Топ-100

1937 -й - "черный" год в истории Тюмени

Опубликовал: zampolit, 21-11-2023, 00:02, Путешествие в историю, 113, 0

Памятный знак на месте Затюменского кладбища (1 декабря 2018 г.)

Черным годом вошел в историю Тюмени, как и всей России, 1937 год. Появился термин «враг народа», его применяли уже в 1928-1929 гг. В середине 30-х гг. появились «враги народа» «бухаринцы», «зиновьевцы», «троцкисты» и пр. Проводились чистки партийных рядов. Потихоньку начали расстреливать «врагов народа».

Особенно ужесточилась обстановка после убийства секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) С. М. Кирова 1 декабря 1934 г. В этот же день был срочно подписан закон о крайне упрощенной и ускоренной (до 10 дней) процедуре дел о терроре. В марте 1935 г. принят закон о наказании членов семей изменников родины. Указом ВЦИК от 8 апреля 1935 г. разрешили привлекать к уголовной ответственности и карать смертной казнью детей с 12 лет. В 1935 г., 9 июля, принят закон, по которому любой, кто убежал за границу, приговаривался к смертной казни, а кто знал о подготовке побега, но не сообщил в «органы», сажался в тюрьму.

29 июля 1936 г. из секретариата ЦК ушел в парторганизации секретный циркуляр, призывающий к «большевистской бдительности» и борьбе с «контрреволюционным троцкистско-зиновьевским блоком». 19-24 августа 1936 г. прошел суд над 16-ю «врагами народа» - Г.Е. Зиновьевым, Л.Б. Каменевым, С.В. Мрачковским (который в 1919 г. освободил Тюмень от колчаковцев, а в 1921 г. подавил крестьянское восстание в Тюменской губернии) и др. Их приговорили к высшей мере наказания и расстреляли.

25 февраля - 5 марта 1937 г. прошел пленум ЦК ВКП(б). Он санкционировал «большой террор». На пленуме арестовали Н.И. Бухарина и А.И. Рыкова. И.В. Сталин заявил, что в стране создалась крайне опасная обстановка, страна полна саботажников, шпионов, диверсантов, а в это время члены партии предаются благодушию и не умеют отличить, распознать истинное лицо врага.

11 июня 1937 г. в Москве среди прочих вынесен смертный приговор Р.П. Эйдеману, в 1918 г., руководившему обороной Тюмени от колчаковцев. В ноябре 1938 г. погиб маршал В.К. Блюхер, бывший командир 51 -й дивизии, которая в 1919 г. освободила большую часть юга нашей области от колчаковских войск.

Открытая на «врагов народа» - в стране началась 3 июля 1937 г., когда Политбюро Центрального Комитета ВКП(б) предложило секретарям обкомов партии в течение 5 дней представить в ЦК списки лиц на расстрел и высылку. Условно это называлось - «по первой категории» и «по второй категории».

По Омской области, куда входила тогда территория современной Тюменской области, насчитали достойными «первой категории» 479 «врагов», «второй категории» - 1959 и послали сведения телеграммой наркому НКВД Н.И. Ежову. Омских «энкавэдешников» обвинили в «лояльности к врагам народа». Как это так: совсем недавно тут такое восстание было (в 1921 г.), а «врагов народа» не стало? И расстреляли самих начальников областного УНКВД.

В Омск приехал новый начальник УНКВД - Горбач. Он «разобрался» и послал в Москву телеграмму, где просил «дать указания...относительно увеличения лимита первой категории до 8 тысяч человек». На этой телеграмме сам «отец народов» наложил резолюцию «За увеличение лимита до 9 тысяч. Н. Сталин».

Горбачу удалось унести ноги живым со своего смертельно опасного поста. Его сменил К. Валухин. 10 декабря 1937 г. он доложил в Москву: «Операция по вашему приказу закончена. Всего осуждено по первой категории 11050 и по второй категории 5004». Ему дали орден Ленина, это за него голосовали тюменцы в декабре 1937 г., избирая депутатом Верховного Совета СССР по Тюменскому округу, а чуть позже Валухин возглавил Свердловский обком ВКП(б).

10 мая 1938 г. политбюро ЦК ВКП(б) «удовлетворило просьбу Омского обкома об увеличении дополнительного лимита по первой категории на 1000 человек». Таким образом, более 12 тысяч человек были расстреляны в Омской области.

На местах, в провинции, стали срочно учиться «распознавать лицо врага». Начались доносы, аресты и расстрелы - война властей со своим народом. Людей забирали с места работы, из домов. В первую очередь сотрудники наркомата внутренних дел (НКВД) арестовали сосланных в Тюмень и окрестные районы «политических»: членов иных партий, кроме большевистской (эсеры, кадеты, эсдепы, анархисты и пр.), церковнослужителей разного сана, оставшихся в России белых офицеров, участников крестьянского восстания 1921 г., кулаков и др. Эти категории лиц давно были в спецсписках НКВД. Когда их перебрали, начали арестовывать по доносам, указкам. Бдительные граждане в руки НКВД предавали личных недругов, несогласных с начальством и т.д. Арестовывали так много, что сотрудникам «органов» некогда было вести следствие. Судьбу арестованных решала «тройка» лиц: председатель облисполкома, секретарь обкома и начальник областного управления НКВД. Были и другие вершители людских судеб. Их решения не блистали разнообразием - расстрел, или по 5-10 лет лагерей. Приговор обжалованию не подлежал.

Допросы и расстрелы в Тюмени проводились в «доме НКВД», находившемся в доме купца М. Брюханова в центре Тюмени на перекрестке ул. Республики и Семакова, на том месте, где ТГУ в 2001 г. построил свой информационный центр. Здесь с ноября 1923 г. по март 1954 г. находился окружной районный отдел и ОГПУ, потом оперотдел ОГПУ-НКВД, потом отдел НКВД, НКГБ, МГБ - карательных органов Советского государства.

Участник первых в Тюмени допросов и активный исполнитель первых смертных приговоров через расстрел Д. Ляпцев рассказывал в 80-е гг. XX в. журналисту Р.С. Гольдбергу, что его начальник «для приведения приговоров в исполнение оборудовал в подвале специальную комнату, где раньше был склад. Стены обил, чтобы не было слышно выстрелов. В этом складе и расстреливали, а потом увозили на Затюменское кладбище. Могилы там копали милиционеры. У нас в Тюмени более «культурно» расстреливали. Вот вас ведут, и вы не встретите никого. Мертвые за загородкой. Вы вещи оставили, зашли, вам объявляют приговор, ставят на колени и расстреливают. Стреляют, конечно, в затылок. Потом - контрольный выстрел в висок. Потом, конечно, грузили, заворачивали в полог. Чтобы машину не пачкать. Заворачивали и увозили». Увозили на кладбище и на телегах. Люди, жившие в Затюменке на улице Полевой, которая вела к кладбищу, замечали это ночное движение, но что везут - не догадывались. Выяснилось это только после того, как в 1989 г. Августа Михайловна Кузмина в письме в «Тюменскую правду» поделилась своими сведениями о кладбище.

Затюменское кладбище существовало с конца XIX в. до начала 40-х гг. XX в. между улицей Комбинатской (она прежде называлась Кладбищенской) и железнодорожной веткой от ст. Тюмень к электростанции и в поселке ДОКа «Красный Октябрь». На одной его части в конце ул. Полевой в 1960 г. установлены мачты радиостанции, на другой - заброшенный асфальтовый завод и жилые барачные постройки. В западной части кладбища и закапывали в братских могилах расстрелянных. Когда на месте кладбища в 50-60-е гг. началось строительство, рыли котлованы, то находили остатки скелетов, простреленные черепа. Люди догадывались, откуда все это, но говорить вслух обо всем этом стало возможным только в конце 80-х-90-е гг. XX в.


Гранитный камень у "дома НКВД" (21 мая 2017 г.)

Стараниями Рафаэля Соломоновича Гольдберга, редактора городской газеты «Тюменский курьер», в октябре 1996 г. поставлен памятный знак на бывшем кладбище в конце ул. Полевой. Авторы его - архитекторы В. Воробьев, В. Кулачковский, О. Андреев. Для строительства знака взяли более двух с половиной тысяч кирпичей из разрушенного «дома НКВД» и кованую железную решетку от подвального окна. На памятном знаке сверху на ленте из черного лабрадорита написано по-русски, по-татарски и на латыни два слова: «Никогда больше!». В сооружении знака помогали родственники расстрелянных.

29 апреля 1998 г. памятный знак нарастили еще четырьмя сотнями кирпичей - по числу обнаруженных новых жертв репрессий. 5 мая в оставленную нишу замурована капсула из нержавеющей стали, в которую помещен список расстрелянных, тайно убитых и тайно преданных земле без подобающих людям обрядов. Поместили капсулу со списком ректор университета Г.Ф. Куцев-Шафранов и глава города С. М. Киричук.

Первый расстрел «врагов народа» в Тюмени проведен 5 мая 1937 г. по приговору специально приехавшей из Москвы «выездной сессии военной коллегии Верховного Суда СССР». В нее входили заместитель Прокурора СССР Г. Рогинский, председатель выездной сессии Военной коллегии Верховного Суда СССР диввоенюрист Рычков и начальник горотдела НКВД Тюмени Петров. Приговор тут же «привели в исполнение» в присутствии «высоких судей».

Расстрел 5 мая 1937 г. был только стартом. Всего же через «дом НКВД» прошло 1923 человека, осужденных к расстрелу, среди них из Тюмени 622 человека, Тюменского района - 105, остальные - из других мест области. Из них в Тюмени расстреляно 1810 человек. Кроме того, в Тюмень на расстрел привезли около 400 человек из Тобольска и Ханты-Мансийска. Теперь по документам известно, что в Тюмени расстреляно 2235 человек.

Кроме Затюменского кладбища, расстрелянных закапывали в южной части Текутьевского кладбища, на скотомогильнике вблизи поселка Суходольский за железной дорогой на Омск. 30 октября 1998 г. на месте захоронений на Текутьевском кладбище поставлен памятный камень.

В 1999 г. издательством «Тюменский курьер» издана «Книга расстрелянных» в двух томах, составленная Р.С. Гольдбергом, он же сделал к тексту комментарии. Это необычная книга. Это - мартиролог (книга памяти) погибших от рук НКВД людей в годы «большого террора» на территории всей Тюменской области: в Салехарде, Ханты-Мансийске, Тобольске, Тюмени, Ишиме.

«Дом НКВД» был окончательно разрушен 15 сентября 1998 г. Он построен в 1871 г. купцом М. Брюхановым. В начале века на первом этаже располагался один из первых тюменских кинотеатров «Палас». После того, как в 1954 г. из него выехали органы МТБ, здание передали пединституту под общежитие. В подвале, где расстреливали «врагов народа», устроили бакалейный магазинчик, потом архив уже университетской бухгалтерии. В 80-е гг. здание обветшало и не использовалось как общежитие, начало разрушаться. Был проект перестройки дома в здание банка.


Проход между у дома НКВД (21 мая 2017 г.)

Р.С. Гольдберг предлагал разрушить «Дом смерти» - тюменскую «тюрьму Бастилию», - «а вместо него на зеленой траве лужайки установить камень как напоминание, как назидание потомкам». Однако предложение не нашло поддержки. В 2000 г. университет начал на месте «дома НКВД» строительство библиотечно-информационного центра. Он трехэтажный, первый и второй этажи внешне повторяют старое здание. В октябре 2001 г. строительство закончили. 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, у его стены открыли памятный знак в виде гранитного камня, привезенного из карьера «Увильды» Челябинской области, с надписью: «Здесь в 1937-1938 гг. проводились массовые расстрелы невинных...НИКОГДА БОЛЬШЕ».


Источник: Иваненко А.С. Четыре века Тюмени. Очерки живой истории старинного сибирского города. — Тюмень: Радуга-Т, 2004. — 368 с.

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Октябрь 2024 (3)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (39)
Июль 2024 (49)
Июнь 2024 (33)
Май 2024 (42)
Календарь
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.