ЛАЗ-965 - автобус Львовского автозавода
ЛАЗ-695Н - автобус общего назначения среднего класса выпускался Львовским автобусным заводом с 1976 по 2003 год. Первые опытные образцы ЛАЗ-695Н были продемонстрированы в 1969 году. Автобус получил новую переднюю панель кузова с более высокими лобовыми стеклами и большим козырьком сверху. На этой модели задние и передние двери стали одинаковыми. Комбинация приборов и спидометр стали несколько меньшего диаметра.
С 1993 по 1995 год ЛАЗ-695Н параллельно выпускался на Мичуринском авторемонтном заводе. В 2003 году производство передано на Днепродзержинский автомобильный завод.
Машины ЛАЗ-695Н конца 1970-х — начала 1980-х годов имели четыре вентиляционных люка в крыше и небольшие окошки снаружи над дверями в салон с подсвечиваемыми надписями «Вход» и «Выход», на более поздних машинах они были удалены, а количество люков сократилось до двух. Также поздние автобусы ЛАЗ-695Н отличаются от более ранних машин формой и расположением передней и задней светотехники. На ранних автобусах спереди были установлены прямоугольные фары производства восточногерманского комбината в Руле, такие же, как у автомобиля «Москвич-412», и алюминиевая фальшрадиаторная решетка. С середины 1980-х годов алюминиевую решетку упразднили, а фары стали круглыми.
В 1978 году на базе ЛАЗ-695Н был разработан специальный учебно-тренировочный автобус для подготовки водителей, оснащенный дополнительным комплектом управления и комплектом фиксирующей аппаратуры (скоростемер СЛ-2М, тахограф 010/10, режимомер, трёхкомпонентный самописец перегрузок ЗП-15М и магнитофон).
Для Олимпиады-1980 и экспорта было выпущено незначительное количество автобусов модификации ЛАЗ-695Р с более удобными и мягкими сиденьями и двустворчатыми дверьми (которые ранее также были на опытных экземплярах ЛАЗ-695Н, но в серию не пошли). После Олимпиады автобусы этой модификации использовались как экскурсионные.
До 1991 года в обязательном порядке автобусы ЛАЗ-695Н имели большой открывающийся люк в передней стенке кузова — в случае военной мобилизации эти автобусы переделывались в санитарные, а люк предназначался для погрузки и разгрузки носилок с ранеными (через узкие двери носилки пронести было бы невозможно). После 1991 года эту «лишнюю деталь» упразднили. В 2000-х годах убрали водительскую дверь с левой стороны.
В первой половине 1990-х годов на ЛАЗ-695Н появился гидроусилитель руля. Тогда же перестали устанавливать задние мосты «Раба» и вновь, как и много лет назад, начали комплектовать машину двойной главной передачей (без колесных редукторов).
На базе автобуса ЛАЗ-695Н выпускались автобусы ЛАЗ-697Н «Турист» (1975—1978) и ЛАЗ-697Р «Турист» (1978—1985).
Технические характеристики:
ЛАЗ-965Н применялся и в милиции СССР. Основное применение – перевозка сотрудников органов милиции или в качестве передвижных пунктов милиции на различных мероприятиях. Автобусы этой модификации встречаются в странах бывшего СССР в качестве пригородных, служебных и учебных.
Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/ЛАЗ-695#ЛАЗ-695Н_(1974—2010)
https://nashi-avto.ru/ua/laz/s/лаз-695н.html