М-76 -"Адский оргАн" Серпуховского мотозавода
Одно из направлений работы Серпуховского Центрального конструкторско-экспериментального бюро мотоциклостроения (ЦКЭБ) – совершенствование конструкций машин советских мотозаводов.
Так, когда в 1947 году в Ирбите начали выпускать спортивный 750-кубовый мотоцикл М-75, в Серпухове взялись за его доводку: заменили чугунные цилиндры алюминиевыми, поставили новые распредвалы, сделали систему смазки с сухим картером. Степень сжатия подняли до 9 единиц, применили магнето в системе зажигания. Мощность двигателя выросла с 35 до 38 л.с., вариант для рекордных заездов (показавший скорость 206 км/ч) выдавал еще больше.
В системе выпуска мотоциклов М - 75, М - 76, М - 75М, М - 80 вместо глушителей применялись мегафоны, считалось, что они на скорости создают разрежение, что должно было способствовать лучшему очищению от отработанных газов. Такой выхлоп в сочетании с высокофорсированным оборотистым двигателем создавал чудовищный шум, и зрители такие мотоциклы называли «Адский оргАн». В 1948–1949 годах в Серпухове сделали около пятидесяти таких машин под индексом М-76.
На мотоцикле М - 76 разбился мастер спорта СССР лейтенант Борис Николаевич Свешников. 21 августа 1954 года на тренировочных заездах этапа чемпионата СССР по шоссейно- кольцевым гонкам в Таллине при торможении его вынесло с трассы. Мотоцикл почти не пострадал, а гонщик, пробил своим телом каменный забор и получил травмы, не совместимые с жизнью. После этого с 1954 года участие одиночных мотоциклов класса 750 куб.см. было прекращено.
Источники:
https://omoimot.ru/journal/955-Sovetskie_mototsikly_dlya_SHKMG_chast_4_M_76
https://motos-of-war.ru/ru/motorcycles/m-76