Топ-100

ЗИЛ-111 — советский легковой автомобиль высшего и представительского класса с кузовами «седан», «лимузин» и «фаэтон»

Опубликовал: dokaspez, 26-04-2023, 22:16, Техника и вооружение , 344, 0

ЗИЛ-111В в Автомобильном музее УГМК (5 февраля 2023 г.)

ЗИЛ-111 — советский легковой автомобиль высшего и представительского класса с кузовами длиннобазный «седан», «лимузин» и «фаэтон», малыми сериями выпускавшийся на Заводе имени Лихачева в Москве с 1958 по 1967 год. Сменил модель поколения ЗиС-110, до 1961 года выпускался параллельно с ней.

С 1962 года выпускалась рестайлинговая модель под индексом «111Г» с сильно видоизмененными передней и задней частями кузова. Всего было выпущено 112 экземпляров всех модификаций. В 1967 году на смену данной модели пришла ЗиЛ-114.

Уже к рубежу сороковых и пятидесятых годов «главный» автомобиль Советского государства — ЗИС-110 — существенно устарел как внешне, так и технически. Стало ясно, что в ближайшее время он не сможет полноценно выполнять представительские функции, не соответствуя имиджу СССР как мировой сверхдержавы.

В 1948 году был построен автомобиль ЗИС-110М с шасси № 5, представлявший собой шасси серийного ЗИС-110, на которое был установлен кузов, выполненный в том же стиле, что и серийная модель, но более современных форм — с понтонной боковиной, стилистически похожий на увеличенную «Победу» или «Packard» модели 1948 года. Это был просто опытный образец. На заводе его неофициально иногда называли ЗИС-111, но официально он под этим наименованием нигде не значился.


Предшественник - ЗиС - 110Б с открытым верхом (5 февраля 2023 г.)

В начале-середине 1950-х годов по проекту дизайнера ЗИСа (с 1956 годаЗИЛ) Валентина Росткова был построен следующий образец, уже на новом шасси, разработанным группой конструкторов ЗИЛа во главе с А.Н. Островцевым (который также был и главным конструктором ЗИС-110), и обозначавшийся как ЗИС-111 «Москва».

Он имел более современный кузов, стилистически представлявший собой компиляцию различных элементов американских автомобилей среднего и высшего класса первой половины 1950-х годов — главным образом марок Cadillac, Packard и Buick. В 1956 году автомобиль выставлялся на ВДНХ, особого интереса у публики не вызвав. Тем более, к этому времени он уже отставал от новых американских моделей, которые к 1955 модельному году резко сменили внешнее оформление.

Понимая это, руководство завода поставило работу над автомобилем на конкурсную основу. Предложений поступило множество, наиболее примечательны были два из них — почти готовая к серийному выпуску «Москва» Росткова и проект стороннего дизайнера — Льва Еремеева с ГАЗа, ранее работавшего над автомобилем ГАЗ-12 (ЗИМ-12), а параллельно — над «Волгой» ГАЗ-21 и проектом ЗИМ-13, который позднее стал ГАЗ-13«Чайка». Проект Еремеева был признан более перспективным, и в 1956 году был готов натурный макет из пластилина. Конкурент Л. Еремеева В. Ростков к этому времени покинул завод, не сумев смириться со своим поражением.

Конструкция ЗИЛ-111 имела практически все обычные атрибуты американских автомобилей среднего-высшего класса середины 1950-х годов: большие панорамные стекла, рамное шасси с независимой пружинной подвеской передних колес и рессорной зависимой задних, V-образный восьмицилиндровый двигатель ЗИЛ-111 (его дефорсированная версия устанавливалась на автомобили ЗИЛ-130, 131) большого рабочего объема — почти 6 литров, автоматическую коробку передач с гидротрансформатором (за образец при проектировании была взята АКПП PowerFlite фирмы Imperial), гидроусилитель руля, многоконтурную систему барабанных тормозов с усилителями каскадной схемы, автоматический (электрический) привод стеклоподъемников, и др.

В 1959 году в серию пошла модификация ЗИЛ-111А, оборудованная советской установкой кондиционирования воздуха. Внешне от базового ЗИЛ-111 он отличался задним стеклом значительно меньшего размера.


ЗИЛ-111В - вид сбоку (5 февраля 2023 г.)

В 1960 году мелкими сериями началось изготовление фаэтона ЗИЛ-111В. Инженерам ЗиЛ удалось привнести свои новаторские элементы: по их проекту автомобиль был сделан четырехдверным, комфортабельный салон стал более вместительным — в нем могло располагаться 7 человек.

При плохих погодных условиях салон автомобиля накрывался легкой матерчатой крышей. Механизм поднятия крыши приводился в действие с помощью электрогидравлического подъемного устройства. Для поднятия верха достаточно было нажать на расположенную под приборным щитком кнопку. У каждого из парадных экземпляров имелась антенна. Располагалась такая антенна на заднем крыле. Ее назначение было больше декоративным, чем функциональным. Наличие такого атрибута добавляло солидности.

На такой машине ехал Юрий Гагарин во время его торжественной встречи в Москве в апреле 1961 года.

Масса в снаряженном состоянии 2775 кг. колесная база 3760 мм., двигатель V8 объемом 6 л. мощность 200 л\с. максимальная скорость 170 км\ч.

Производился автомобиль по особому заказу — 12 экземпляров (5 черных и 7 серо-голубых). На центральную перегородку в салоне устанавливался поручень, чтобы высокопоставленные пассажиры могли с удобством ехать стоя и приветствовать зрителей.

Ориентирование на переменчивую американскую автомобильную моду пятидесятых годов, которая характеризовалась вызывающими размерами, обилием хромированного декора, многоцветной окраской, мощными двигателями и очень быстрым (раз в два-три года) обновлением модельного ряда, сделало ЗИЛ-111 морально устаревшим уже к началу шестидесятых годов, что обусловило насущную необходимость спешной модернизации автомобиля, бывшего «лицом» отрасли и государства.

Результатом модернизации стал ЗИЛ-111Г (1962-1967). Он имел впервые примененную на советском автомобиле четырехфарную систему головного света, круглые задние фонари и стреловидные боковые молдинги. Кондиционер стал стандартным оборудованием на всех автомобилях. Изменения внешнего вида и оборудования салона (кондиционер, отделка) сделали автомобиль длиннее на 50 мм и тяжелее на 210 кг.

На базе ЗИЛ-111Г было также построено несколько открытых парадных фаэтонов, получивших индекс ЗИЛ-111Д. Первый экземпляр был собран в начале 1963 года, за ним последовала небольшая серия, четыре автомобиля из которой предназначались для первомайских и октябрьских торжеств. По данным музея АМО ЗИЛ, общее количество построенных парадных фаэтонов ЗИЛ-111Д составило восемь единиц.

К этому времени в заводском КБ уже полным ходом шли работы по созданию принципиально нового семейства — ЗИЛ-114 / ЗИЛ-117, внешность которых, при сохранении «проамериканской» ориентации, уже не была напрямую связана с каким-либо иностранным аналогом.

Всего с 1958 по 1967 годы было собрано 112 автомобилей семейства ЗИЛ-111 — почти в 19 раз меньше, чем его предшественника ЗИС-110.

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/ЗИЛ-111
https://dar-web.ru/st_zil111v_adaptiv.php


скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (40)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.