Топ-100

Тюмень - форпост русского государства в Сибири

Опубликовал: zampolit, 8-12-2014, 18:15, Путешествие в историю, 2 346, 0

Мост влюбленных

История города Тюмени начинается с острога, поставленного в 1586 году «подле реки Туры, на устье Тюменки речки». В начале XVIII века в Тюмени сложилась структура, обычная для русского города: собственно город, или кремль, посад, слободы и монастыри, прикрывавшие подступы к городу. Это был уже достаточно населенный город (1600-1700 человек).

Общие очертания города следовали топографии местности. Расположенная между Турой и Тюменкой территория города имела как бы конусовидную форму, резко сужаясь при подходе к кремлю, стоявшему на самом мысу берега, и росла поэтапно в восточном направлении. При этом обращает на себя внимание регулярное начертание сети улиц, образованной пересечением больших протяженных направлений, идущих от внешнего острога к кремлю, и улиц, проложенных перпендикулярно к ним от берега Туры до берега Тюменки.

По мере роста города новые поселенцы, боясь потерять плечо соседа, пристраивались как можно плотнее. Компактность была непременным условием успешной обороны, так как совращалась протяженность острожной стены, находившейся в соответствии с числом воинов гарнизона.

Вид на монастырь и набережную

Но требование компактности приводило к чрезмерной скученности застройки, крайне неблагоприятной как с точки зрения пожарной, так и экологической безопасности. В связи со скученностью застройки основные экологические проблемы Тюмени были связаны с необходимостью удаления бытовых отходов и организацией водоснабжения. Замкнутая и стесненная в пределах городской стены жилая среда также оказывала отрицательное морально-экологическое влияние на жителей.

Тем не менее, поставленный на краю лесостепи, по которой то и дело прокатывались волны беспокойных кочевников, Тюмень первую сотню-полторы лет своей истории послужила важным форпостом Русского государства за Уралом.

После того как русские границы в Сибири отодвинулись к югу, Тюмень всецело предалась мирным занятиям. Через нее проходил сухопутный и водный путь на север и восток Сибири. В Тюмени брала начало караванная дорога в казахские степи и дальше с Бухару и Самарканд.

В конце XVIII века население Тюмени превысило 6 тысяч человек. Протяженность его от Ямской слободы до восточной окраины составляла две версты, ширина в западном конце – одну версту, в восточном – полверсты.

В городе появились ремесла. По переписи 1720 года в Тюмени работали 140 ремесленников, занятых в 23 отраслях. Ни в одном сибирском городе не было столь ярко выражена промышленная специализация. Тюмень приобрела известность выделкой кож, производством обуви, мыла, костяных гребней. Кожевни размещались в черте города по берегам Туры.

В начале XIX века Тюмень по выделке кож вышла на одно из первых мест среди городов России. На ее долю приходилось более половины кож, выделываемых во всей Западной Сибири. В этом город Тюмень был обязан своему благоприятному географическому положению. С одной стороны, тяготевшие к нему уезды доставляли дешевое кожевенное сырье. С другой стороны, под рукой был стабильный и емкий рынок сбыта- Ирбит с его крупнейшей в России ежегодной ярмаркой и Казахстан, всегда готовый поставить стада крупного рогатого скота, лошадей и овец в обмен на выделанные кожи, изделия из них и другие промышленные товары.

Судоремонтный завод

Из других производств в городе действовали клееваренные, салотопенные и мыловаренные заводы. Велась обработка железа, меди, серебра и других металлов, существовало кирпичное и гончарное производство.
В числе основных экологических проблем, кроме вышеназванных, в этот период развития города можно отметить загрязнение воды отходами кожевенного, клееваренного, мыловаренного и салотопенного производств.

Развитие города Тюмени в конце XIX и начале XX веков связано с его географическим положением, расположением на торговых путях. После двух лет строительства, в 1885 году вступила в строй железная дорога Екатеринбург- Тюмень. В 1910- 1912 годах рельсовый путь соединил Тюмень с Омском.

Железная дорога дала мощный импульс промышленному развитию Тюмени. Она становится центром крупного лесопромышленного района. В начале XX века в городе действовали шесть лесопильных заводов. В 1889 году вошла в строй писчебумажная, а в 1905 году – спичечная фабрика.

Железная дорога удешевила провоз уральского металла, в Тюмени стали развиваться металлообрабатывающие производства. В 1900 году предприниматель Машаров организовал чугунолитейный завод, который производил печное литье, посуду, турбины для мельниц, оборудование для маслодельных заводов, гвозди. Позднее появились механические заводы Котельникова, Кругляшова, «Сибирской компании». Как и прежде, в начале XX века Тюмень являлась крупным центром кожевенной промышленности.

В 1915 году по данным фабричной инспекции в Тюмени было не менее 50 крупных промышленных предприятий, 8 судостроительных и судоремонтных заводов и верфей, около 600 мелких предприятий с общим числом рабочих свыше семи тысячи человек.

Музей царской семьи

Развитие промышленности и транспорта обусловливало быстрый рост города. С середины XIX до начала XX века население Тюмени увеличилось в 4,3 раза и в 1914 году составило 42000 человек.

Значительно возросший потенциал промышленности и транспорта при несовершенстве используемых технологий, размещении предприятий без учета господствующих направлений ветров, часто в непосредственной близости от водных источников, отсутствие каких бы то ни было мероприятий по гигиене и безопасности труда создавал неблагоприятные экологические условия в городе. Токсичная металлическая пыль, едкие пары органических соединений становились причиной распространения заболеваний органов дыхания и кожи, как у рабочих, так и населения района, примыкающих к промышленным предприятиям.

Открытие в начале 1960-х годов нефтегазовых месторождений на севере области явилось началом экспоненциального роста Тюмени во всех отношениях: промышленном, транспортном, энергетическом и градостроительном. В течение короткого периода времени возникли новые, связанные с нефтегазодобычей, промышленные предприятия (Электрон, Нефтемаш, Газстроймаш, экспериментальный завод блочных устройств – ЭЗБУ и др.), поменяли свой профиль существующие. Судостроительный- судоремонтный завод освоил выпуск новых судов для транспортировки промыслового оборудования, станкостроительный отправлял на Север лебедки, турбомеханический – теплоэлетрогенераторы, приборостроительный – геофизическую аппаратуру. Завод медицинского оборудования и инструментов работал над запасными частями запорной арматуры.

В этот же период возросла мощность всех видов внешнего транспорта. Тюмень стала крупным железнодорожным узлом в связи со строительством железной дороги от станции Войновка в районы нефтедобычи, на города Тобольск и Сургут.

Естественно, бурный экономический рост города отразился на его населенности. Всего за 20 лет население Тюмени возросло с 150 тысяч человек в 1959 году до 359 тысяч – в 1979 году, то есть на 10000 человек в год. За следующие два года число жителей города выросло на 41000 человек и в 1981 году составило 400 тысяч по городу в целом. Рост составил более 20000 человека в год. Для сравнения, за всю предыдущую история (1586-1959 гг.) среднегодовой рост не превышал 400 человек.

На 1 января 2014 года население города составило 679 861 человек, то есть с 1981 года возросло почти на 300 тысяч человек.

Прогулочный теплоход

Соответственно с ускоренным ростом численности населения возрастала и территория города. Анализ проектов генеральных планов городов показал, что за 15-летний период интенсивного развития Тюмени, территория города увеличилась на 200%. К сожалению, территориальный рост города не всегда соответствовал основным документам градостроительного процесса тех лет- Генеральном у плану и Проектам размещения, разрабатываемым с 1976 года «Тюменьгражданпроектом». И строили не то, что необходимо городу, а то, что нужнее и выгоднее ведомству – так называемое «чистое жилье» без объектов обслуживания, благоустройства, инженерного обеспечения, без сооружений общегородского значения. В итоге город ушел от реки, шагнул через железную дорогу, захватил ценные сельскохозяйственные земли, отсек от города Юго-Восточным промышленным углом перспективную зону отдыха- Андреевское озеро, расползся на огромной территории, вышел на пойменную часть, отдав благоприятные для жилищного строительства береговые территории под базы и предприятия развивающегося нефтегазового комплекса.

Исторический путь развития, пройденный Тюменью от города- крепости до современного промышленного города, является характерным для большинства крупных промышленных центров России. В отличии от промышленных городов, возникших в период индустриализации страны в 1930-40- х годах с двухчастным пространственным решением, состоящим из промышленных и жилых зон, города, аналогичные Тюмени, имеют многослойную архитектурно-планировочную структуру.
Источник – «Экология города Тюмени», Гусейнов А.Н., «Слово». Тюмень- 2001 г.скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.