Улица Волгоградская - в честь победы на Волге

Опубликовал: murashka, 23-12-2014, 20:02, Путешествие в историю, 1 498, 0
Улица Волгоградская - в честь победы на Волге

Каждый год 2 февраля Россия отмечает День воинской славы - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве в 1943 году.

Одну из улиц Тюмени назвали Сталинградской при застройке в первые послевоенные годы поселка имени Калинина.

Однако во второй половине 1950-х годов правительство Советского Союза приняло постановление о борьбе с культом личности Сталина и его последствиями. Город Сталинград переименовали в Волгоград. В след за этим и тюменский горисполком решением от 23 января 1962 года переименовал улицу Сталинградскую в Волгоградскую. Под этим названием она известна теперь тюменцам.

К обороне Сталинграда тюменцы имеют самое непосредственное отношение. В сентябре 1942 года на правый берег Волги прибыла одна из сибирских дивизий – 308-я- и заняла боевые позиции. Значительную часть личного состава дивизии представляли мужчины, мобилизованные из восточных районов современной Тюменской области, тогда входившие в состав Омской: Абатского, Сладковского (Маслянского), Казанского, Ишимского, Викуловского. Сибиряки сражались столь доблестно, что дивизию наградили орденом Красного Знамени.

Звание Героя Советского Союза присвоено (посмертно) участнику боев в Сталинграде, уроженцу села Ильинское Казанского района Матвею Путилову.

После освобождения Сталинграда тюменцы оказывали помощь в восстановлении города. В марте 1943 года бригада тюменского машиниста-паровозника П. Тимкина купила на свои средства эшелон угля и отправила его в освобожденный Сталинград. Рабочие аккумуляторно завода за день собрали для Сталинграда 15000 рублей и 8000 рублей облигациями госзайма, рабочие «Механика» собрали соответственно 400 и 30 тысяч рублей. Они же провели три воскресника и заработанные деньги перечислили в помощь Сталинграду. В канун 60- летней годовщины обороны Сталинграда (2003 год) в Тюмени проживало 115 ее участников.

В начале XX века за железной дорогой, на месте поселка Калинина, построек почти не было. Только у самой дороги, где теперь перекресток улиц Волгоградской и Большевиков, находилась лесопилка купца Семенкина и стоял его двухэтажный дом с мезонином. По современной нумерации он имел номер 33 по улице Волгоградской и был снесен только в середине 1990-х годов, когда стали расчищать место под строительство девятиэтажек на углу улицы Большевиков.

В 1919 году владелец лесопилки не стал искушать судьбу и ушел вместе с колчаковскими войсками. Его предприятие национализировали и назвали завод «Большевик», так стали назвать и улочку, которая начала формироваться параллельно железнодорожным путям за полосой отчуждения. В 1924 году на ней появились первые дома рабочих железной дороги. Дом № 44 - длинный барак, и рядом № 42, рабочие – путейцы построили на субботниках в 1942 году. В доме № 42 была столовая, общежитие, а в 1948 году – первая в поселке двухклассная школа на сотню учеников. Начальная школа работала здесь до середины 60-х годов. Дома № 38 и 40 занимает Тюменская дистанция гражданских сооружений, ведающая жильем железнодорожников. У перекрестка с улицей 9 января, где теперь девятиэтажная башня, 30 лет назад стояли два огромных барака военных лет.
Улица Волгоградская - в честь победы на Волге

Особенно существенно перестроилась улица «Завод Большевик» в первые послевоенные годы. Тогда же ее переименовали в Сталинградскую, а одну из пересекающих ее улиц назвали Ленинградской.

Небольшую улочку, сформировавшуюся в том месте, откуда начала развиваться Сталинградская, в 1957 году назвали улицей Большевиков в память о старом лесозаводе. Она ведет на улицу Привокзальную.

Перестраивать Сталинградскую взялась железная дорога. Двухэтажные отштукатуренные дома по обе ее стороны – кирпичные и деревянные брусовые - воздвигнуты рабочими строительного участка железной дороги. За полвека дома одряхлели, и вид у них совсем не современный.

В 1961 году у перекрестка с улицей Калинина построили четырехэтажное общежитие железнодорожников и дом бытового обслуживания напротив. Отсюда начинается улица Калинина (бывшая Андреева), давшая название всему поселку. Часть улицы застроена частными домами. К началу 1960-х годов улица Волгоградская простиралась от верховий речки Тюменки, что берет свое начало в болотах на Крестьянских местах, пересекает Московский тракт и ныряет под полотно железной дороги, до перекрестка с улицей Парковой. На нечетной стороне улицы, между Новосибирской и Парковой, в конце 50-х годов построили шеренгу одинаковых двухэтажных восьмиквартирных домов для железнодорожников (№ 93, 95, 97).

Дальше за улицей Парковой находился пустырь. Там пасли домашний скот, сажали картофель. В середине 1960-х годов на пустырь пришли железнодорожные строители и построили первый пятиэтажный «хрущевский» дом на углу Волгоградской и Парковой. Осенью 1968 года его заселили. А потом дома стали расти один за другим, и к 1977 году строительство на пустыре закончилось возведением девятиэтажного общежития железнодорожников на четной стороне улицы (дом №70).

В конце бывшего пустыря у перекрестка и заканчивается улица Волгоградская. Со стороны железной дороги на протяжении полукилометра ее ограждает почти сплошная стена гаражей. Последний дом - № 119, на первом этаже которого находится библиотека – филиал № 9 и отделение Запсибкомбанка, украсившее тротуар полукруглым крыльцом.

В свое время железнодорожники уделили немало внимания озеленению улицы Волгоградской, но посадили преимущественно сибирскую яблоню (ранетки). В мае вся улица утопает то в яблоневом цвету, то в белой метели отцветших лепестков. Над домом № 56 широко раскинул ветви редкий в Тюмени дуб. Его посадили в 1951 году желудем, за более полувека он укоренился в тюменской земле и привык к морозам.

Еще одна особенность улицы Волгоградской: ее первые дома – это детские сады № 139 «Теремок» и № 105 «Яблонька», оба действующие. Тополиные заросли защищают их от шумного, забитого транспортом Московского тракта.

По улице Волгоградской осуществляет движение и городской транспорт – маршрутное такси № 52, на котором можно добраться до Центрального рынка или аэропорта «Плеханово».

Использованы материалы из книги А.С. Иваненко «Новые прогулки по Тюмени», 2008 год.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Август 2020 (1)
Июль 2020 (39)
Июнь 2020 (32)
Май 2020 (45)
Апрель 2020 (39)
Март 2020 (36)
Календарь
«    Август 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.