Возникновение Ямской слободы
В конце XVI в., в 1586-1597 гг., в Сибирь - Тюмень и Тобольск - ездили не тем путем, каким пришел Ермак, а более длинным, хотя и удобным - по реке Тавде летом и вдоль нее - зимой. Путь в Сибирь начинался в г. Чердынь. От него по реке Вишере поднимались почти до ее верховий, переходили в небольшой приток Велсу и достигали 800-метрового перевала. Преодолев его, попадали в бассейн р. Оби на верховье реки Лозьвы, по которой спускались в Тавду и Тобол.
Этот путь - Вишерско-Лозьвинский - был известен русским давно. По нему за сто лет до Ермака ходили «в Югру» русские военные отряды. Известно, что и отряд В. Сукина и И. Мясного тоже шел этим же путем, а не «по следам Ермака», как считают многие. «Ермаков путь» через Уральские горы был намного сложнее, поэтому им не пользовались.
Путь вдоль Тавды выводил прямо к Тобольску, а Тюмень оставалась в стороне. Возможно, что она бы вскоре захирела и исчезла, но помогли уцелеть и развиться Тюмени следующие обстоятельства.
Лозьвинский путь в Сибирь был долгим, проходил по холодным, безлюдным, сильно заболоченным местам. В Предуралье уже ездили не кружным путем через Вологду, Великий Устюг и Чердынь, а коротким - через Казань на Соль Камскую (Соликамск). В феврале 1595 г. царь Федор Иванович велел чердынскому воеводе В. Головину найти и проложить более короткую и удобную дорогу в Сибирь через Большой Камень (так тогда называли Уральские горы) с выходом на реку Туру.
Для этого дела «были отряжены нарочитые люди сыщики». Повезло Артемию (или Артюшке) Бабинову: в том же 1595 г. он отыскал короткую дорогу и составил проект ее обустройства. Два года А. Бабинов с отрядом приданных ему пермских «посошных людей» прокладывал дорогу от Соли Камской до Туры: прорубались через горную тайгу, наводили мосты через ручьи и речки, стелили гати через болота.
В 1597 г. дорога, названная после Бабиновской (она же Новая Сибирская, или Большая Верхотурская), была готова для поездок. Она была намного короче Вишеро-Лозьвинской. Там, где Бабиновская дорога выходила на Туру, по указу царя Бориса Годунова построили город Верхотурье в 1598 г. Из него сухопутную дорогу проложили вдоль Туры до Тюмени в 1598-1601 гг. Бабиновскую дорогу царь объявил государственной и единственной дорогой в Сибирь, все остальные пути через Большой Камень были строго-настрого запрещены. Это постановление и спасло Тюмень. Она оказалась на большой государственной дороге первым сибирским городом. Всякий, кто ехал в Сибирь, миновать Тюмень не мог. Тюмень стала формироваться как крупный транспортный, торговый и ремесленный город.
Перевозки на тракте исполняли подтюменские юртовские татары. Своими лошадьми они возили государственные грузы от Соли Камской до Тобольска и Тары. В 1600 г. татары подали жалобу царю Борису Годунову, что не могут больше исполнять эти работы, так как она непосильна, и у них лошади «попадали».
Тюменский воевода князь Лука Щербатов получил от Годунова грамоту, писаную в Москве 28 января 1601 г., где указывалось: «И мы указали на Тюмени устроити ямщиков... И как к тебе ся наша грамота придет, и ты бы вперед на Тюмени ямщиков прибрал. А подмоги бы еси им давать из нашей казны по 15 рублев человеку. А было бы у каждого ямщика гоньбы по три мерина. И хлеб бы еси им на семена из наших житниц, чем сперва земле обсеменить, давал».
В том же 1601 г. в Тюмень прислали 50 ямщиков, так как местные жители не пожелали заняться ямским делом. Ямщики обязаны были перевозить казенные грузы и гонцов от Туринска до Тобольска. Они получили земельные наделы за р. Тюменкой и покосы на пойме в устье Бабарынки, а сами жили в Тюменской крепости, где образовали тюменский ям.
Слово «ям», от которого произошли другие слова: ямщики, ямская служба, ямская слобода и др. - это измененное на русский манер татарское слово «дзям» - дорога. Слово появилось на Руси вместе с монголами в XIII в.
Ям — это станция, место для отдыха на большой дороге. Обычно это была большая изба с постоялым двором, сараями для лошадей и хранения сена и овса, колодцем, погребом, кузницей... Здесь меняли усталых лошадей на свежих, отдыхали проезжающие, жили ямщики с семьями. Ямы строились через 25-30 верст друг от друга.
Все это ямское хозяйство с 1601 г. разместилось в Тюменской крепости, где и раньше уже было тесновато. Ездили ямщики на свои пашни и покосы за речку Тюменку — это тоже было неудобно. К тому же вышел спор у них с местными татарами из-за покосов, как сказано в челобитной царю: «в сенных покосах косят сено тюменские татаровя Исенгул Комбахта, Морома Калигул Кривой с товарищи и с лугов сено крадут и безвестно свозят...».
Промучившись несколько лет, ямщики («ямские охотники») Ортюшка Парфенов с товарищами от имени всех пятидесяти ямщиков в 1604 г. «били челом» царю Борису Федоровичу Годунову с просьбой «велети... дать под дворы места за речкой за Тюменкой у пашен, где ныне стоят наши гумна...».
Царь Борис 29 января 1605 г. послал в Тюмень грамоту голове городскому Алексею Безобразову: «и как к тебе ся наша грамота придет, а за Тюменкою рекою будет ямщикам жить мочно, и от города недалече и от воинских людей жити бесстрашно, и ты б тюменским ямским охотникам велел под дворы земли дать, смотря по тамошнему делу, где пригоже...».
Не мог царь обидеть своих ямщиков и стал на их сторону, «а татарам Исенгулу с товарищи велел сено косить, приискав место, где пригоже». Вообще-то по тогдашнему малолюдству таких «пригожих» мест в окрестностях Тюмени было вполне достаточно.
Уже летом 1605 г. ямщики начали возводить новые дома за речкой Тюменкой, и в ближайшие годы там выросло второе поселение, подчиненное Тюмени, - Ямская слобода.
Государственная ямская служба почти не оставляла ямщикам времени заниматься своими пашнями и сенокосами, поэтому они сильно бедствовали. Не выдержав ямской жизни, к 1624 г. многие тюменские ямщики «брели розно», то есть разбежались. Тех, кто остался, от службы отставили, и они занялись крестьянскими делами на ранее отведенных им пашнях. Ямскую службу вновь возложили на татар из окрестных юрт за ту же плату, что была положена русским ямщикам.
Татары не выдержали ямщицкой жизни и пяти лет и стали отказываться опять же тем, что они на службе обнищали, она им «не в обычай» и пригрозили тоже «врозь разбрестись», как это сделали русские ямщики.
Воевода Плещеев посоветовался с Москвой, татар от ямской службы освободили. В 1630 г. провели новый набор ямщиков: сначала 50 человек, потом еще столько же. Годовое жалованье им увеличили на 10 рублей на пай. В 1659 г. ямщики опять пообещали «розно разбрестись», и им добавили по 3 рубля на пай в год.
В 1630 г. в Ямской слободе «...было: двор старого оставленного охотника Фиофилки Петрова. И тот двор у него купили новые ямские охотники на приезд государевым посланникам и гонцам (то есть приспособили под первую в Тюмени гостиницу - А. И.). Да в слободе же на 17 дворов старых же отставных ямских охотников, 3 двора тюменских пеших казаков, двор посадского человека, двор вдовий... всего 22 двора, опричь выезжего двора, да 6 мест дворовых порозших» (незанятых). Очевидно, что уже в те первые годы Ямской слободы в ней жили люди разных сословий, а не только ямщики.
Новым «ямским охотникам», поселившимся в Ямской слободе, предписали «жить тихо и смирно. А корчмы и блядни и зерни и душегубства по дворам у себя не держать. И самим им зернью и карты не играть и корчемного пития не попускать и не красть и людей до смерти не побивать и татей и разбойников и всяких лихих людей приходу и приезду к себе не держать и татинную и разбойную рухлядь не промышлять и иными никакими воровствами не воровать и с воры не водиться, из Тюмени из ямской слободы никуда не побежати».
Ямщики еще первого набора основали вблизи Тюмени несколько деревень, сохранившихся до сих пор: Зырянка, Зубарева, Метелева, исчезли ямщицкие деревни Шешукова, Разсоха.
Источник: Иваненко А.С. Четыре века Тюмени. Очерки живой истории старинного сибирского города. — Тюмень: Радуга-Т, 2004. — 368 с.