон между ул. Ватутина и Ветеранов труда. Последние дома возведены вдоль ул. Дружбы в начале 90-х гг.

Осенью 1981 г. власти Тюменского района переехали с ул. Луначарского во вновь построенное административное здание по Московскому тракту. Это стало началом застройки в 80-90-е гг. обширного треугольника между трактом и Кольцевой автодорогой, где с 50-х гг. располагался совхоз «Декоративные культуры» и выращивали посадочный материал для озеленения Тюмени.

В 1983 г. развернулось строительство микрорайона энергетиков-строителей ТЭЦ-2, названного Восточным. ТЭЦ-2 начали строить в 1982 г. Она сразу была спроектирована для работы на газе северных месторождений. Первый энергоблок дал ток в 1986 г., а последний - четвертый - в марте 1990 г. В те годы в новых микрорайонах застройка велась улицами: размечали улицу по плану и строили на ней дома с начала и до конца. Последняя такая улица находилась в Восточном микрорайоне, назвали ее Народной.

Зимой 1984 г. строители пришли на территорию бывшего аэропорта ДОСААФ и начали застройку 4, 5, 6 микрорайонов. Работы здесь велись до конца 90-х гг. Окончательно сформировались две самые длинные улицы: 30 лет Победы и Широтная. Вдоль последней проложили трубы горячего водоснабжения от ТЭЦ-2 в город. Улица отделила городскую застройку от полей государственного племенного завода (ГПЗ) «Тополя» НИИСХ Северного Зауралья. Однако в районе пос. Суходольский, где в 50-е гг. находился откормочный пункт тюменского мясокомбината, жилая застройка продвинулась на поля: там построили молодежно-жилищный комплекс (МЖК) и школу № 65.


Мост через Туру в створе улицы Профсоюзной

В 1978 г. началась застройка Заречных микрорайонов - 1-го и 2-го. К середине 90-х гг. строительство здесь почти прекратилось. Во второй половине 90-х гг. построили четыре дома 3-го Заречного микрорайона. Остальная территория заболочена и заросла ивняком. В 1983 г. стали строить мост через Туру в створе ул. Профсоюзной, чтобы был еще один путь в Заречье, где намечалось обширное строительство, и огромная территория поймы от ул. Щербакова до дамбы в створе ул. Мельникайте засыпана песком. Половину моста сдали в эксплуатацию в октябре 1991 г., вторую - 20 октября 1999 г. Строили его 16 лет.

С самого возникновения нефтяной и газовой промышленности в области Тюмень стала базовым городом для научного и промышленного обеспечения этих отраслей народного хозяйства. В середине 80-х гг. более 100 тыс. чел. - жителей Тюмени - (около 40% трудоспособных) работало на предприятиях, связанных с нефтегазодобычей, 12 тыс. горожан вахтовым методом трудились в геологоразведке, бурении, обустройстве месторождений Севера. Однако кто-то в бюрократических верхах не вписал Тюмень в список городов, составляющих нефтегазовый комплекс Западной Сибири, и Тюмень финансировалась по остаточному принципу, ей доставались крошки от денежных вложений в города комплекса. В результате Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Надым и др. отстроились заново, а Тюмень осталась полусгнившей деревянной «столицей деревень», как ее в шутку называли издавна.


Крестьянские места - район Тюмени (25 марта 2024 г.)

В историческом центре города строительство не велось: архитекторы все обсуждали, как застроить центр, чтобы сберечь его историческую самобытность от схемы застройки до типа домов. Однако разные ведомства и организации все же строили здесь жилые дома, а университет - жилые и учебные здания на ул. Ленина, Красина, Перекопской. С середины 90- х гг. за перестройку центра взялось ОАО «Тюменьдорцентр» и соорудило четырех-пятиэтажные краснокирпичные дома в секторе улиц Володарского и Челюскинцев. Здесь образовался «красный угол» города, который многие горожане и архитекторы не одобряют, но он существует и расширяется.

Чтобы укрепить коренной берег Туры в районе «красного угла», где дома стоят на самом обрыве, в 1998 г. фирма «ГИЛ АН» начала берегоукрепительные работы с перспективой строительства набережной. За эту работу не брались городские власти ни при царизме - до 1917 г., что-то для виду делали при социализме с 1956 г. до 1992 г., и только при новом капитализме взялись всерьез.

Последние крупные территориальные приобретения сделала Тюмень в апреле 1984 г., когда в черту города включили населенные пункты Рощинского, Березняковского и частично Московского сельсоветов. Городскими стали деревни Воронина, Княжева, Метелева, Труфанова, Утешева, Плеханова, Дудорова, Комарова, Патрушева, Ожогина, Копытова, Зайкова, Быкова, Гилева, Казарова и поселки: Антипино, Рощино (учхоз), Новорощино, аэропорт «Рощино», Дорожный, Матмасы, Мелиораторов, Березняки, Верхний Бор, Большой и Малый Тараскуль, Электросети. В результате этого Тюмень стала занимать почти половину территории района, ведь от Антипино до Утешевой более 30 км и от пос. Мелиораторов до Большого Тараскуля - столько же. Тюмень превратилась в Большую Тюмень.

В связи с присоединением сельских территорий к Тюмени относится около тысячи гектаров пашни, которую занимают до 700 га картофелем и 300 га овощами. В отдельные годы появляются посевы зерновых и кормовых культур. Кроме того, в Тюмень входят территории, занятые лесом, кустарником, лугами, болотами, водами (Тура, многочисленные пойменные озера), карьерами и пустырями, коллективными садами и огородами.

Источники: Иваненко А.С. Четыре века Тюмени. Очерки живой истории старинного сибирского города. — Тюмень: Радуга-Т, 2004. — 368 с.

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Июль 2024 (14)
Июнь 2024 (33)
Май 2024 (42)
Апрель 2024 (37)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (35)
Календарь
«    Июль 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.