ЗИЛ - 4421СЕ для соревнованиях по тракрейсингу
В 1989 году при Заводе имени Лихачева с целью участия в соревнованиях по тракрейсингу была создана спортивная команда. На базе серийного седельного тягача нового семейства было подготовлено три спортивных автомобиля-прототипа ЗиЛ-4421С (мощность до 900 л.с.) с импортными агрегатами. Бессменным пилотом заводской команды стал мастер спорта международного класса Александр Петрович Маркин, вторым номером в 1990-1991 годах выступал А. Пузырев.
По сумме очков в гонках 1992 года российский гонщик А. Маркин на ЗИЛ-4421C занял 5 место, в 1993 году он также был пятым.
Изначально оснащенный практически серийным отечественными комплектующими (импортным был только задний мост Raba) ЗиЛ-4421С был неконкурентоспособен на европейских кольцевых трассах. Поэтому руководством завода было «дано добро» на приобретение трех комплектов силовых агрегатов, состоящих из двигателя Cummins L10 и механической коробкой передач Eaton, с которыми команда начала сезон 1990 года.
В 1992 году техническая начинка 4421С была усовершенствована с учетом опыта, полученного английскими партнерами (по некоторым данным обновленная машина получила заводской индекс 4421СЕ). Появился дизель Caterpillar 3176, при помощи турбонагнетателя Schwitzer и электронной системы управления Lucas Electronics форсированный до 900 л.с. и 5-ступенчатая автоматическая коробка передач ZF 5HP-600.
Двигатель автомобиля для наилучшей развесовки был сильно смещен назад — в кабину. Коробка передач, с той же целью установленная ближе к центру базы, соединялась с двигателем карданным валом. Моторную электронику и коробку, купленную в единственном экземпляре, настраивали специально приглашенные специалисты фирм-производителей. Также использовали ведущий мост Rockwell S-160 с электроприводом блокировки дифференциала и передний мост от Ford Cargo с измененными поворотными кулаками и дисковыми тормозными механизмами Lucas.
Задние тормоза остались барабанными, но были использованы более надежные механизмы от того же Форд-Карго. Кроме того, тормозную систему дополнили системой жидкостного охлаждения передних тормозных механизмов и краном-распределителем, с помощью которого пилот мог «с рабочего места» изменять распределение усилия по осям, а в ходовой части применили регулируемые стабилизаторы поперечной устойчивости спереди и сзади.
Сезон 1994 года оказался последним для заводской команды — лихорадившему АМО ЗиЛ ее содержание стало не по плечу. Хотя и до этого финансирование кольцевой программы нельзя было назвать даже остаточным. Например, машина Маркина не была допущена на старт второй гонки 1993 года из-за изношенных шин, которые попросту нечем было заменить. При этом опыт участия ЗиЛа в гонках нельзя назвать бесславным: А. Маркин неоднократно поднимался на подиум, а в командном зачете по итогам сезона 1993 года ЗиЛ занял третье место в классе А — невиданный для отечественного автоспорта тех лет результат на международной арене.
Технические характеристики:
Сегодня, легендарный гоночный ЗИЛ 4421СЕ с мотором Caterpillar 900 л.с. от заводской команды ЗИЛ находится в автомобильном музее УГМК. Всего подобных машин было построено 3 экземпляра, с разными двигателями.
Долгое время он находился на территории музея Индустриальной культуры в Москве. В 2013 году его выкупил с завода по цене чермета автоколлекционер Владимир Киреев. В 2016 году закипел процесс реставрационных работ.
Работы проводили в Мастерской Андрея Мелькумова в Реутове. Для работ привлекли большинство специалистов из тех, которые изначально работали над созданием гоночного ЗИЛа, еще при заводе.
Грузовик был разобран до рамы, которую полностью восстановили и окрасили в оригинальный желтый гоночный цвет. Попутно заменили или восстановили все навесное оборудование.
Источники:
https://www.drive2.ru/c/2393258/
https://www.drive2.ru/c/592336326892759337/
https://rallyhistory.ru/viewtopic.php?id=4