"Ангара" - пароход - музей в Иркутском микрорайоне
Пароход «Ангара» был спущен на воду озера Байкал 25 июля 1900 года в селе Лиственичном, куда его доставили в разобранном виде из Ньюкасла (Великобритания).
Из 12 кораблестроительных фирм заказ получила английская «Армстронг и Ко», взявшая на себя обязательства устроить ледокол по образу легендарного нансеновского «Фрама». Долгий путь пришлось проделать частям судна из Англии к берегам озера Байкал. Доставляли различными способами: водным северным путем, а потом до Енисея и железной дорогой. В Лиственничной, в плавучем доке, в течение полутора лет по частям была осуществлена сборка парома-ледокола. Одновременно осуществлялась постройка сложных портовых сооружений - молов в Баранчиках или порт Байкал и станции Мысовой.
Технические характеристики:
На строительстве портов в Сибири ежедневно трудилось до 1300 человек. О том, насколько это были грандиозные сооружения, говорит такой факт, что пристань в порту Байкал в море выдавалась на 0,5 километра. И на ее изготовление было вырублено 30 тысяч лиственниц.
Заказчиком судна выступил Комитет по постройке Сибирской железной дороги, который за два года до этого приобрел у «Армстронга» паром-ледокол «Байкал». Оба судна предназначались для обеспечения Байкальской железнодорожной переправы, как временная мера до постройки путей вокруг озера. Ледокол «Ангара» предназначался для прокладки пути во льдах для парома «Байкал», который не мог безопасно для груза преодолевать льды толщиной свыше 70 см.
До постройки Кругобайкальской железной дороги (КБЖД) в 1906 году связка «Ангара» — «Байкал» совершала регулярные рейсы через Байкал. После этого, из-за нехватки средств на содержание двух ледоколов, судно было поставлено на консервацию и десять лет находилось в бездействии.
В 1916 году ледокол вновь вышел в плаванье в связи с оживлением движения на КБЖД. После Октябрьской революции 1917 года пароход был национализирован и переоборудован для пассажирских перевозок. С началом Гражданской войны судно было вооружено двумя 6-дюймовыми орудиями и четырьмя пулеметами и стало совершать рейды по Байкалу. Осенью 1918 года, в связи с переходом власти в руки белых, «Ангара» вернулась под управление Байкальской железнодорожной переправы и была разоружена.
6 января 1920 года, во время бегства белых, на борту «Ангары» произошло массовое убийство 31 заложника из тюрьмы города Иркутска. По распоряжению подполковника А. И. Сипайло и начальника гарнизона станции Байкал штабс-капитана Годлевского арестованных раздели до нижнего белья и по одному выводили на палубу. Казак Лукин сзади ударял пленного по голове деревянной колотушкой, служащей для околки льда. Оглушенную жертву сбрасывали за борт. Убитые были сторонниками Политцентра, противостоявшего правительству Колчака. В их числе оказались видные эсеровские деятели Б.Д. Марков, П.Я. Михайлов, Н.П. Петров, Я.Ф. Терещенко, М.П. Храбров и Я.Я. Аунен. Среди погибших был отец историка А.П. Окладникова П.С. Окладников, служивший в Иркутске прапорщиком 56-го Сибирского стрелкового полка.
В мае, когда на Байкал вернулись красные, «Ангара» вошла в состав Байкальского отряда судов для борьбы с колчаковскими и каппелевскими отрядами. Ледокол входил в состав отряда до октября 1922 года.
25 декабря 1929 года ледокол потерпел крушение на обратном пути из Курбуликского залива и едва не затонул. В 1931—1932 годах, в связи с полученными повреждениями, судно прошло капитальный ремонт. Второй капитальный ремонт «Ангара» должна была пройти в июне 1941 года, который был отложен в связи с началом Великой Отечественной войны. Во время войны ледокол перевозил баржи с рыбой и ходил до 1949 года, когда был поставлен на второй капитальный ремонт.
Из-за осложнений с использованием старого стапеля, «Ангара» смогла выйти в плаванье только в июле 1960 года. Однако уже спустя два года, зимой 1962 года, пароход был исключен из состава флота в связи с износом оборудования. До 1967 года судно находилось в отстое, позднее оно было переведено в Иркутское водохранилище, где использовалось местным отделением ДОСААФ. В 1975 году общество отказалось от ледокола, и он должен был быть разрезан на металл, но про него забыли и «Ангара» долгое время простояла в одном из заливов Иркутского водохранилища.
В 1979 году судно было отбуксировано к Иркутской ГЭС в черту города Иркутска с целью организации на нем филиала областного краеведческого музея. Но, в 1983 году на приколе в микрорайоне Солнечный, в результате поджога, почти полностью выгорело и находилось в полузатопленном состоянии до 1987 года, когда по инициативе Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры было принято решение о реставрации парохода и превращения его в музей. Работы продолжались три года и 5 ноября 1990 года «Ангара» была поставлена на вечную стоянку на Иркутском водохранилище.
Весной 1991 года состоялось торжественное открытие «Ангары», переданного в вечное и безвозмездное пользование Иркутскому отделению ВООПИК. В то время в нем размещалась экспозиция Иркутского краеведческого музея «История судоходства на Ангаре и Байкале» и экспозиция «Музей сибирской фотографии» И.И. Козлова.
В 1993 г. культурно-экологический центр свою деятельность прекратил. «Музей сибирской фотографии» с ледокола съехал, т.к. не смог заплатить арендную плату Иркутскому отделению ВООПИК, владельцу ледокола. Экспозиция Иркутского областного краеведческого музея по распоряжению ВООПИК была перенесена с носовой части ледокола на корму. Четыре зала в носовой части, кают-компанию и капитанскую рубку ВООПИК сдал в аренду, чтобы иметь средства на содержание ледокола и вахтенной команды. По данному вопросу прошло несколько совещаний с администрацией музея и управлением культуры Иркутской области.
С 1993 по 1997 годы помещение «Ангары» арендовала редакция газеты «Номер один». Специально для журналистов оборудовали нижнюю палубу, которую в шутку называли трюмом. На средней палубе работал технический персонал редакции, на верхней — руководство. За четыре года корабль не раз посещали репортеры столичных и зарубежных изданий, которые живо интересовались как необычной редакцией, так и зарождением газеты новой формации.
С сентября 1997 г., большую часть арендной платы, на которую содержалась вахтенная команда и экспозиция, оплачивал Иркутский областной краеведческий музей. В 2002 г. ИОКМ расторг договор с ВООПИК и вывез свои экспонаты с ледокола «Ангара». В 2015 г. ледокол был возращен в собственность Иркутской области.
Музей состоит из двух экспозиционных комплексов:
История судоходства на оз. Байкал.
История ледокола «Ангара».
Первый комплекс – ведущий, в нем выделены следующие разделы:
Хозяйственная деятельность коренного населения Сибири, начиная с древнейших времен.
Казенное судоходство, Иркутское адмиралтейство и Навигацкая школа.
Деятельность частных пароходных компаний на оз. Байкал.
История Байкальской железнодорожной переправы Министерства путей сообщения.
История Восточно-Сибирского пароходства.
Значительно место в экспозиции уделено второму комплексу «История л/к «Ангара». Раскрывается тема через подлинные фотографии, документы, личные вещи бывших членов экипажа ледокола от первого капитана И.Ф. Мазура, принявшего «Ангару» в июле 1900 г. и до последнего капитана Н.Ф. Зубкова, поставившего судно в порт Байкал в 1963 г. Заканчивается осмотр посещением шахты машинно-котельного отделения, где демонстрируется работа подлинной машины английской фирмы «SIR VG Armstrong», построившей ледокол.
Адрес: Иркутск, ул. Маршала Жукова, 36 А.